Валерий Белоножко "Печать на тайне Мертвой Горы"http://kafka.net.ru/text/pechat-na-tayne-mertvoy-gory/Крохотное вступление
Более полвека назад на Северном Урале произошла трагедия, отголоски которой в последние несколько лет появляются в печати — это и косвенные свидетельства людей, имевших хотя бы некоторое отношение к событиям того периода, и журналистские расследования, и даже художественные произведения. Вполне возможно, что интерес к тем давним событиям подогревается еще и потому, что политические, экономические и криминальные «разборки» последних двадцати лет буквально на наших глазах заканчиваются убийствами, чаще всего — заказными и не раскрытыми. В народе попрано чувство справедливости; никому не гарантирована безопасность; неверие в правоохранительные органы и суды достигла такой степени, что российские граждане вынуждены искать психологической «разгрузки», обращаясь к временам древности и не столь отдаленным, которые предоставляют в наше распоряжение неограниченное количество фактов преступлений и их интерпретаций. Властям предержащим такой интерес к прошлому выгоден вдвойне: на мрачном, черном фоне прошлого настоящее выглядит не столь уж и ужасающим — все то же самое пресловутое «кто-то кое-где у нас порой... » Мы словно бы смотрим в зеркало на самих себя, но видим наших отцов, дедов и еще более отдаленных предков, которые жили, пожалуй, не благополучнее, чем мы.
Но есть и еще один повод для неподдельного интереса к тайне Горы Мертвецов. литература, кинематограф и телевидение «по самые уши залили» сограждан преступлениями и детективными расследованиями. Раньше говорили, что все поголовно разбираются в политике и воспитании детей. Теперь почти каждый — эксперт по преступлениям. Сие — ни в коем случае не упрек, тем более что я и сам «загорелся» разгадкой этой тайны«. Она стала для меня ЛИЧНОЙ: совпали место и время, а также некоторый опыт скитаний в Уральских горах. И — не в последнюю очередь — обида за погибших дятловцев, которым иные «эксперты» приписывают вовсе уж несуразное, а то — и оскорбительное. Версии, версии... их уже более трех десятков; каждая «цепляется» за пару фактов или фактиков, отметая прочие, в результате события, как в калейдоскопе, дробятся, каждый раз составляя новый узор, лишь чуть-чуть напоминающий прежний.
В картине событий столько «белых пятен», в свидетельствах — столько лакун, что УВИДЕТЬ правду практически невозможно. НО МОЛЧАНИЕ ТОЖЕ ИНОЙ РАЗ ГОВОРИТ. МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНО МОЛЧАНИЕ ВЛАСТЕЙ ПРЕДЕРЖАЩИХ — БЫВШИХ И НЫНЕШНИХ. Некоторые из свидетелей или даже «держателей» государственной тайны еще живы, но корпоративная «этика» запечатала их рты молчанием. Хотя бы на смертном одре, как это когда-то полагалось христианину, они могли пусть не покаяться, но наделить свою паству крохотной правдой, чтобы оправдались чаяния народные, что все тайное становится явным. И жертвы, и возможные палачи в наших глазах — словно бы в чистилище. И те и другие — незаслуженно: пора бы ввести одних во врата рая, а других ввергнуть в адские пучины. Бог правду знает, да не скоро скажет. Как скоро? Ровесники дятловцев умирают, скоро их не останется вовсе, все облечется в легенду, которую и станут принимать за истину. На наших глазах творится История, пусть это — даже маленький её кусочек. Что скажет нашим правнукам надпись на карте — ПЕРЕВАЛ ДЯТЛОВА?
Еще один деликатный вопрос хотелось бы задать народности манси, в ареале обитания которых произошла трагедия. Для некоторых из них воспоминания об этом даже мучительны — я имею в виду первоначально обвиненных в убийстве охотников, которым пришлось пережить временное заключение и допросы. Тем не менее, именно манси могли бы многое поведать о Горе Мертвецов и преданиях, с нею связанных. Кроме того, они — наиболее убедительные свидетели погодных и ландшафтных условий в том районе. Возможно, все же я ошибаюсь — до меня просто могли не дойти сведения и свидетельства манси. Наверное, стоит расширить ареал моего поиска.
После некоторых размышлений я, однако, начал понимать необоснованность моего (со стороны!) обращения к манси. Несколько человек из семейств, обитавших неподалеку от места трагедии, прошли через камеру предварительного заключения, и, как пишет в своих воспоминаний работник Ивдельской прокуратуры того периода Каратаев, речь даже заходила о применении к ним пыток. От самого расследования Каратаев был вскоре отстранен 2, но впоследствии иногда давал интервью для печати. Не сомневаюсь насчет «предвариловки», но насчет пыток — это уж он загнул! О каких пытках могла идти речь, если официальная чрезвычайная комиссия имела уже версию о «замерзании» группы Дятлова. Скорее всего, в «предварилке» манси «учили», что говорить и о чем говорить не стоит.
Некоторое время назад был даже снят художественный фильм ужасов, посвященный трагедии дятловцев. Основная идея фильма — некие катаклизмы в районе горы Отортен вызвали из земной бездны огромных змей, которые и учинили убийство девяти туристов, не оставив никаких следов. Если бы я, к примеру, писал сценарий этого фильма, то скорее предложил бы версию Змеев Горынычей — это немножко ближе к правде хотя бы из-за «огненных шаров», которые появлялись в то время и в той местности неоднократно. Это — не шутка, а заявка на идею сценария (шутка).
В 2011 — 2013 г. г. были сняты два фильма: английскими (по книге Алана Бейкера "Перевал Дятлова, 2009) и американскими кинематографистами — о трагедии в СССР в 1959 г.
По крупицам собираются некоторые новые сведения и версии, будоражат память и воображение. Казалось бы, всего десять лет назад в повести "Прощай, Кастанеда«я «нафантазировал» падение ракеты в районе бывшей Шомпы (на границе Среднего и Северного Урала), и вот — на тебе! — то стало явью. Нет, упаси нас Господь от подобных фантазий, которые, оказывается, сбываются!
В связи с этим приходится ретроспективно оценивать предыдущие факты и сведения, которыми мы тогда располагали. Здесь уж не до сенсаций — этот детский период исследователи трагедии группы Дятлова давно пережили — работает человеческая составляющая проблемы, и, блуждая по интернету, я то и дело натыкался на отчаяние и сочувствие, заинтересованность и проницательность. Как ни крути, эта история — слепок с со многих аспектов советской действительности, которая не может быть ни отретуширована, ни подделана, так как это будет уже подделка в квадрате. Невыдуманность трагедии требует и осторожной фантазии, и — по возможности — деликатности, но главное — пристальности подверстывания деталей в нужном месте и в нужное время.. в исследовании участвуют люди многих профессий и увлечений, биографий и опыта. Тем ценнее их свидетельства и догадки, откровенность и даже переживание чужой трагедии логикой и сердцем.
Признателен и благодарен всем участникам обсуждения в интернете, в особенности же — авторам версий, поделившимися своими трудами с нами — со мной и с тобой, читатель.
Основной текст по ссылке.