Смотрим, как шли другие группы по Северному Уралу приблизительно в то же время. У них практически нет карт: только схема области с ориентирами, которых на местности можно и не найти. А у Дятлова хорошая по тем временам карта. Неслучайно группа Фоменко пытается догнать группу Дятлова. Другие группы идут, ориентируясь в первую очередь на направление, и стараются не задерживаться. Следы встречают редко. И все туристы, побывавшие в тех краях, хором говорят: писать дневники в походе тяжело, они ведутся по минимуму и считаются обязанностью, просто так их не пишут.
Группа Дятлова запасается блокнотами. В УД фигурирует масса дневников, которые мы не знаем. Пишут подробно, но понять сложно. Они не идут в определённом направлении, идут по каким-то следам, словно не в походе, а на выезде следопытов. Шли по следу - потеряли след, вернулись, шли по следу, след расходится, сошли с тропы, потеряли след, пошли назад, нашли след... И такое впечатление, что им некуда спешить.
В дневниках фигурирует лабаз. Неважно, тот лабаз в последствии нашли или фальшивый - туристы собираются строить лабаз. Это имеет смысл лишь в одном случае: если они собираются вернуться в это место, а идти туда, куда им нужно, лучше налегке. Куда им так нужно попасть без вещей?
Непонятно со сроками возвращения. По плану вернуться они должны 12, но уже в дороге фигурирует, что вернутся 15, а родители вроде как начинают беспокоиться уже 10. 17 февраля - паника у всех родителей, хотя туристы в таких "диких" походах задерживались и не возвращались вовремя часто. Были поводы для тревоги, что-то необычное в поведении их детей?
Насчёт Согрина. Прилетел на Отортен - взял записку. Каковы шансы найти записку, кем-то там оставленную, если официально считается, что туда никто не поднимался? Вот где её искать, если не знаешь, где? Записка предположительно другой группы. А где данные по походу другой группы, там без согласования болтаться нельзя, тайком проникли? Так, что о них даже манси не слышали?
Конечно, свой клад доставать он бы никого не отправил, да и если бы там был ЕГО клад, никого бы и не убили. Что, если было примерно так (дальше сплошные плоды моей фантазии).
Был такой студент Согрин, родом из Шанхая, потомок белых эмигрантов, успевших повоевать с Советской властью. Учился он в советском ВУЗе и понимал, что с его происхождением ничего хорошего в будущем ему не светит. Как минимум, он был на примете у КГБ - по-другому тогда было нельзя. И Согрин прекрасно понимает, что по законам того времени, не будет у него ни удачной карьеры, ни положения в обществе, и ощущается это уже в студенческие годы. Возможно, Согрин непрочь хорошо себя зарекомендовать перед органами, но как? Согрин увлекается туризмом, уже сам водит группы. Но даже в походах к нему приставляют соглядатая следить за неблагонадёжным студентом. Более того, есть в его спортивной секции некий Дятлов. Дятлов тоже водит группы, и он не из числа неблагонадёжных, он, с точки зрения органов, из "правильной" семьи. И Дятлов часто уводит у Согрина потенциальных участников походов.
При этом Согрин с малых лет слышал, как его предки возили грузы через весь Северный Урал, видел фамильные переписки, карты маршрутов.
И вот однажды Согрин приезжает на Северный Урал, в родные края, и идёт в поход. И сразу же начинает узнавать признаки того, о чём слышал от родителей и о чём читал в фамильной документации. Знаки на деревьях, следы, странная деятельность вокруг. Он понимает, что в этом районе пролегает путь нелегального золота. При этом сам он к этому нелегальному золоту не имеет отношения, равно как и его родители (их клады - это совсем иная история, о кладах только им известно).
Возможно, в этот момент Согрин понимает, что это - его шанс выслужиться перед органами, а возможно, ему просто хочется проверить свои догадки. В любом случае, в органы ему идти не с чем в этот момент. Что он может сказать: где-то там, на Урале, бородатые дядьки золото моют? Так где-то на Урале бородатые дядьки всегда золото моют. К тому же, никто не станет гоняться по горам за каким-то возможно существующим старателем, слишком мелко. А возможно, Согрин просто хочет подпакостить своему сопернику. Вряд ли в тот момент он думает, что всё это может закончиться трагедией.
В общем, он решает проверить свои догадки руками дятловцев. И начинает намёками наводить ребят на мысли об очень необычном приключении - проверить, есть ли в районе Отортена золото. Описывает, как и где могут находиться "схроны". Рассказывает о дорожном письме манси и таинственных знаках на деревьях, о следах, разбегающихся в разные стороны и, возможно, много чего ещё. Ребята загораются идеей похода. Не исключено, что разгадывание следов планирует лишь часть группы.
Но это ещё не весь план Согрина - ему хочется напакостить этому ненавистному Дятлову. Найдётся золото или нет, но в этот раз в поход с соглядатаем пойдёт Дятлов, а он, Согрин, останется без наблюдения (времени приставлять нового соглядатая уже не будет). Очень приятная мелочь. Кто может за ним следить в его группе, он знает. В какой именно момент Золотарёв выразил желание сменить группу, Золотарёв нам уже не скажет, но в группу Дятлова он был включен в последний момент. В любом случае, он должен был согласовывать свой переход в другую группу с кем-то, помимо Дятлова, и мотивировать его необходимость. Согрин выжидает до последнего момента и начинает в присутствии Золотарёва говорить (к примеру): давно ходят легенды об уральском золоте, вот мои однокашники мечтают его найти, уже в поход собрались... Золотарёв давно работает с проблемными студентами и понимает, что такие приключения могут плохо кончиться. Судя по его биографии, он только с молодежью и работает в те годы, так что это вполне возможно. Поэтому Золотарёв связывается с теми, перед кем отчитывается, и объясняет ситуацию. Может, именно поэтому на материалах дела стоит дата 06.02.1959? В начале пути якобы из-за травмы вернулся Юдин (группа не расстроилась, словно так и надо), а после него должен был вернуться кто-то ещё, но не вернулся? От того места, где нашли палатку, максимум два дня пути до второго северного, и то не спеша.
Группа пропадает, и Согрин сразу же понимает, что с ними случилось и приблизительно в каком месте. Возможно, у него была с кем-то договорённость, где будет оставлена записка (Отортен). И он сразу же предлагает свою помощь. Рассказывает органам всё, что знает о нелегальных старателях времён своих дедов и умалчивает лишь о том, что сам подал ребятам идею искать золото. Дело засекречивается, и в данных обстоятельствах его рассказы принимаются всерьёз и подтверждаются на местности.
Так или иначе, но Согрин у КГБ был явно на хорошем счету, что очень необычно для сына белых эмигрантов.