В стартовом посте темы был опубликован следующий материал о человеческих жертвоприношениях старухи Пай-ими (Пяй-ими) (васюганские ханты):
45.Происхождение священных мысов // Мифа, предания, сказки хантов и манси [Электронный ресурс]
Режим доступа:
http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st046.shtmlДата обращения: 06.04.2020
Эта сказка вообще очень интересна для анализа, поскольку то, что она имеет ввиду в качестве смысла повествования ( и то, что в конечном итоге подтверждается анализом мифологем и сопутствующего социально-культурного контекста) сильно расходится с тем, что видится и кажется при первом прочтении.
Итак, перед нами повествование эпохи глубокой первобытности. Старуха в сопровождении родичей попадает на новую для нее территорию и, борясь с голодом и следуя только ей одной известным маршрутом, начинает совершать одно за другим человеческие жертвоприношения. причем ни кого-нибудь, а своих детей, супруга и, в конце-концов, прирученного лосенка, который видимо рассматривался как значимая ценность.
Данное повествование выглядит не только непонятным в целом, непонятно почему оно существует в качестве сакрального повествования, которое рассказывается в особо торжественных случаях и в назидание. Можно, конечно, списать всё на дикость, пантеизм и отсутствие воспитательного воздействия монотеистической веры )), но это не только не даст возможности понимания сакральной сущности повествования, но просто явится способом подмены мировоззрения и образа действия на способ мышления актуальный в ХХ веке и пропагандирующую крайний индивидуализм и абсолютную ценность человека, превосходящую всё.
А данное повествование говорит совсем о другом, о времени когда абсолютной ценностью был род и жизнь и благополучие родственников. Поэтому попробуем разобраться в деталях:
Исходные элементы повествования:
- матриархат (глава рода старая женщина, старуха);
- необходимость роду находиться на совершенно новой территории, в границах неосвоенного пространства, которое воспринимается как враждебное;
- тяжелое положение рода на новой территории (голод, отторжение соплеменников)
Важно отметить, что мы не знаем как зовут мужа старухи, ее сыновей и дочерей. Они выступают только как ее ближайшие родственники, фактически, на уровне первобытного понимания, они и есть она сама. поскольку существуют в повествовании только в определении по отношению к старухе, а не как самостоятельные персонажи, являясь мужем старухи, сыновьями старухи, дочерьми старухи. Как глава рода Пай-ими (Пяй-ими), во имя благополучия рода, заключает договор с враждебным ей окружением, пространством, духами, мысами, озерами, реками как глава рода жертвуя им себя, то есть самое дорогое что у нее есть, своих детей и мужа. В этом и состоит ее обязанность как главы рода и именно поэтому ее действия можно считать вариантом самопожертвования. Собственно в этом и состоит тот идейный и воспитательный подтекст повествования, который позволяет этой сказке выступать в качестве сакрального повествования.
Особенностью данного вида человеческого жертвоприношения являются:
- экстраординарный характер;
- непосредственное, крайне близкое отношение жертвующего и жертвуемого (дети, супруг, любимое животное);
- полная поддержка соплеменниками. В сказке ничего не говорится о возмущении членов рода и самих жертвуемых родственников;
- действие называется дарением, что прямо указывает на его суть, как на способ установления отношений, существующий в первобытном обществе да и не только в нем. Данное действие - это способ заключение договора с окружающим пространством и силами инобытия, после чего они не смогут его уже нарушить и причинить вред роду старухи;
- высшая степень сакрализации действия. Мысы и озера становятся святыми и объектами почитания. Наблюдается иерофания, то есть происходят чудеса.
- родственники Пай-ими также почитаются святыми, их действия, призванные обеспечить благополучие роду, сакрализуются, они являются объектами почитания.
Картинка в стартовом топике темы как раз и является изображением ритуальных фигур сыновей Пай-ими.
Ну а в заключении хотелось бы сказать, что эта маленькая история, переданная сухими словами. повествует о таком высоком уровне личных нравственных качеств, что становится не только не понимаемой, но и не принимаемой сознанием в наш меркантильный век ))
И уж конечно она ни в коей мере не может быть спроецирована на трагедию с группой Дятлова, применена как иллюстрация человеческого жертвоприношения и обрядово-ритуальных действий, поскольку эти две трагические истории ничего общего между собой не имеют и иметь не могут по определению.
Список использованной литературы:Фрэзер, Джеймс Джордж.
Золотая ветвь : Магия и религ. исслед. / Джеймс Джордж Фрезер. - Ереван : Айастан, 1989. - 878,[1] с.; 21 см.; ISBN 5-540-00378-0 (В пер.)
Чеснов, Ян Вениаминович.
Лекции по исторической этнологии : Учеб. пособие / Я. В. Чеснов. - М. : Гардарика, 1998. - 397,[2] с.; 22 см. - (Disciplinae).; ISBN 5-7762-0056-3
Пропп, Владимир Яковлевич (1895-1970.).
Морфология (волшебной) сказки. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп ; коммент. Е. М. Мелетинского, А. В. Рафаевой; сост., науч. ред., текстол. коммент. И. В. Пешкова. - М. : Лабиринт, 1998. - 511, [1] с.; 21 см + [1] отд. л. табл. - (Собрание трудов / В. Я. Пропп).; ISBN 5-87604-065-7