Этой публикацией я решил закончить рассмотрение причастности манси к гибели группы Дятлова. Для тех, кто впервые попал на мой канал советую прочитать статьи «Гибель группы Дятлова. Ещё несколько мыслей по допросам манси»
https://zen.yandex.ru/media/gildar/gibel-gruppy-diatlova-esce-neskolko-myslei-po-doprosam-mansi-5c8f5eca63a30300b22a152a и «Гибель группы Дятлова. Версия мести манси»
https://zen.yandex.ru/media/gildar/gibel-gruppy-diatlova-versiia-mesti-mansi-5c888dde475eeb00b3776577 для полного понимания моих предположений, связанных с манси. Не могу утверждать, что являюсь сторонником этой теории. Для того чтобы она имела место быть нужны ничем не подтверждённые допущения, которые вряд ли сегодня кто – то сможет подтвердить.
Справедливости ради надо заметить, что причастность манси к гибели туристов рассматривалась ещё в начале марта 1959 года. Это можно понять из протоколов допросов того времени. Во всех протоколах явно видно стремление следствия выяснить не было ли каких-либо причин у манси напасть на группу Дятлова. И связывалось это с некими священными местами.
Я уже приводил цитаты из допросов представителей манси. Но были и допросы местных жителей и работников русской национальности. Все они утверждают, что не знают случаев нападения и считают манси вполне дружелюбными. Насколько то что написано в протоколе соответствует тому, как на самом деле считали допрашиваемые сегодня уже проверить невозможно.
У меня осталось какое – то двойственное чувство что они говорили не совсем искренне. Почему мне так показалось?
Потому что я уже приводил свидетельские показания милиционера, который утверждал, что один манси по фамилии Куриков допускал убийство туристов некими дикими манси.
Сам Куриков потом это отрицал.
В деле есть свидетельские показания некого Жильцова Фрола Минаевича 1922 года рождения.
Вчера, 11/III-59 г. я был в доме приезжих Северной экспедиции. Вечером в дом приезжих зашли 2 человека по национальности манси. Оба одеты по-русски - один в демисезонном пальто, а другой в полупальто. Один из них стал что-то писать, а когда кончил писать, то заключил письмо в конверт. Адреса не написал, а передал второму манси. Ещё когда манси писал письмо, то я видел фамилию Курикова. О чем сообщалось в письме я не знаю. Манси сразу ушли. В коридоре дома приезжих я встретил нашего парторга Коутова (?) и сказал, что были неизвестные для меня манси и что-от писали. Сегодня утром этих манси не встретил. Фамилию Хатащеева (?) я Коутову (Кортову?) не называл и Хатащеев (?) в доме приезжих в этот день не был, по крайней мере я его не видел.
Не слишком ли часто мелькает Куриков? И кто такой Хатащеев? Вообще странно что в допросах часто нет вопросов, которые задаёт следователь поэтому очень трудно порой понять показания свидетелей.
Возвращаясь к Курикову, следует отметить, что это был не совсем простой манси – охотник. На то время он был депутатом Ивдельского горсовета. Конечно, это не сравнить с сегодняшними депутатами. В то время депутатом мог стать любой невзирая на должности и рабочие специальности. Но всё-таки некое влияние он имел. И вполне мог влиять на ситуацию. Сначала попытаться свалить на неких «диких» манси, потом просто отвергать любое участие манси в этом деле. Но то, что он сначала допускал убийство туристов какими – то плохими манси говорит о том что-либо он что – то знал либо вполне это допускал.
Хочу ещё привести цитату из протокола допроса Слобцова:
Лично я видел, как под этим кедром был обнаружен матерчатый пояс темного цвета с темляками на концах. Этот предмет кому принадлежит, я не знал. Длина этого предмета около 80 см, ширина около 10 см, на вид похож на пояс или лямку, которой манси тянут груз, но этот предмет для применения вместо лямки не годен, так как он не прочен.
Почему больше нигде этот пояс не упоминается? Его никто кроме Слобцова не видел или он это выдумал?
И моё внимание так же привлекли свидетельские показания Ряжнева Георгия Ивановича, на тот момент начальника 1 - го Лесоучастка Энерголесокомбината:
О том что манси имеют какие-то священные горы и камни в нашем районе я не знаю, но слышал от людей что у них имеются священные ямы по реке Лозьва.
И он действительно прав. Там есть Ушминская пещера, известная также как Лозьвинская и Шайтан-яма. Вот цитата из книги «Культовые памятники горно-лесного Урала» 2004 года выпуска:
Расположена на восточном склоне Северного Урала на территории муниципального образования г. Ивдель. Пещера разработана в относительно невысокой известняковой скале правого берега р. Лозьвы, примерно в 20 км. вниз по течению от пос. Ушма. Первые сведения об использовании манси этой пещеры в культовой практике собрал В.Н. Чернецов (известный на Урале археолог и этнограф — прим. ред.), путешествуя в 1937 году по Среднему и Северному Уралу. Проводники ему сообщили, что здесь располагалось родовое святилище рода Бахтияровых
О как. И мы тут же вспоминаем что допросы Бахтияровых проводились и те категорически отрицали что были в районе верховья реки Лозьвы в момент гибели группы Дятлова. А почему их об этом спрашивали? Может, потому что они являлись на тот момент нелегальными шаманами манси? Ведь в 1938 году был осужден один из Бахтияровых сроком на пять лет с формулировкой:
Изобличается в том, что является нелегальным шаманом среди народности манси, крупный кулак, имеющий до сего времени неизвестные органам Соввласти крупные стада оленей, на пастьбе которых он эксплуатирует бедняков манси. Он ведет среди манси антисоветскую агитацию против объединения манси в коллективные хозяйства, против оседлости, разжигает среди манси ненависть к русским и существующему советскому строю, заявляя, что русские несут только смерть манси. Ежегодно Бахтияров собирает всех манси на один из отрогов Уральского хребта, называемый Вижай, где возглавляет и руководит жертвоприношениями по случаю религиозного праздника продолжительностью до двух недель
Следует отметить, что вход женщинам в Ушминскую пещеру был категорически запрещён о чём могли не знать ребята из группы Дятлова. Возможно, именно случайное прохождение туда девушек и решило судьбу всех.
На этом я, пожалуй, закончу рассмотрение версии манси. Выводы делать вам самим.