Погода
Здесь необходимо прерваться для того, чтобы описать погодные условия в конце января начале февраля 1959 г. По данным карт погоды с 29 января по 1 февраля над районом, где проходил лыжный маршрут туристов, господствовали циклоны, которые обуславливали относительно теплую погоду. 30 января циклон, с центром над Баренцовым морем начал передвигаться на юго-восток. 31 января центр этого циклона располагался над южной оконечностью о. Новая Земля, а 1 февраля – над северо-западной частью Западной Сибири. 2 февраля на Северном Урале в тылу отходящего балтийского циклона возникла область повышенного давления (см. рис. 1).
Рис. 1. Фрагменты карт давления на уровне моря и высоты геопотенциала на уровне 500 гПа Европы и сопредельных территорий с 30 января по 2 февраля 1959 г. (все данные на 00 часов по UTC). Источник:
www.wetterzentrale.de.
Примечания. Различными цветами показаны значения геопотенциала (легенда размещена справа, значения в декаметрах), давление на уровне моря (в гПа) показано изобарами (белые линии). T – центр циклона, H – центр антициклона. Красным кружком обозначено место аварии.
Средняя, минимальная и максимальная температура накануне, во время и после трагических событий в населенных пунктах[10], образующих четырехугольник, в пределах которого расположен район событий, представлена на рис. 2. Во всех четырех пунктах средняя и максимальная температура 31 января и 1 февраля имеют незначительный разброс: в пределах 1–2 градусов C. Учитывая то, что 31 января и 1 февраля во всех этих населенных пунктах температуру воздуха определял один и тот же обширный циклон, а также с учетом возможного влияния фёна[11] на температуру воздуха на подветренном склоне ГУХ, можно с достаточно большой уверенностью предположить, что 1 февраля средняя, максимальная и минимальная температуры на восточном склоне ГУХ в районе аварии составляли не ниже: -10 градусов C, -6 C градусов С и -16 градусов C, соответственно. Кстати, о фёне на восточном склоне ГУХ говорится в дневнике группы в записи от 31 января, сделанной И. А. Дятловым: «ветер западный, теплый пронзительный, скорость ветра подобна скорости воздуха при подъеме самолета».
Рис. 2. Максимальная, средняя и минимальная температура воздуха (в градусах, C) в населенных пунктах, расположенных вблизи места аварии, с 30 января по 2 февраля 1959 г. Источник данных:
http://www.tutiempo.net/en/Climate. На последних фотографиях туристов, сделанных во время установки палатки 1 февраля 1959 г. в конце светлого времени суток (и несколько раньше на водоразделе р. Ауспия и р. Лозьва) видна метель (возможно низовая, учитывая влияние фёна на осадки). Известно (например, Астапенко П. Д. «Вопросы о погоде». 1982), что метелевая обстановка обычно возникает при прохождении атмосферных фронтов, и длительные затяжные метели чаще всего возникают на теплых фронтах. Есть интересные наблюдения по следам оленей «на пьедесталах», сделанные в горных тундрах Кольского полуострова (статья О. И. Семенова-Тян-Шанского в сборнике «Методы учета численности и географического распределения наземных позвоночных». 1952), которые возникали, если животные оставляли следы перед метелью или во время метели. Исходя из этого и учитывая то, что ниже палатки сохранились аналогичные следы туристов можно предположить, что в районе аварии метель продолжалась, по крайней мере, со второй половины дня (1 февраля), когда туристы поднялись на перевал и до момента спуска туристов вниз по склону (поздним вечером того же дня). Таким образом, 1 февраля во время аварийной ситуации у палатки, стояла не очень холодная погода с низовой (или общей) метелью[12]; которая определялась балтийским циклоном, судя по тому, что в снегу хорошо отпечатались следы туристов, температура воздуха была близка к максимальной (-6 градусов C) или даже несколько выше. Ветер был северо-западным (или западным), поскольку известно, что в циклонах ветер дует против часовой стрелки, вокруг центра низкого давления, а центр балтийского циклона 1 февраля находился северо-восточнее места аварии.
Также необходимо отметить следующее, вечером 1 февраля район аварии оказался в тылу уходящего балтийского циклона. В горных условиях при подобной синоптической ситуации в зимних условиях может возникать холодный резкий, как правило, очень сильный ветер – бора (ранее о возможности возникновения боры говорилось в версии пластовой лавины). Бора обычно возникает при приближении сформированного в холодной воздушной массе антициклона или его гребня к невысокому горному кряжу или хребту с севера. Стремительно спускаясь вниз по невысокому горному склону, холодный воздух вытесняет располагающийся ниже более теплый воздух, возникает очень сильная турбулентность, порождающая множество вихрей, ветер у поверхности земли носит шквалистый характер, с резким изменением направления и скорости. Классические примеры боры – это Новороссийская бора (скорость ветра может достигать 60 м/с) и сарма, возникающая в устье р. Сарма, впадающей в оз. Байкал (скорость ветра от 15 до 40 м/с; Астапенко П. Д. «Вопросы о погоде». 1982). 25 января 1959 г. лесничий Вижайского лесничества И. Д. Ремпель, ознакомившись с маршрутов туристов, предупредил их, что «в зимнее время идти по уральскому хребту опасно т.к. там имеются большие ущелья, ямы в которые можно провалиться и кроме того там свирепствуют сильные ветры, сносят людей» (из материалов уголовного дела, источник:
http://pereval1959.forum24.ru/?1-9-0-00000021-000-20-0#027). Местным жителям было известно, что «когда на гольцах закурится снежная дымка, так бури жди, беги вниз в лес» (блокноты Г. К. Григорьева, источник:
http://infodjatlov.narod.ru/Bloknoty_Grigorev_bf.doc).
События после аварии
После аварии принимается решение спуститься к лабазу (впервые это предположение сделано М. А. Аксельродом), который расположен в более тихом месте и не очень далеко, где есть продукты, аптечка, запасная обувь (две пары), пара лыж и заготовленные дрова. Откуда можно будет послать гонцов за помощью и где можно будет создать наиболее комфортные условия для раненных (оставаться у палатки не имело смысла из-за отсутствия укрытия от сильного ветра и источника тепла).
Туристы принимают решение, спускаться без обуви, поскольку лыжные ботинки и валенки на заснеженном склоне не обеспечивали безопасный спуск (любое падение могло усугубить положение раненных). По этой же причине, они могли отказаться от верхней одежды, поскольку она могла стеснять движения, например, куртки-штормовки могли заледенеть после установки палатки во время метели. Кроме этого им предстояла тяжелая работа с усиленной теплоотдачей, которая могла привести к намоканию одежды в результате потоотделения, а туристы понимали, что в эту бессонную ночь им (наиболее дееспособным) предстоит выполнить большой объем работы, связанный с обустройством лагеря, заготовкой дров, переносом вещей с места аварии к лабазу, и, кроме этого, кому то из них в ближайшее время предстояло отправиться в двух-трёх дневный лыжный переход за помощью и для этого необходимо было постараться сохранить одежду сухой. При принятии этого решения также учитывались погодные условия, которые позволяли произвести эвакуацию раненных к лабазу в выбранной туристами экипировке без особого ущерба для здоровья (некоторое игнорирование собственной безопасности в этой аварийной ситуации вполне объяснимо). Через полтора-два часа часть туристов планировала вернуться к палатке, причем при необходимости они могли надеть обувь, которая была в лабазе и (или) использовать обувь тяжелораненых. Также, в случае необходимости, они могли бы на некоторое время позаимствовать часть одежды тех туристов, которые оставались у костра. Единственное, что не учли (и не могли учесть) туристы это то, что в ближайшее время погодные условия резко изменяться.
Р. В. Слободин, имевший черепно-мозговую травму, не участвовал в спуске тяжело раненных (или принимал участие в транспортировке (волочение[13] по снегу на одеяле или на пологе), например, Н. В. Тибо-Бриньоля) и поэтому мог позволить себе одеть один валенок; при этом был достигнут своеобразный компромисс между безопасностью при спуске и защитой ног от холода (одна необутая нога обеспечивала устойчивость, а валенок, попеременно одеваемый то на одну, то на другую ногу – защиту от холода). В результате такого оригинального использования валенка и произошло, по-видимому, образование мацерации кожи на стопах его ног, зафиксированное следствием. В целях безопасного спуска обувь не надевают Л. А. Дубинина и А. С. Колеватов. А. С. Золотарев, спускался по склону в обуви, поскольку бурки, которые были только у него, по-видимому, позволяли производить безопасный спуск при помощи других туристов, однако не исключено, что в начале спуска он тоже шел в носках, а бурки надел позже, когда был пройден наиболее опасный участок склона. Н. В. Тибо-Бриньоля, который, скорее всего, не мог самостоятельно передвигаться, транспортировали (переносили или перемещали волоком на одеяле или пологе) в валенках.
Почему туристы спустились в долину р. Лозьва, а не в долину р. Ауспия, где располагался их лабаз? Автор лавиной версии М. А. Аксельрод считает, что туристы ошиблись. Постараемся более подробно разобрать эту ситуацию. 1 февраля 1959 г. группа Дятлова поднималась по склону долины р. Ауспия и двигалась в направлении г. Отортен, в условиях ограниченной видимости из-за метели. Даже в этих условиях для выдерживания нужного направления движения было достаточно ориентироваться по рельефу (все выше и выше к хребту, выбирая наиболее удобный маршрут для подъема), возможные отклонения от маршрута были не критичны, поскольку длина маршрута была незначительной. При таком движении и в условиях ограниченной видимости был пройден и остался незамеченным водораздел рек Лозьва и Ауспия, поскольку вблизи вершины г. Холатчахль он выражен слабо, кроме этого для решения основной задачи (восхождение на г. Отортен) опознавание на местности этого хребта не требовалось. Также необходимо учитывать не соответствие тематики и (или) масштаба карт, имевшихся у туристов для целей опознавания на местности водораздела р. Лозьва и р. Ауспия (это в полной мере относится к схеме лесоустройства (
http://infodjatlov.narod.ru/karta_djatl.jpg). Поэтому руководитель группы туристов И. А. Дятлов считал, что палатка установлена (вечером 1 февраля) на склоне долины р. Ауспия, хотя на самом деле палатка была установлена на склоне долины р. Лозьва. Не исключено, что северо-восточный отрог г. Холатчахль, у которого и была установлена палатка и который хорошо выражен в этом месте, был принят туристами за водораздел р. Лозьва и р. Ауспия. И после того как произошла авария, а лыжня, идущая из долины р. Ауспия заметена снегом и (или) затоптана оленями, И. А. Дятлов посчитал достаточным ориентиром склон, двигаясь по которому вниз группа достигнет лабаза.
«Остается открытым вопрос, каким образом участники с имевшимися у них травмами могли передвигаться от палатки до места их находки» (
http://infodjatlov.narod.ru/VERSII.rar). Авторы пластовой лавины Е. В. Буянов и Б. Е. Слобцов отмечают следующее. «Вывод Возрожденного о том, что Дубинина с травмой сердца могла жить не более 10-20 минут, казалось, исключал возможность получения травм в зоне палатки… казалось очевидным, что Тибо, Дубинина и Золотарев не могли с такими травмами идти вниз. А следов волока или иных признаков переноски раненых тоже не обнаружили» (источник:
http://www.alpklubspb.ru/ass/dyatlov.htm). Далее эти авторы с привлечением специалистов достаточно подробно разбирают ранения туристов и делают заключение о том, что вывод Б. А. Возрожденного о 10–20 минутах жизни Л. А. Дубининой после получения травмы неверен, также были неверными и некоторые другие его выводы. По их мнению, Л. А. Дубинина и С. А. Золотарев при помощи товарищей могли спуститься вниз по склону. «Насчет Тибо-Бриньоля … мог сохранить дееспособность, а мог быть без сознания. Он мог прийти в себя и мог не потерять способность идти с другими вниз, особенно при наличии поддержки. Здесь налицо неопределенность…» (источник:
http://www.alpklubspb.ru/ass/dyatlov_08.htm).
Скорее всего, С. А. Золотарев при помощи товарищей, смог спуститься вниз по склону, поскольку кроме приведенных выше аргументов, подтверждением этого может быть след от каблука, который мог быть оставлен А. С. Золотаревым (как указывали некоторые авторы версий), который был единственным туристом в группе, имевшим обувь с каблуками (бурки) при спуске по склону вечером 1 февраля. По поводу Н. В. Тибо-Бриньоля, также можно согласиться с доводами Е. В. Буянова и Б. Е. Слобцова, с учетом того, что его все-таки могли транспортировать волоком на одеяле или пологе. По поводу травм Л. А. Дубининой, если прав Б. А. Возрожденный, что время ее жизни было ограниченно 10–20 минутами, то возможен вариант когда "ушиб" сердца Л. А. Дубининой был получен, после перелома ребер, у временного настила в результате падения (осознанного или неосознанного) на камень в ручье, где и было обнаружено ее тело. Подтверждением этого может быть то, что смерть Л. А. Дубининой по данным экспертов наступила не от замерзания (у нее не были отморожены даже пальцы рук и ног), а от травм.
По мере того как группа туристов все ниже и ниже спускалась по склону стали возникать сомнения по поводу правильности маршрута, поскольку они не могли найти свою лыжню. Все стало понятно у «раскидистого кедра», возле которого ручей круто поворачивает налево и течет на север: такого не могло быть на северном склоне долины р. Ауспия. Это был, конечно, удар по авторитету И. А. Дятлова, но, тем не менее, группа сохраняет организованность. Принимается решение о сооружении временного настила для раненых и о разведении временного костра у кедра, который им был необходим для ориентировки в незнакомой местности и в темноте, особенно после того как они заблудились. Все это осуществляется одновременно.
Основную работу по сооружению временного настила проделал И. А. Дятлов, который после этого отправился к палатке за вещами. Поскольку в молодой поросли, окружающей туристов, и в темноте трудно было найти дрова для костра, в качестве таковых выбираются сухие нижние ветви большого кедра, растущего неподалеку и который, вероятно, был заметен на фоне неба (возможно, что к этому времени метель ослабла или прекратилась). Для заготовки ветвей необходимо было взбираться на кедр и обламывать их, поэтому эта работа поручается наиболее сильному и здоровому туристу: Ю. Н. Дорощенко, которому помогал, по-видимому, раненный, Г. А. Кривонищенко. Они рассчитывали на достаточно быстрое возвращение товарищей и вполне логично посчитали, что веток кедра будет достаточным для временного костра, и нет необходимости в поиске дополнительных дров без верхней одежды, обуви и в темноте. Р. В. Слободин и З. А. Колмогорова вместе отправляются к палатке за необходимыми вещами.
Костер у временного настила не разводится, поскольку для этого необходимо было найти дрова и место для костра, соорудив для него основу в виде бревен или выкопав яму в снегу. Это можно было бы сделать с большей эффективностью (и безопасностью для здоровья наиболее дееспособных туристов, поскольку время их нахождения в неблагоприятных условиях при этом возрастало) после того, как из палатки будут принесены необходимые инструменты и фонарь, а сами они оденутся в верхнюю одежду и обуются. Кроме этого, разогревшись после перехода и в более защищенном от ветра месте, раненные были способны дождаться возвращения туристов, отправившихся к палатке за вещами, без разведения костра. Не исключено, что разведение костра у временного настила планировалось (при необходимости); этим должны были заняться Ю. Н. Дорощенко или Г. А. Кривонищенко, после того как они разведут костер у кедра.
Пройдя примерно треть пути до палатки, Р. В. Слободину становится плохо из-за полученной травмы головы (не исключено, что этому способствовало изменение погодных условий) сгруппировавшись, он ложится в снег, ожидая, когда стихнет боль. А З. А. Колмоговора продолжает подъем к палатке за необходимыми вещами, рассчитывая на обратном пути помочь Рустему спуститься вниз. В это время или чуть позже, внезапно начинается бора, что характерно для этого типа ветра. Возможно, это северо-северо-западный ветер, дующий с перевала между г. Отортен и г. Вот-Тартан-Сяхыл в долину р. Лозьва в направлении г. Холатчахль[14]. К этому моменту времени или чуть раньше И. А. Дятлов закончил устройство временного настила, состоящего из полутора десятка небольших деревьев, и отправился к палатке. Очень крепкий или штормовой ветер со скоростью не менее 15–20 м/с и не более 25–30 м/с[15] в сочетании с низкой температурой, которая могла составлять от -15 градусов C до -25 градусов С, не позволили трем туристам подняться к палатке. У кедра Ю. Н. Дорощенко и Г. А. Кривонищенко, срывая кожу и обжигаясь в огне, старались до последних минут своей жизни не дать ветру задуть костер, тем самым обеспечивая безопасное возвращение своих товарищей. В итоге, пять туристов, находившихся на незащищенных от ветра горных склонах, погибли от замерзания, поскольку эффективная температура воздуха, (Астапенко П. Д. «Вопросы о погоде». 1982) даже при тех минимальных значениях скорости ветра и температуры воздуха, указанных выше (15 м/с и -15 градусов C), составляет -40 градусов C, а при скорости ветра 15 м/с и температуре -20 градусов C – -50 градусов C. После гибели наиболее дееспособных туристов и при усилении мороза, исчезает надежда на спасение у остальных травмированных туристов, которых спас от замерзания во время боры достаточно глубокий овраг.
* * *
«Стихийная сила, преодолеть которую люди были не в состоянии» проявила себя в горах с говорящими названиями, которые им дали наблюдательные манси. «Очень интересный и своеобразный народ … и особый интерес представляют лесные засечки и особые значки… Это своеобразный лесной рассказ. Эти значки говорят о замеченных зверях, о стоянках, разнообразные приметы, и прочитать или разгадать их представляет особый интерес как для туриста, так и для историков». Эта запись в дневнике была сделана туристами за два дня до трагедии, когда у них уже не оставалось времени, чтобы разобраться в загадках манси и уральских гор.
Благодарности
Выражаю благодарность участникам форума «Перевал Дятлова: форум по исследованию гибели тургруппы И. Дятлова» (
http://pereval1959.forum24.ru), принимавших участие в обсуждение версии «Живой» лавины» под никами: Dantera, Элис Купер, NordSerg, ZSM-5, netreader, Hawkeye, Alina, Pepper, Inga, ilya, iz Komi и др.
Сноски
[10] Западные населенные пункты расположены примерно в 200–220 км, а восточные – в 100–120 км от места аварии.
[11] По классической схеме фёна воздух, переваливающий горное препятствие, вначале охлаждается, поднимаясь по наветренному склону, а затем нагревается, опускаясь по подветренному склону. Так как изменение температуры воздуха при подъеме и опускании происходит с разной скоростью, то опустившийся вниз воздух может оказаться теплее, чем он был до начала его подъема. В этом и состоит тепловой эффект фёна. На подветренных склонах хребтов фён может размывать облачность атмосферных фронтов, способствовать прекращению или ослаблению осадков. Для возникновения фёна должны складываться благоприятные синоптические условия, способствующие направлению воздушного потока через горное препятствие под углом, близким к прямому по отношению к направлению хребта (Астапенко П. Д. «Вопросы о погоде». 1982). При опускании на каждые 100 м воздух нагревается примерно на 1 градус C. Обычно фён продолжается менее суток, но иногда длительность доходит до 5 суток (
http://ru.wikipedia.org).
[12] Из показаний нескольких свидетелей по уголовному делу о гибели туристов известно, что в нескольких десятках километрах юго-восточнее от места аварии в конце января – начале февраля 1959 г. происходила исключительно сильная метель (некоторые свидетели говорили о сильной метели с 1 на 2 февраля), после которой температура воздуха опустилась до -30 градусов С и ниже (см. например, показания свидетеля М. Т. Дряхлых и В. А. Попова на сайте:
http://pereval1959.forum24.ru/?1-9-0-00000028-000-0-0-1328146265).
[13] След от волочения мог не сохранится на сильном ветру поскольку плотность снега в следе могла быть не достаточно плотной. Возможно, на одной из фотографий (
http://fotki.yandex.ru/users/aleksej-koskin/view/398647/?page=0), сделанной во время поиска туристов, зафиксированы остатки следа, оставленного во время транспортировки кого-либо из раненных на одеяле в виде узкой борозды.
[14] Холат-Сяхыл, гора (1079 м) на водораздельном хребте между верховьями Лозьвы и ее притока Ауспии в 15 км на юго-юго-восток от г. Отортен. Мансийское холат – «мертвецы», то есть Холат-Сяхыл – «Гора мертвецов». Более суровой и мрачной горы в этой части Северного Урала нет (от верховий р. Няйс до хребта Молебный Камень). В. А. Варсанофьева считает, что столь мрачное название дано этой вершине потому, что на ее склонах нет растительности – одни осыпи да камни, покрытые лишайниками (Матвеев А. К. «Вершины каменного пояса». 1990).
[15] Минимальная скорость ветра определена исходя из того что движение человека против ветра требует больших усилий при скорости ветра от 15 м/с до 18 м/с. Максимальная скорость ветра – исходя из того что при скоростях 25–30 м/с ветер ломает стволы деревьев, и поскольку «раскидистый кедр», выросший на открытом месте в условиях сильных ветров, сохранился, то поэтому и можно предположить, что скорость ветра была не более указанной.