Прочитал книжку Клиффорда Саймака - три типа "романа" "Снова и снова", "Порождения разума" и "Кукла судьбы". Ну как бы какие эпитеты можно подобрать... Фрагментарно - проблескивают интересные, возможно повлиявшие на творчество других фантастов моменты (например Ухарь в кукле судьбы очень похож на собакоподобное существо в творчестве Стругацких). А в целом, что поражает - какая-то совершенно не объяснимая вольность в квази-логике происходящих событий - как хочу, так и пишу. Ну повернулась у меня вот так фантастическая мысль - и наплевать на какую - то логику, на здравый смысл. Окончательно меня убила концовка Куклы судьбы (кстати, почему Саймак назвал своё произведение "Кукла судьбы", если эта кукла собственно никакой роли в происходящем не играет (или это не акцентировано), ну так вот, что меня так сказать добило - это когда главные герои с помощью внезапно возникшей гениальности робота освободили свой корабль от так сказать плена планеты, как Вы думаете, что они сделали? Полетели на этом корабле спасать кого-то? Нет) Бросили корабль (который какие-то силы могли снова замуровать, следуя всему предыдущему повествованию) и пешком пошли опять-таки спасать кого-то. Как-бы время идет... И с современной колокольни многие фантастические произведения, тот же Убик Филиппа Дика (который в своё время мне лично "снес башку" своей запредельностью и как-бы антиматериалистичностью) сейчас кажутся, имхо, чудовищно нелогичными - почему герои того же Убика принимали те или иные решения, почему происходило то-то а не то-то... Тупо автору так захотелось. Стругацкие, имхо, этот "детский возраст" фантастики как бы изначально переступили (прочитав, видимо, многое из зарубежной фантастики) и перешли к такой, я бы сказал, взрослой фантастике... "Град обреченный", имхо, шедевр, или те же "Гадкие лебеди" и мне наплевать например на то, что Борис Стругацкий был убежденным "либералом" как следует из его интервью...