ФМ Достоевский «Преступление и наказание «
Роман подзабыт ,совсем не упоминается ,нет новых экранизаций. А ведь именно Достоевский котируется за рубежом ,как ,пожалуй ,самый выдающийся русский классик прозы. Не сказал бы ,что сказательный язык писателя особо оригинален и заворажителен :нет ,всё просто и не замысловато ,сюжет без особой остроты ,а диалоги излишне затянуты. И тем не менее ,осилив это великое произведение,долго не можешь покинуть ощущения личного со причастия ,ещё долго анализируешь характеры персонажей и мотивы их поступков. Теперь попробую сделать это в письме и я.
Авдотья Романовна ,сестра Дуня. Именно она главный сюжетный персонаж романа ,вокруг которой закручиваются главные интриги :это и похотливый барин Свидригайлов ,безуспешно её домогающийся,и мерзкий жених Лужин ,которого не перенесла даже ранее настроенная благосклонно дунина мать-Пульхерия Александровна.,и ,наконец ,искренне полюбивший её ,верный друг Раскольникова, Разумихин. Дуня-девушка незаурядной внешности ,способная повелевать мужскими чувствами и возводить их до уровня безумия и даже самоубийства. Сама же она ,никогда не жертвовавшая своей честью ,способная хладнокровно своими чувствами владеть и даже... любить ,но только без «пути на край света или прям в омут с головой « Возможно именно её холодный рассудок и недоступность доводила и Свидригайлова ,и Лужина до неотступного желания -овладеть.
Поэтому женитьба её с влюблённым ,но глуповатым Разумихином в конце романа я бы расценивал не как следствие вдруг вспыхнувшейся ответной любви ,а лишь как чувство безмерной благодарности родиному другу за всё ,что тот сделал для неё самой и брата.
Мать ,Пульхерия Александровна ,появляющаяся в романе крайне редко ,но оставившая о себе крайне противоречивые чувства. Мама действительно нежно любит своего Родю ,сопереживает вместе со своим бедным сыном,по крайней мере на словах,но на самопожертвование ради сына она не готова.
Поэтому не удивительно ,что мать ограждает себя от подробностей той «беды «,которая свершилась с её Родей и даже не утруждает себя уточнить ,куда же на долгие годы отправился её сын.
Соня Мармеладова -красивая не внешней оболочкой ,а безмерной широтой девичьей души ,испытывавшая постоянную жизненную нужду и несправедливость. С Родионом Раскольниковым их свела не любовь ;два горемыки ,одинаково без исходные ,попросту нашли друг друга ,чтобы сообща испить до конца преподнёсшую судьбой горестную чашу. Только в отличии от Раскольникова Соня видит собственное искупление в искренней вере ,очевидно ,что и следование в Сибирь за Родионом есть опять же не повторение подвига декабристок ,а прежде всего ,как собственное служение Господу.
Хотя ,конечно ,пришла и любовь ,но только уже значительно позже ,на каторге.
Катерина Ивановна Мармеладова,мать Сони. Опять же загнанная бытовой нуждой и смертельной чахоткой сильная женщина ,терпящая одни несчастья от пьяницы мужа и всё таки организовавшая на последние средства достойные его поминки. Она ищет у окружающих сочувствия и помощи ,идёт на поклон к бывшему мужьему начальнику ,но везде ,кроме одного Раскольникова ,встречает лишь стену равнодушия. И тогда в порыве отчаяния ругается с квартирной хозяйкой и уходит с малыми детьми на городские улицы ,где громогласно взывает к Богу и совести людей. Там её ,сильную и достойную женщину, и находит чахоточная смерть.
Пётр Петрович Лужин,достаточно состоятельная фигура ,однажды неожиданно вдруг для себя решивший на крайне благородный ,как он сам посчитал ,особо возвышающий его в глазах общества ,»подвиг «.А именно -жениться на понравившейся ему ,но испытывавшую крайнюю материальную нужду, Авдотье Романовне. Но тщеславный жених,слишком рано почувствовавший себя в ореоле благороднейшей славы , и представить не мог,что бедные Раскольниковы ,мать и сама Дуня ,в ответ на его наглые жениховые претензии вдруг выставят его за дверь,при этом навсегда. Гордыня вдруг была уязвлена ,и Лужин решил мстить :естественно мерзким и мелким образом.
Персонаж однозначно отвратительный ,без всяких намёков хоть на какой то позитив,что слишком упрощает роман и отбирает часть его реалистичности.
Совсем не таким ,а более сложным и непредсказуемым оказался любитель молоденьких дамочек,50 летний барин Аркадий Свидригайлов. Опять же ,не испытывая вплоть до своей смерти в себе и тени благородства ,Свидригайлов грешил ,грешил мерзко ,пользуясь своим иерархическим преимуществом прелюбодействовал с женским полом ,бывший от него зависимым. Ради этого тайно отравил свою старую жену ,выдав смерть за естественную. Добился согласия на женитьбу с глупенькой 16 летней девочкой от её забитых ,бедных родителей. Казалось бы никто не мог отказать Свидригайлову в его домогательствах.Но в конце романа он вновь встречает ещё давно в своём предместье однажды возжеланную,и затем сбежавшую от него Дуню Раскольникову.Прекрасная недоступная Авдотья ещё сильней вспьянила ему голову. Незадолго до этого он подслушивает разговор Раскольникова с Соней ,где тот сознаётся ей в двойном убийстве. Свидригайло обманным путём заманивает Дуню к себе в гостинный номер и закрывает дверь на ключ.
Чего было ожидать далее от Свидригайлова заинтригованному читателю ?Ну ,конечно же ,низкого шантажа о подслушанном с целью долгожданного овладения недоступной женщины.
Но нет,писатель Ф Достоевский решил неожиданно по иному. Аркадий положил к ногам Авдотьи кроме руки и сердца все свои средства и собственность ,он стоял на коленях и умолял. Дуня же в своём отказе была неумолима ещё более ,что всё сильнее озлобляло старого жениха ,а саму Дуню загоняло в угол. Казалось ,что мерзавец таки добьётся своего ,но Дуня вдруг наводит на Аркадия его же пистолет. Но тому ради девушки не жалко уже ничего ,даже своей жизни,и он надвигается прямо на наведённый ствол. Раздаётся выстрел,выстрел ,который раскалывает бывшего барина на две субстанции,который убивает в нём прежнего греховодца ,но оставляет в живых другого Свидригайлова ,но уже навсегда без по настоящему любимой его Дуни. Рана оказывается касательной и лёгкой,Аркадий Иванович отдаёт ключ. Ему новому , оставшемуся в живых , ничего более в жизни без этой женщины отныне не нужно. Он переписывает всё своё состояние всем им ранее обиженным и раздаётся уже второй по счёту,и окончательный выстрел.
Честно говоря ,давать оценку персонажу самого Родиона Романовича Раскольникова ,не хотелось бы вовсе. Говоря словами известного театрального драматурга ,я попросту в этот персонаж-Не Верю.
Молодой ,здоровый ,умный человек ,печатающийся своими статьями в газете ,способный жить хотя бы на средства тех же переводов ,не предпринимает ровным счётом ничего. Ему некогда заниматься реальным делом когда мозг точит столь масштабные идеи о бонапартизме. Оказывается ,чтобы в будущем стать новым Наполеоном ,надо обязательно поначалу кого нибудь убить:желательно топором и хотя бы самую жалкую ,никому не нужную старуху? Какой «убедительный и неотъемлемый для человеческой психологии «Мотив для Убийства. Убить для того ,чтобы просто самому себе доказать ,что ты на такое способен ? Нет ,в этом я Фёдору Михайловичу никак-Не Верю.