Писал про манси в своей теме . Перенесу этот отрывок про жертвоприношение манси и сюда.
" Обряды у северных манси, как правило, сопровождались кровавым (йирхатнэ вāрмаль) или бескровным (пурлахтын вāрмаль) жертвоприношением.
http://www.hcpncr.com/journ1010/journ1010ivanova2.htmlСразу же отметим , что бескровные это
Бескровное жертвоприношение — пори. В первую очередь, это еда и питье — пурлы (‘угощение, пожертвование’): мясо, хлеб, рыбий жир, специальная ритуальная каша соламт, вино, водка. В конце ХХ — на-чале XXI в. неотъемлемой частью трапезы присутствующих на жерт-воприношении стали покупные продукты
http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978 … 2-9_09.pdf
К нам это не относится .
Нас интересуют кровавые жертвоприношения.
Святилище высокого ранга, на котором совершалось жертвоприношение Тōрум'у, манси называли Тōрум кан 'Местность Торума' или хара кан "место поклонения богам" вне селения. Обряды там проводили крайне редко и при растущей луне. При жертвоприношениях использовалась специальная обрядовая утварь: обоюдоострый нож щохри, чашка для крови, котлы разных размеров, специальные деревянные ложки-лопаточки для "кормления" духов, деревянные блюда, миски, стаканы, рюмки
http://www.hcpncr.com/journ1010/journ1010ivanova2.htmlКак видим есть как и всех культов свой нож , свой ритуал.
Но уже само название говорит за себя . Кровавое жертвоприношение. Вот к примеру читаем.
По сведениям информанта из Кимкъясуя, животное оглушали обухом топора по лбу. У всех групп манси после того, как завязывали на шею животного ассын, собравшиеся на жертвоприношение (мужчины, женщины, дети от 5-6 лет) примерно три минуты стояли молча. Старшие мысленно обращались к духу, чтобы тот принял их дань, чтобы дух не обижался на хозяина дома по какому-либо поводу (например, жертвенное животное недостаточно упитанное или еще молодое). После этого молчаливого "монолога", как правило, молодой, сильный мужчина из родственников хозяина или его жены определенный заранее хозяином дома, наносил удар обухом топора по лбу животного. После того, как животное падало, мужчина (это мог быть хозяин дома или тот, кто умел это делать) втыкал в сердце оленя тонкий острый нож – чохри / щохри. Если не попадал в сердце (что уже плохо – дух не хочет принимать жертву), то нож втыкали еще раз, но уже в затылок [ПМА].
Обращаю внимание , что как правило имеет место нож в сердце. Или иное холодное колющее режущее оружие обязательно вонзается в тело жертвы. А вот и ответ почему животное должно мучиться. Оказывается дело тут вовсе не в садизме.))
Если жертва принята духами (духом), то животное, перед тем как испустить последнее дыхание должно трижды паргалтахтуŋкве 'отряхнуться' от всего мирского, т.е. полностью сакрально очиститься (во время предсмертных судорог поворачиваться по ходу солнца) и не должно суй вāруŋкве 'издавать звук'.
http://www.hcpncr.com/journ1010/journ1010ivanova2.htmlТо есть дело вовсе не в мучениях , а в том, чтобы духи приняли животное . Для этого делали все , чтобы животное трижды повернулось по ходу солнца в предсмертных судорогах . Оказывается все просто.
Далее читаем
Церемония кровавого жертвоприношения была детально разрабо-тана и строго соблюдалась.
Итак , получается , что без крови никак нельзя. Никаких компрессоннх сдавлений никто у манси не фиксировал .А значит это не было ритуальной жертвой. Соответсвенно нет никаких абсолютно свидетельств о том , что эти церемонии поменялись в 21 веке.
Более того религиозные обряды и церемонии всегда были очень консервативными по своей форме. Обряды той же католической церкви сейчас мало отличаются от того , что было 500 лет назад . "
Все это говорит о том , что версия ритуального убийства не то что бы совсем невозможна , но маловероятна.