Настоящий кошмар для тысяч советских граждан происходил 3 мая 1945 года, всего за несколько дней до Победы.
Весь абсурд этого ужаса состоит в том, что не было совершенно никаких причин уничтожать тысячи людей, людей, которые до этого перенесли все ужасы немецких концлагерей. Это не были те корабли, которые могли дать полноценный отпор. Корабли и весь личный состав можно было взять в плен в полном объёме. Согласитесь, ужасный абсурд, расстрелять и взять в плен людей, которые уже были военнопленными. Людей, которых нужно было, необходимо было немедленно освободить. Это ведь наши с вами граждане, которые прошли все ужасы немецких лагерей, проведя там годы. Пройдя кошмары, они оказались в другом кошмаре и от кого? Но вот как ребята, ну как так?
Нет никаких слов кроме скорби.
Согласно документам, немецкие военные переправили советских военнопленных, (большинство из которых были русские), из концлагерей на побережье, где пересадили их на баржи. Затем баржи отбуксировали из Любекской бухты в Балтийское море и подвели к трем немецким пароходам.
С этого момента начался ужас.
Хотя...
Германское командование проинформировало миссии Красного Креста в Швеции и Швейцарии о предстоящем конвое. 2 мая они передали эту информацию британскому генералу Джорджу Робертсу, чьи войска наступали у Любека. По неизвестной причине Робертс не сообщил об этом руководству британских ВВС.
В 15:00 3 мая в районе погрузки заключенных на пароходы была замечена группа самолетов, насчитывающая 15-16 единиц, с опознавательными знаками Великобритании. Они начали бомбить пароходы с советскими военнопленными.
3 мая 1945 года в Любекской бухте Балтийского моря фашисты расстреляли тысячи узников, находившихся на трех немецких судах: «Кап Аркона», «Тильбек» и «Дойчланд». Эти корабли везли пленных в Норвегию. Тех, кто пытался спастись, британцы расстреливали с катеров. В итоге все три судна затонули.
По данным следствия, жертвами трагедии стали от семи до двенадцати тысяч человек. Среди погибших — преимущественно советские граждане. Удалось спастись лишь 300 пассажирам.
Подробности произошедшего открылись общественности благодаря обнаруженному заявлению одного из узников — Василия Саломаткина. Документ находился в материалах переписки 2-го Главного управления (контрразведка) министерства государственной безопасности СССР за 1949 год.
Удалось установить, что 3 мая 1945 года в 15 часов над местом погрузки заключенных на пароходы появилось 15-16 лайнеров с английскими опознавательными знаками. В дальнейшем с этих самолетов начался расстрел военнопленных.
из показаний;
«Корабли, на которых находились мы, не сделали ни одного ответного выстрела по самолетам английской авиации. Всю панораму бомбежки английской авиации я наблюдал лично. Во время бомбежки на нашем корабле произошло замешательство эсэсовцев. Я и еще небольшая группа заключенных воспользовалась этим и во время этого замешательства удалось нам выбраться на палубу, где наблюдали за всей панорамой бомбежки», – сообщил Саломаткин.
Читайте на
WWW.KP.RU:
https://www.kp.ru/online/news/6357460/Первой жертвой бомбежки оказался корабль "Тюльбек", эсэсовское командование корабля "Кап Аркона", на котором находился я, выбросило белый флаг, означающий капитуляцию.
«Несмотря на то, что немцы подняли белый флаг, давая знать о своей капитуляции, а военнопленные, сняв с себя нижние белые рубашки, махали ими в воздухе, английские летчики продолжали бомбить и обстреливать из пулеметов пароход», — отмечалось в документе.
"Второй жертвой после "Тюльбека" оказался второй небольшой корабль. Затем бомба попала на корму корабля "Кап Аркона"… На корабле "Кап Аркона" поднялась паника среди заключенных. Заключенные потоком устремились наверх на палубу. В это время вторая бомба попала в середину корабля, корабль загорелся и начал тонуть"… Я после попадания второй бомбы в корабль "Кап Аркона" вместе с другими русскими заключенными пленными бросился с корабля в воду. Примерно в километре от места затопления корабля "Кап Аркона" появились торпедные катера. Увидев их, мы устремились плыть к ним навстречу, думая, что они нас подберут и спасут. Оказалось обратное. Солдаты, находящиеся на катерах, стояли и расстреливали из автоматов плывущих заключенных ….
"английские летчики по своим зверским расправам нисколько не отличались от фашистских летчиков-варваров". Они обстреливали и бомбили пароходы с малой высоты, хорошо видя при этом, что на судах поднят белый флаг, а люди молят о пощаде.
По возвращении в британские госпитали и лагеря выжившие столкнулись с трудностями и непониманием. Похороны погибших не были организованы должным образом: тела умерших выбросило на берег, но их память не почтили. Кроме того, некоторые британские представители убеждали некоторых заключённых не возвращаться в Советский Союз, особенно украинцев, латышей и эстонцев.
(В английском госпитале, организованном для спасшихся, я пришел на вторые сутки в сознание. После чего я узнал, что из 12 тыс. заключенных спаслось только триста человек, остальные явились жертвой бомбежки английской авиации..")
Саломаткин в письме также обратил внимание на отношение британских оккупационных властей в Любеке к выжившим в катастрофе бывшим советским военнопленным - заключенным концлагеря.
По его словам, бывших пленных загнали в тесные помещения и кормили очень плохо - одной немецкой консервированной брюквой и шпинатом. Когда русские начали протестовать и отказываться от этой баланды, требуя нормальную еду, англичане ответили: "что вы и этого не стоите". После чего двух человек арестовали и посадили в тюрьму за саботаж.
Второй эпизод, по его словам, случился, когда англичане нагнали полный город немецких военнопленных.
"Они свободно разгуливали, нападали и избивали наших спасшихся военнопленных, угрожали нас всех перерезать ночью, ибо они ходили с холодным оружием. После этих угроз мы пошли к английскому коменданту и заявили об этом. Комендант только усмехнулся и никаких действенных мер не принял. Не получив удовлетворяющего ответа, мы пришли в лагерь и в лагере объявили своим людям, чтобы они доставали оружие для самозащиты. Достав оружие, мы установили в лагере свою охрану и охраняли лагерь от нападения немцев. В таких условиях мы находились у англичан …", - сообщил Саломаткин.
Когда на берег стало выбрасывать тела погибших узников, Саломаткин с остальными русскими попросил коменданта города - англичанина - помочь похоронить с почестью погибших. Тот сначала пообещал, а потом сказал, что никаких почестей и оружейных залпов не будет - хороните как хотите. В итоге сами бывшие узники выкопали братские могилы и похоронили в них своих товарищей.
Кроме того, по его словам, англичане постоянно выступали среди наших военнопленных, призывали их не возвращаться в Советский Союз, особенно это было среди украинцев, латышей, эстонцев.
Изучив письмо Саломаткина, полковник Ванеев направил его в Министерство иностранных дел СССР, а оттуда для проверки изложенных в письме фактов в Министерство государственной безопасности СССР.
По результатам проверки заявления В.Ф. Саломаткина 24 сентября 1949 года МГБ СССР в МИД СССР была направлена справка. В документе сообщалось: "Показания Саломаткина подтверждаются рядом опрошенных свидетелей из числа лиц, спасшихся после потопления пароходов.
Так, допрошенный 15 сентября с.г. свидетель Козуля В.Д. быв[ший] командир авиационного отряда Советской армии, показал: "…3-го мая 1945 года, примерно в час дня, я и другие заключенные, находившиеся в каюте "Кап Аркона", увидели три самолета "Хаукер Харрикейн", которые приближались к нашему пароходу, а затем сбросили на него бомбы.
Через полтора часа вдалеке показалось около тридцати самолетов "Хаукер Харрикейн", причем одиннадцать из них направились к "Кап Аркону". В течение 10-15 минут они интенсивно обстреливали его из пулеметов и сбрасывали бомбы. На корабле возник пожар и он стал тонуть… ".
Допрошенный 14 сентября с.г. свидетель Страндберг Е.Н. показал: "…3 мая 1945 года в середине дня пароходы "Кап Аркон" и "Тильбек" были потоплены в этой же бухте английской авиацией… В это время над пароходом на бреющем полете несколько раз пролетали английские самолеты и из пулеметов расстреливали людей, находившихся на верхней палубе. Затем самолеты скрылись. "Тильбек" вскоре затонул. Из двух тысяч человек, находившихся на нем, спаслось примерно 50-60 человек, остальные утонули или были расстреляны английскими самолетами, а также погибли от взрывов бомб, сброшенных с тех же самолетов".
Аналогичные показания были получены и от 14 других, переживших этот английский налет свидетелей.
Также еще раз отметим что информация о запланированном конвое была хорошо известна представителям Красного Креста, которые тот час передали её британскому генералу Джорджу Робертсу. Однако, по неизвестным причинам она так и не дошла до командования Королевских ВВС, что могло стать одной из причин трагедии. Эти события остаются тёмной страницей в военной истории — трагедией, унёсшей жизни тысяч невинных людей и до сих пор вызывающей много вопросов о действиях союзников против СССР в последние дни войны.
https://tvzvezda.ru/news/202553037-55Kkr.htmlhttps://dzen.ru/a/aBV7r3rDiSdK2ZfZhttps://rg.ru/2025/05/03/fsb-rassekretila-arhivy-tragedii-kap-arkona-unesshej-zhizni-tysiach-voennoplennyh.htmlhttps://www.rbc.ru/rbcfreenews/681544909a7947df9bdf1b94https://www.vesti.ru/article/4483853