Мне тоже нравится этот вариант.
Во-первых, карта.
Во-вторых, штурмовать перевал у Холат-Чахля труднее, чем у Чайконура просто потому, что выше.
В-третьих, маршрут получается короче если перелезть Чайконур и спуститься к Лозьве.
Но не будем торопиться с выводами, всё-таки только фото зимнего Чайконура должны расставить всё по местам.
Давайте перечислим все возможные источники информации, которые влияли на принятие решений штурмана экспедиции Дятлова.
1. Во-первых, у него было фото ошибочной карты ( Ауспия там действительно смещена в направлении юго-востока на 3,5 км ).
2. Во-вторых, у него была копия лесоустроительной карты.
3. В -третьих, у него была текущая/оперативная информация, поступающая от местного населения, которое в разной степени достоверности могло подсказать правильный ( = самый оптимальный) путь на Отортен.
*
1. Что касается фото_карты. Ясно, что она была очень старой ( начало 30 годов), причем что-то типа ДСП. Её могли дать посмотреть на день, до вечера, но не более.
Так совпало ,что немцы перед войной где-то наковыряли эту карту Урала и аккуратно скопировали. Так что, мы вполне можем брать за основу немецкую карту и оценивать качество оригинала, который был в 1958 перед Дятловым ( а у него дома была лаборатория, с очень приличным фотоувеличителем).
И вот, в этом странном оригинале Лозьва берет и просто пропадает по дороге где-то в районе озера Елесинское.
http://www.etomesto.ru/map-atlas_osteuropa_ural/?x=59.482564&y=61.761005То есть, доверие такой карте у любого штурмана будет чисто условное. Где более-менее, а где "Иван-Сусанин".
п.с.
Еще в средине 80-х нам попадались карты "Сусанина" (причем карты ДСП и все прочее) . Тут нет злого умысла. Советские топографы на местности очень качественно выполняли свою работу и как правило снимали местность очень неплохо. Но вот потом их данные попадали к девушкам куда -то в столицы и уже там листы карт топографов сводили в общий лист. Если что-то не совпадало, то красиво рисовали "от фонаря", ибо был госплан, от которого зависела премия всем картографам. Поэтому в сметах геол.экспедиций существовала штатная должность - проводник. Обычно это крепкие старички из местных охотников, или лесников.
2. Лесоустроительная карта. Вроде вполне хорошо описывает местность, но в те годы просеки били квадратами 4 км на 4 км + не было нанесенных на карту гор. По такой карте ориентироваться в незнакомой местности не просто.
Для Дятлова было важно понять, как подойти к Отортену.
3. Самая ценная и точная информация добывалась у местных жителей. Как правило, они по-разному описывали самый короткий путь к цели, но если собрать все их рассказы воедино, то картина становилась непротиворечивой.
И мы знаем, что Дятлов неоднократно беседовал с местными относительно деталей и тонкостей маршрута.
Из рассказов Андросова в интервью Майе Пискаревой вполне однозначно следует, что самый выгодный путь - тропа масни, которой сотни лет. (
Сейчас по ней катаются на джипах ) .
То есть, ни по руслу Ауспии, ни по руслу Лозьвы они не планировали идти. Наледи ибо.
Выводы:
Группа от 2 Северного шла по Лозьве вплоть до пересечения с тропой манси ( ибо именно там с точки зрения штурмана ГД началась, и Ауспия, и тропа на перевал) . Далее группа повернула на запад, слегка помучалась с наледями Лус_нурсис_палсоса и вскоре бодро пошла прямо к перевалу. Теоретически ночевка 30.01 у них могла быть в восточной части хребта Чарканур где-то в 5-6 км от Лозьвы.
Добавлено позже:1.И для чего эти "ведомственные обозначения" понадобились немцам? Они народ практичный -
2. вспомните их карты гор Северного Кавказа с указанием всяких троп и перевалов, чего даже у нашего Генштаба не было...
3. А пунктиры на карте - это мансийские тропы. Вот они и были нужны немцам на будущее...
1. Немцы до крайности педантичны. Будут точно копировать все что увидели на карте.
2. На С.Кавказе до 1924 активно работали концессионеры из Англии ( золото искали ). Карты англичане делать умели. Так что источник хороших карт Гитлера более-менее понятен.
3. Там несколько видов пунктиров. И тропы, и изогипсы, но в несколько разных прорисовках.
Добавлено позже:Я правильно догадался, что Вы предлагаете Ауспию спустить на Пурму?..
Не совсем так.
Видимо меня неправильно понимают.
Я ставлю себя на место того, кто должен дойти до перевала по имеющемуся набору карт + информации от местных .
И вот так получается, что вместо Ауспии я попадаю на Луснурсис... и далее, пройдя между вершин хребта Чарканур , попадаю на перевал.
Добавлено позже:А факты того, что они шли на Ауспии я уже перечислял тут не раз - материалы Дела. Думаю, нет смысла снова повторяться?..
Как раз смысл повторить доказательства того, что они шли именно по Ауспии у нас появляется.
Добавлено позже:Ведь может быть и так, что по ходу движения стали попадаться отдельные экземпляры карликовых березок и сосен среди высоких и стройных деревьев? Опять же, разное восприятие разными людьми. Если бы это писал один человек, то смысл написанного был бы взаимоисключающим...
Удивительное дело. Только начинает казаться, что вроде вот он кончик ниточки. "И вновь продолжается бой".
Пленки Кривонищенко неплохо вписываются в тропу манси . "Культовое сооружение" на этом фото Андросов четко забраковал и назвал его обычным лабазом манси. Делать лабаз у избы Ильича по понятным причинам манси не будут. Так что, скорее всего, этот лабаз был у некой избушки ( или бывшего чума) на тропе манси, где-то под хребтом Чарканур.
Почему изба?
На этом общеизвестном фото есть одна странность.
На дереве кем-то брошен провод. Обычно мы такие провода встречали там, где у экспедиций была рация. Снимать антенны часто не получается потому что их забрасывали высоко, привязав небольшой камень. Провод потом не сдернуть.
Далее на других фото идет естественный лес, который пересекает тропа манси. Ну и далее, по мере подъема, логично пойдут карликовые сосны и березки .
Есть относительно свежие фото из автопохода на джипах конкретно по этой тропе. -->
https://www.drive2.ru/l/7661862Совпадение присутствует.