А кикимора - она какой гендерной принадлежности? И есть ли у них разделение по гендерному принзнаку?
Второй половина слова - скорее всего означает слово "морок", обозначающее что-то вроде помутненного сознания.
"Кик" - тоже в старорусском языке что-то означает, но вот прям по памяти не скажу, а в гугль лезть ниахота.
Но обычно упоминают словосочетание кикимора болотная, значит - кикимора это жена водяного?
Liana, если анализировать всю нечисть всех народов - действительно, не считая семейства ящеров - все они - одно и то же: антропоморфные существа.
Кикимора - (кик-горб) это одна из кликух среди нечисти. Вот вся нечисть такая, а эта - такая же, но горбатая тётка, в татарстане она же называется
анасы. А по сути - все они гоминиды, селящиеся у воды, болот - русалки с водяными. Назови их как хочешь, но лишь бы не человек: водяной
человек, лесной
человек, полевой
человек. Как только мы начинаем выискивать детали, подчеркивая различия, мы просто идем по ложному пути, ведь очень многое наслоилось непонимающими современными переписчиками, которые не могут уяснить одну мысль: с нечистью надо искать сходства, иначе случайный признак возводится чуть ли не в основные. Почитайте ссылку.
Добавлено позже:потому как груди у них большие (детей кормят иногда когда малыш сидит сзади груди перекидывают за спину) к старости "водяная" начинает из за этого горбиться - спина слабеет.
Добавлено позже:Я считаю, что в основе рассказов и названий нечисти - вещи именно
наблюдённые, а не придуманные. Естесственно, домысливаний наблюденного как раз очень много. И здесь я опять помяну моего любимого Дэвида Юма. Основная часть наблюдателей нечисти в разных местах (в большинстве случаев в лесу) - люди из народа, которым вовсе не досуг пытаться понять
кого именно они встретили (на уровне классификации). Их прежде всего интересовала сама произошедшая история. Исходя из
поведения приписывались
имена кликухи, говорящие о каком-то конкретном качестве. А на этой основе сочинялись уже небылицы, анекдоты, поучительные сказки со сложным сюжетом. Но в основе лежало впечатление наблюденного.
Вот пример: мы с вами в лесу возле болота видели антропоморфную обволошенную женщину. У русских раньше буквально в крови сидело понятие о том, как должна выглядеть нечисть. Это Тургенев потом "свежим взглядом удивился", а пастушка ничего не удивило, и в то время как здоровый мужик от нее убегал, паренек прогнал её кнутом - он был осведомлен кто это. Вот и мы с вами сразу поняли -
она!. Но вот мы возвращаемся домой, и один рассказывает что он подметил, другой - своё. Рассказы передаются и в молве развиваются параллельно, приобретая разные сравнения. Теперь некто другой параллельно по времени с нашими историями в другом месте за 300км от нас увидел
лесного мужика, и оттуда в качестве переработки наблюденного пошла другая информация. Через несколько лет в приданиях народа мы будем иметь 3 разные сущности: русалку, кикимору и лешего. Естесственно, леший будет любить одно, негодовать по другому поводу, а русалки - другое. Но из этих рассказов не сможет утратиться и общее - ведь рассказы появились на основе наблюдения одного и того же вида антропоморфных существ.