1.2 Зафиксированные упоминания обрядовых действийВ статье Майи Пискаревой
«Мансийский след. Часть третья. Чисто мансийское убийство.»
http://zhurnal.lib.ru/p/piskarewa_m_l/mansled3.shtmlПрисутствует следующие упоминания:
«Один из вижайцев делился воспоминаниями о том, как ему однажды довелось увидеть у Хой-Эквы на празднике огромные медные чаны для варки, в которых мог поместиться целый олень.»То есть, из данного фрагмента следует:
- в районе Хой-Эква был праздник манси
- на празднике присутствовал житель Вижая, то есть приглашенный русский гость
- праздник сопровождался обрядовой трапезой, перед которой забивали оленей
- для трапезы использовались огромные медные чаны для варки, в которые мог поместиться целый олень, то есть мероприятие подразумевало значительное количество присутствующих
Это сообщение взаимосвязано с другим, так же касающимся праздника в районе горы Хой-Эква, который также видел посторонний:
А. АРХИПОВ Высота 1079 - «АиФ-Урал» №2,3, 2004 г.
http://urbibl.ru/Stat/Pereval_Dyatlova/visota_1079.htmцитирует воспоминания старшего штурмана 123-го летного отряда Уральского управления гражданской авиации Карпушина Г.А.
со слов Г.А.Карпушина:
«А в районе перевала Дятлова есть небольшая гора-вулкан Хой-Эква. Там в августе 1949 года, производя съемку местности с воздуха, мы заметили просто огромное число манси на оленьих упряжках, которые съехались сюда из окрестных поселков. Вспомнив рассказы, которые я слышал ранее, предполагаю, что именно здесь расположено языческое капище.»Если учитывать, что регулярные календарные праздники, посвященные одним и тем же праздничным датам, обскими уграми справляются в одно и тоже время и, как правило, с одной сложившейся территориальной привязкой, то надо предполагать, что и первый праздник, о котором сообщил М.Пискаревой неизвестный житель Вижая, так же проходил в августе месяце.
В августе манси справляют большой праздник Ильин день ( манс.
Илья Хōтал), один из самых значительных среди календарных, который связан с началом мужского (зимнего) времени года и временем, когда у домашних оленей заканчивается линька и их начинают перегонять с гор и забивать на шкуры и мясо.
Поскольку в районе Хой-Эквы заканчивается гористая часть, находились издавна существующие селения манси (см.1.1 Территория и поселения) и проходили перегонные тропы в другие селения на востоке, то место для общего праздника вполне логично должно находиться в районе подножия горы Хой-Эква. Однако это никак не может служить доказательством, что Хой-Эква является сакральным объектом, связанным с этим событием. Скорее наоборот.
Общая часть
Илья Хōтал не являлась закрытым мероприятием. На него часто приглашались гости, в том числе и русские. О таком приглашении, в частности, говорит А.К.Матвеев в
Материалах IV Мансийской экспедиции (3 июля – 22 августа 1971г.), проходившей именно в этом районе.
Однако есть прямые свидетельства, что сакральная часть
Илья Хōтал проходила закрыто, в святилище, в совсем в другом месте.
Т.П.Бахтиярова Праздники верхнелозьвинских мансии // Сборник 25 ноября 2016 - Ч.2 Исторические и социологические исследования – 2017 Если дополнительно учитывать, что даже исходя из названия Хой-Эква, локальная зона горы связана с женской ипостасью, а
Илья Хōтал мужской праздник, то связывать гору и праздничные события в августе вряд ли возможно даже гипотетически. Следовательно, они тем более не могут служить доказательством наличия значимого сакрального объекта (святилища) на Хой-Экве.