Чтобы информация о ячейках в вафельных обечайках топливных баков ракет не пропала в чужой теме, продублирую эту информацию в своей теме.
Попробую более подробно рассказать о ячейках вафельных обечаек топливных баков в ракетной технике))
В американских ракетах Thor, 1956 года разработки, в вафельных обечайках использовались только квадратные ячейки.
26.01.1957 - первый запуск.
На базе ракеты Thor в 1959 году была разработана ракета Delta, в моделях которой до 1972 года разработки тоже использовались квадратные ячейки.
Только в ракетах «Дельта» серии «1000», 1972 года разработки, стали использовать треугольные ячейки.
13.05.1960 - первый запуск.
Американская ракета Сатурн V, 1960 год - нало разработки серии, имела ячейки квадратной и ромбовидной формы.
27.10.1961 - первый запуск Сатурн I
9.11.1967 - первый запуск Сатурн V
Первой советской ракетой с настоящей вафельной обечайкой с квадратными ячейками была универсальная ракета УР-200, разработка которой началась в 1960 году.
04.11.1963 - первый пуск.
На базе ракеты УР-200 в 1963 году началась разработка ракеты УР-100
Судя по размерам ячейки, ширине и высоте рёбер ячеек, толщине оболочки, кусок металла, найденый Епанечниковым - это обломок вафельной обечайки топливного бака от УР-100 с квадратными ячейками 70х70 мм.
19.04.1965 - первый пуск.
Так как во всех наших и иностранных ракетах, принятых в массовую эксплуатацию и на вооружение, в вафельных обечайках топливных баков использовались только квадратные, треугольные и ромбовидные ячейки, можно сделать вывод, что вафельные обечайки баков с прямоугольными ячейками в это время не использовались, так как расчётами и, возможно, отдельными, не пусковыми, а заводскими экспериментами было доказано, что прямоугольные ячейки были менее экономичны и эффективны, чем квадратные, треугольные и ромбовидные.
Все современные эксплуатируемые и разрабатываемые традиционными российскими корпорациями ракетоносители имеют вафельные обечайки с квадратными ячейками, получаемыми механическим фрезерованием.
Американцы сейчас в ракетоносителе Атлас V используют треугольные ячейки.
На смену ракетам Дельта и Атлас с 2006 года разрабатывается ракета Vulcan, в которой тоже будут использоваться треугольные ячейки.
Разработка ведётся с 2006 года.
Носитель Vulcan создается альянсом ULA, совместным предприятием Boeing и Lockheed Martin, производителем носителей «Атлас 5» и «Дельта IV Хэви», которые Vulcan и должен заменить к середине 2020-х.
Могу предсказать, что никому не удастся найти ни одной традиционной ракеты с прямоугольными ячейками)))
Прямоугольные ячейки существуют в теории, в задачах и примерах и, может быть, в других отраслях промышленности, но не в обечайках топливных баков традиционных ракет.
-------------------------------------
Новыми современными ракетостроительными компаниями в самых современных разработках для изготовления вафельных обечаек используется технология - Сварка Трением с Перемешиванием (СТП), запатентованная в 1991 году сотрудниками британского Института сварки.
Кто интересуется, может прочитать об СТП ниже.
Сначала технология СТП использовалась только для сварки баков и решала проблемы традиционной электродуговой сварки - низкая прочность шва и его большая толщина.
Суть технологии СТП состоит в том, что края свариваемых деталей нагреваются от механического трения, но не детали о деталь, как в случае с «обычной» сваркой трением, а специального быстровращающегося тугоплавкого инструмента. Металл в зоне шва нагревается, но не до температуры плавления — в случае с алюминием этого около 550 градусов, то есть 70 процентов от температуры плавления. Материал становится пластичным и перемешивается, образуя практически монолитное соединение — прочность шва в итоге оказывается на уровне примерно 80 процентов от прочности самого листа.
Это значительно лучше традиционной электросварки. Например, если аргоно-дуговая сварка обеспечивает прочность шва в 160-170 мегапаскалей, то шов от СТП на тех же листах дает 250 мегапаскалей (при исходной прочности листа 300 мегапаскалей).
Теперь для изготовления вафельных обечаек топливных баков при помощи СТП на плиту приваривают решётку из стрингеров и шпангоутов.
Первой это сделала компания SpaceX Илона Маска.
В ракете Falcon 9, вновь появляются, как во времена «Фау-2», стрингеры и шпангоуты (Falcon 1 вообще летала с гладкими баками). Разница в том, как именно они закреплены на обшивке. В 2009 году, еще до запуска первого Falcon 9, в SpaceX рассказывали, что будут использовать СТП, чтобы приварить силовой набор к обшивке, и алюминий-литиевый сплав.
Сегодня уже не приходится сомневаться, что эти технологии работают. Ракеты Falcon 9 успешно летают и по многу раз.
В России разработкой ракетоносителя с использованием технологии СТП занимается "Центр разработок С7".
https://habr.com/ru/post/551362/https://nplus1.ru/material/2021/04/15/next-rocket?ysclid=lbs5g1dlg6388269022