... Особое отношение манси было к берёзе – это «ямангюх, сюпарюх», святое дерево, священное дерево. Белый цвет - символ здоровья, достатка, ибо береза растет на высоких светлых местах и потому близка к верхнему миру, где нет болезней.
В старину на берёзу вешали шкуру оленя с камусами (камус-часть шкуры с ног оленя.) и головой вместе, принесенного в жертву Белому Отцу Торуму.
«Най дерево, вэрт дерево - Богам угодное, духам угодное.» Береза связывала средний мир с верхним. Финский учёный К.Ф.Карьялайнен отмечал: "Васюганец представляет, что на небе березовый лес, и свои дары солнцу, небу, ветру и небесным духам привязывает к березе".
Для коренных народов Севера берёза – дерево чистоты и света, дерево неба.
О берёзе мансиговорят, что это «дочь радуги, дочь неба, которая помогает людям преодолевать черные мысли и дела».
Согласно одной из легенд ханты, люди произошли из березовых ветвей. В старинных мансийских песнях и загадках берёзу со снятой берестой благодарно и уважительно сравнивали с красивой женщиной в нарядном кафтане из красного сукна. Согласно поверьям манси и хантов священная праматерь-береза, принадлежавшая богине Калташ, богине-прародительнице, матери всего сущего, хозяйке Нижнего мира, обладала золотыми листьями и росла семью серебряными стволами из одного основания.
О берёзе, как о небесном священном дереве, поётся во многих песнях-молитвах, в песнях поклонения богам, в песнях-наставлениях, рассказываются о берёзе легенды, например, как эта: «Забыли люди о доброте. Забыли о чистоте. Завидуют друг другу. Обманывают друг друга. Чёрные мысли в их головах рождаются. Чёрные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до Неба дошёл. Посмотрела дочь Неба на Землю. Чёрные мысли людей душат. Умирает она. Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила её сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей земле берёзы. Говорят, это небесной жизни кусочек. Святое дерево. Священное дерево».
... Обряды, связанные с берёзой
Народы Севера использовали березу в шаманских ритуалах, считалось, что черные полосы на ее белом стволе - это лестница, которая связывает земной, подземный и небесный миры, это дорога в небо, дорога в высшие миры.
У корней березы они проводили магические обряды и жертвоприношения.
... свои женские торжества отмечали в Вороний день (Урине хоталэква). На священных местах они готовили пищу на костре, молились духам, кланялись березе.
В березовые рощи возле поселков женщины приходили на моление в весенние и осенние полнолуния, привязывали к стволам дары-приклады и просили здоровье своим близким (при завязывании разноцветных ленточек произносят свое желание обязательно со словами « яумасипа»).
В ненастную осеннюю погоду, если она длилась долго, подвешивали на веточку березы аконь (тряпичную куклу).
Считалось, что она может изменить погоду, а также поможет избавиться от плохих снов. Для этого у подножия священной березы устраивалась трапеза, в ходе которой женщины рассказывали свои сны, а неподалеку от березы вырывалась ямка, где совершался ритуал захоронения специально сшитых для этого аконь.
Каждая семья хранила небольшое изображение всадника из светлого дерева – березы, так как по традиционным представлениям белый цвет символизирует благополучие, здоровье и изобилие.
Мансийское название духов означает «народ, живущий за берестяной плёнкой». Поэтому заслуживает внимания широкое применение бересты (хант. — тонты, манс. — сас) в обрядах ханты и манси.
Береста играла заметную роль в шаманских представлениях. Берестяное полотнище подстилали под гроб и им же накрывали гроб с телом умершего. Считалось, что за берестяной перегородкой находится другой мир, что она навсегда отделяет ушедшего (возможного носителя болезни или смерти) и тем самым спасает других. В традиционном погребальном обряде на Вахе гроб иногда и в настоящее время накрывают берестяной тиской, а на Югане обертывают полностью.
У васюганцев существовал такой обычай. На голову провинившегося надевали особую берестяную шляпу (позора), в которой он должен был ходить по селению и бить в котел, привлекая к себе внимание. Столетняя старуха с Нижней Оби еще помнит обычай, который требовал обернуть ноги берестой, прежде чем подойти к священному месту и осуществить жертвоприношение.
Охранительная функция бересты явно проступает в медвежьем празднике обских угров. Глазные отверстия на медвежьей шкуре закрывались круглыми берестяными пластинками, которые позднее заменили монеты. Актеры, задействованные в юмористических сценках, в том числе и по отношению к медведю, надевают берестяные маски, чтобы замаскироваться, спрятаться на случай гнева со стороны виновника праздника.
Берестяная коробка, изготовленная и подаренная матерью, связывала ее обладателя с кругом родственников по материнской линии и одновременно с верхним миром, а колчан, изготовленный отцом из дерева и подаренный внуку, связывал внука с родственниками по мужской линии и одновременно по женской (колчан и лук оклеивались берестой).
Березовый гриб – чага (воги), который вырастает на поврежденных стволах, зажигали во время любого обрядового действия, окуривали жилище, изгоняя дымом злых духов, когда возвращались в долго пустовавшее жилище.
Рога лосиные.