Никанор Босой - сегодня в 16:19
Кобелев В. Н., Милованов А. Г. Ракеты-носители.
И авторы тут же расписывают, что советская Н-1 изначально создавалась в рамках системы универсальных ракет для вывода полезных нагрузок от 5 до 165 тонн...
Действительно, две верхних ступени "лунной" Н-1 предполагалось использовать как самостоятельные менее мощные носители, они имели индекс Н-11 и Н-111. При создании Энергии, а сейчас и Ангары применяется другая, т.н. пакетная схема, но она тоже предполагает унификацию, а в дальнейшем, при наличии парашютной системы на отстреливаемых ступенях, и многоразовость.
beloff - сегодня в 17:03
по легенде это щели не в герметичной обшивке, а в теплоизоляционной. Правда, это тоже чести не добавляет - такая фигня говорит о низкой весовой культуре изделия в первую очередь.
Не только о весовой (впрочем, и о ней мы не так много знаем), но и о конструкторской, а также о производственной. Уж за 250 млн. тогдашних $, а Сатурн-5 стоил тогда 185, можно было и какой-нибудь более культурный макет сварганить, пайку, что-ли применить. Ведь если сравнить его с советским, то это просто небо и земля!
Кроме всего прочего, был у американского ЛМ один конструкторский ляп, который вряд ли позволил бы ему взлететь с Луны - это крохотный, не более 100 мм зазор между соплом возвращаемого аппарата и панелью остающейся на Луне ступени. У советского ЛМ, например, посадку и взлет обеспечивал один и тот же двигатель.
Помимо королевского лунного проекта был и челомеевский, по своему очень интересный и рассчитанный на ракету-носитель УР-700 или 2 запуска УР-500 Протон. Кое-что осуществлено было в железе:
В нем посадку на Луну производил космический корабль целиком, со всеми 3 космонавтами, а сам корабль по форме, размерам и компоновке очень напоминает Аполлон.
Я не понимал, зачем на нашем луннике этот вогнутый объем (на 1-м снимке - справа), а это для лучшего обзора космонавту из иллюминатора при посадке!
Вот и сравниваешь невольно с американским модулем, где из крохотных иллюминаторов обзор отвратительный.