По правде говоря, автор позволил себе называть часом не 60 минут, а плюс-минус около того, так сказать, по-народному.
Почему?
Во-первых, это красиво удобно, ибо дает простые и понятные опорные критерии, во-вторых, никакой существенной (да и несущественной) практической пользы поминутная хронология при анализе событий вечером 1 февраля на склоне 1079 и около него не дает и дать не может.
Поэтому и кавычить это удобное слово час таки не буду…
Час первый: от «вселения» до «исхода»
Час второй: от «исхода» до «Кедра»
Час третий: от «Кедра» до гибели.
1-й час.Скорее всего, он был поболе 60 минут раза в два, а то и три. Но это не важно. Важно то, что группа полностью и в полной мере устроилась на ночевку.
Это значит, раз: туристы распаковались, переоделись, вещи (карманного формата) и одежду (штормовую и невостребованную на эту ночь) уложили «под матрас», на котором расстелили одеяла.
Это значит, два: (по мелочам, по деталям) на голове Люды обязательно была шапочка, как минимум одна - на голове Зины были две. На ногах Кривонищенко были меховые чуни. На левой ноге Дятлова поверх хб гольфа был надет шерстяной белый носок. Пусть, не белый, но шерстяной обязательно.
Без этих мелочей сидеть в непротопленной палатке при минусовой температуре сильно-больного свежего воздуха пусть даже хотя бы один час – дураков нет и быть не могло.
Это значит, три: известная «финка» Кривонищенко, как и нож «финского типа» Тибо были упакованы, т.е. разложены по своим карманам, а карманы – «под матрас».
2-й час. В самом его начале что-то случилось – это бесспорно, это факт. Что-то, что заставило туристов покинуть палатку – это бесспорно, это факт.
После выхода, туристы не разбежались в разные стороны куда подальше, никто из них не кинулся по самому распространенному при панике и полной «непонятке» направлению: туда, откуда пришли.
Всё ровно наоборот: группа отходит от палатки на расстояние, с которого палатка остается в пределах прямой видимости, и останавливается около Кедра – оптимальное место для аварийной (да и штатной) передышки. Разводят костер, ровно такой, какой нужен в этом месте в это время и в этих условиях. Это костер-маячок, на который можно (и нужно) ориентироваться при обустройстве аварийной остановки. Он не для согрева – холод во второй час – на семнадцатом месте. Он, костер - для организации. Чтобы не растерять группу ночью в зимнем лесу в незнаком месте, да.
Это значит, раз: весь второй час туристы контролируют групповое поведение, знают что надо делать и могут это делать.
Это значит, два: никакой паники и близко не было, как не было и нет никаких признаков придуманного известными сочинителями полного «атаса» вечером 1 февраля на склоне 1079. Туристы по доступным им признакам посчитали нежелательным и потенциально опасным пребывание на склоне 1079. При этом никакого непосредственного нападения на ГД не было. Если было бы – там всё и закончилось.
А вот угроза была и именно эта угроза вынудила туристов покинуть палатку.
Ну, и это значит, три: около Кедра туристы определились, что им надо делать и в какой последовательности.
3-й час. Что делать – для ГД в начале третьего часа – ни разу не вопрос. Это - план. Простой, ибо ничего сверхъестественного или экстраординарного в их положении и состоянии не было. Первое: заготовить топливо, которого рядом и около в шаговой доступности – хватило бы до лета (не сучья ломать, не на Кедр лазить – найти 3-4 боле-мене сухостойных ствола и бросить в костер – на всю ночь) Второе: наломать лапника (лучше с пихты), которого вокруг и около в шаговой доступности было больше, чем им было надо И третье: нагнуться и поднять из-под ног стройматериал для каркаса укрытия – для этого добрая уральская природа устроила там склад и не один – о кучах валежника (строго говоря, это не совсем валежник, но не суть) говорят т.н. свидетели, те, кто был около Кедра.
Это значит, раз: никакие «елочки» туристам в том месте в то время в тех условиях были и даром не нужны. Тем более, срезать (!) ножом (!) пихты (!)
Понятно, что не способные отличить ель от пихты, неспособны и догадаться, что пилить, рубить, не говоря уже про резать пихты – зимой ночью в сугробе – невозможно. Прежде всего, из-за характерных особенностей расположения веток пихты. Да и всё остальное – категорически против. Но самое вкусное: стволы живых пихт (елок, сосен, березок и т.п.) даром не нужны были туристам. Лапник – да. Валежник – да. Сухостойные стволы – да. Которые просто – подходи и бери. И туристы ГД всё это знали – плавали же, в дневниках всё ж расписано.
Знали. Но ничего понятного и необходимого не делали и не сделали.
Никакой холод, никакой ветер, никакой снег не могли помешать им сделать то, что они наметили. Ровно напротив: и холод, и ветер, и снег - даже если в тот час туристы их еще не чувствовали буквально и натурально – должны были подгонять группу, мотивировать туристов.
В этот час главный и единственный здравомысленный вопрос не в том, что или кто убил туристов? Но в том, кто или что не позволило туристам устроиться на ночевку в лесу.
Это значит, два: если природа не причем, то – кто? Понятно же: не природа. Не дед мороз. Не ветродуй. Не вездесущая лавина.
Девять трупов – и вдруг снежком засыпало насмерть?!
Догадываюсь, что если сейчас оборву свое кино повествование, не ответив на вопрос - кто ЖЕ виноват? – за мою виртуальную жизнь на форуме никто и рубля не даст. Но бойся-не бойся, а только всё нужно делать вовремя.
Искать виновных надо было тогда и там. А сейчас и здесь мы можем – в лучшем случае – снять подозрения с невиновных.
Стихийную силу я таки отмазал (прошу там, где следует, это учесть).
Государство (как государство) тоже не при чём. Не было в СССР карательных структур. Ни в СА, ни в ВВ невозможно было сформировать подразделение, готовое и способное ликвидировать группу гражданских. Особо скажу за в/ч 6602, вернее за 32 отдел конвойной охраны. Никакого отношения ни эта часть в целом, ни тем более известный охотник-следопыт-спецназовец капитан Чернышов, к гибели туристов не имели и иметь не могли. Потому что.
СССР таки себя уважал и если кто-то посягнул на его интересы, расправа была бы публичной, демонстративной и поучительной.
Но ни как не тайной, да еще в такой цирковой форме..
Если туристы стали свидетелями или жертвами каких-то государственных испытаний или штатных мероприятий, то рубить концы компетентные товарищи не стали бы категорически. Напротив: если бы ГД краешком коснулась государственных секретов, то взяли бы всех и сразу: Юдина, тех, кто собирался, но не пошел, тех, кто имел к организации похода хотя бы косвенное отношение. Тряхнули бы родственников. Знакомых. Вижайских всех бы захомутали, кстати. И «лесника» лесничего Ремпеля, давшего карты, в особенности.
Да что я рассказываю…
И уж совсем не при чем аборигены и их опиум религиозные особенности. При всем моем уважении, убийцы из манси, да еще такие изысканные – ну не может кошка крякать, а утка мычать.
Кто на что учился, да…
Беглые зеки – смешно. Эти боятся не то что фигуры или громкого звука – любой шорох будут обходить десятой дорогой. И в стыке с группой, в которой семь здоровых во всех отношениях мужчин, доходяги могут отличиться разве что своей традиционной истерикой.
«Черные» золотостаратели? Ну, про насекомых – это к специалистом надо. В конце 50-х в самовольной добычей золота мог заняться только тот, которого больше никуда не брали. Дно – во всех отношениях.
И таки всё же: кто?
Это группа, сопоставимая по численности с ГД. Плюс-минус.
Вооружены, огнестрельное и прочее.
Экипированы с учетом местных территориальных и погодных условий.
Вполне возможно в форменной одежде, не вызывающей не нужных вопросов о праве пребывания там и тогда у всяких разных встречных. Которые, кстати, на вопрос следователя – а не видели ли вы кого-нибудь постороннего там-то и тогда-то? – уверенно ответят, что нет, не видели.
Если не у всех, то у командной части – военный опыт.
Если не у всех, то у большинства – опыт конвойной и охранной службы.
У всех без исключения – готовность и умение убивать.
Не исключаю, что в составе был (и) абориген – но не как манси, но как проводник и соучастник.
Сформировать такую группу официально в составе армейского или военизированного подразделения – не было никакой возможности при советской власти. Ибо советской власти такая группа была не нужна, а у армейского начальства не было привычки оказываться крайним.
Но сформировать неформальную группу с такими характеристиками - в то время в том месте – с этим проблем не было. Бывших и неприкаянных в Ивделе и районе было как грязи.
А вот те, кто собирал, формировал и прикрывал, боли очень даче официальными и государственными. Правда, сильно больно и часто путали свою шерсть с государственной. Именно эта «крыша» умело, хотя и примитивно, разгоняла туфту о коварстве природы и о том, что туристы посягнули-де на государственные тайны и секреты.
За что и поплатились. Поэтому и сами виноваты. Так Иванов в свое сочинении и написал.