Вопрос: " КАК в Дневнике Зины похода 1959 года появилась запись инициалов всех пяти Аямовых /с датой 5 октября 1958 года/ и засечка успешной охоты с изображением Катпоса Самбиндаловых?
С чьих слов и по какой причине Зина сделала эту запись?
Судя по известным нам походным дневникам 1959 года и материалам УД группа, покинув 41 лесозаготовительный участок 27 января, ни с кем не имела контактов.
1.Разворот Дневника Зины. Предшествующий разворот :Последующий разворот:2.Лист дневника Карелина[/b]
3.Катпос современных потомков Самбиндаловых.Вырез в форме копыта внизу - указание на добычу лося неподалеку. Две косых черты - два охотника.
Х-образный знак с двумя штрихами - родовой "герб". Дата охоты обозначена арабскими цифрами.
4. Т.2 лист 12: Пункт 2а,2б, 2д 5. Рисунок из книги Гущина 6. Рисунок из статьи Богомолова 7.Рисунок Масленникова /УД/: 8.То, что называет "чум" УД: 9. 2 Фото из альбома Валентина Якименко. 1963г. 10. ЧуМ: 11. Сто вопросов Юдину. 91. Вы были на склоне? Видели там некий чум? Или это были палки,собранные сверху в конус?
Ю.Ю.: Я этот чум не видел, о нем пишет Масленников, и он был в этом чуме. В его дневниках об этом написано
http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/yudin2.shtml 12. Из Интервью: ©ОО"ИНТЕРНЕТ-ЦЕНТР трагедии Дятловцев" , 2008г.
Текст беседы "ЦЕНТРа гражданского расследования трагедии Дятловцев", НАВИГ с Юдиным Ю. по делу Дятловцев 01.02. 2008 г.
"Юдин: ... на подступах к месту трагедии у них там охотничьи угодья, и там у них даже был чум, стоял недалеко от места трагедии. Этот чум упоминается у Масленникова, и у всех упоминается, и даже в материалах дела стоит место, где он стоял.
Навиг: Ну, там, судя по рабочей газете, он прямо на горе стоял.
Юдин: Ну, да
Навиг: Там его не было. Поисковики-то не говорили, что он там был.
Юдин: Понимаешь, Масленников пишет, что они сходили до места чума, там все посмотрели. Но! Коротаев говорит, что он этих манси допрашивал, и они ему сказали всё, что они видели. И эти протоколы исчезли из дела. Если протокол открывал Коротаев, то получается, он открывал его именно 6-го, как написано в деле .
Но потом Иванов… Но потом открыл Темпалов, потом открыл он 28 февраля, как они и хотят это представить. Вот, а тогда они все видели, они описали, что там была…эта…, они нарисовали так и нарисовали, Коротаев говорит, что они видели.
Навиг: Но число-то они не знали. Манси.
Юдин: Нет, манси, они все знают.
Навиг: Нет, там у него спрашивали, какого числа? Да манси, говорит, не знают никакого числа. Это Коротаев сам говорит.
Юдин: Ну, Коротаев сейчас, за давностью лет, он - он не знает, значит, и они не знают.
Навиг: Они могли просто сказать по зарубкам?
Юдин: Нет, манси очень наблюдательны. Но, если верить Коротаеву, то, значит, этот протокол изъяли, и с этих же самых манси взяли другие показания. Но я-то ведь тоже был в неведении.
Навиг: Я думал, что это Коротаев вел допрос.
Юдин: Нет.
Навиг: Иванов?
Юдин: Нет, там не Иванов, там этот…
Навиг: Ну, при Иванове, помощники его…
Юдин: При Иванове, эти, следователи Ивдельской прокуратуры. У меня это все есть, эти выписки, но они там ничего не сказали. Я внимательно изучал. Потом, более того, мне приснился такой вещий
сон, и фамилия «Анямов». Я в жизни не знал такой фамилии. А вот мне приснился, и теперь я вот думаю…
Навиг: Может ты где-то на ночь прочитал.
Юдин: Да все так тормозилось и фамилия «Анямов» у меня вышла, понимаешь? Я с этим делом подробно работал.
В подборке использовала материалы:
https://docs.google.com/document/d/1Nbu_8supjr3MrMe65na0H7OcKrgDM1t4m2docXwNRCU/edit?pli=1http://fotki.yandex.ru/users/m-piskarewa2010/album/191317/http://hibinafiles.mybb.ru/viewtopic.php?id=718 Про Самбиндаловых / Сампильталовых/: 1.
http://ilya-abramov-84.livejournal.com/8191.html"Преемственность и традиции. Думается, в последнем поколении. Самбиндаловы собираются покинуть землю предков - берега озера Турват (Ялпынг-Тур, манс. «Святое озеро»). Когда его покинет
последний Самбиндалов, умрёт эпоха..."
2."Лепла-тит-ойка (Леп-тит-ойка) «истока (реки) Леп(ла) старик» – дух-покровитель «Кос-я махум» – людей с р. Кос-я (верховья рек Лозьва и Северная Сосьва). К ним относятся манси Сампильталовы (Самбиндаловы) и мужчины, женившиеся на женщинах Кос-я нэ и поселившихся среди Кос-я махум в с. Яны-пауль.
Имя данного духа-покровителя А. Каннисто переводил как «старик с устья реки Лепла», хотя перевод более точно звучит как «старик основания Леплы». По информации В.Н. Чернецова, в прошлом один из Сампильталовых ходил на Лозьву и привез оттуда этого пупыга . Таким образом, происхождение имени могло быть связано с первоначальным местонахождением святилища Лепла-тит-ойки в истоках Леплы. В варианте Лепла-сунт-ойка «старик с устья реки Лепла» имя данного духа-покровителя упоминали Б. Мункачи и Е.И. Ромбандеева.
В 1935 году В.Н. Чернецову удалось посетить святилище Леп-тит-ойки, находившееся на левом берегу Леплы, правом притоке Северной Сосьвы. На пути к нему на стволах четырех кедров, стоявших по обеим сторонам тропинки, были вырезаны лица менквов , замазанные кровью и жиром. На еловой и кедровой гриве стояли четыре амбарчика-сумьяха . Вокруг них находились столбики от множества уже упавших домиков (новый амбарчик ставили через каждые пять лет). Стояли они на двух опорах; боковые стенки были собраны угловыми вертикальными столбиками с прорезом, верхушки столбиков были выполнены в виде антропоморфных личин. Над князевой слегой двускатной дощатой крыши был положен вытесанный корытом на два ската охлупень, передний конец которого имел форму лошадиной головы. В одном из старых амбарчиков хранилась жертвенная посуда, утварь и специальный топор для разрубания лосиных голов. Еще в одном сумьяхе находились идолы. Леп-тит ойка был выполнен в виде деревянного изваяния с золотыми глазами; его сын, Леп-тит ойка пыг – с серебряными глазами, одетый во множество халатов и несколько островерхих суконных шапок. Рядом с ним лежал Сяк ойка «Старик-молот» , представлявший собой бронзовый клевец начала XVII в. с железным клювом, завернутый во множество одежд. Старик-молот считался другом и помощником родового предка жителей Яны-пауля – лося, с которым они воевали против богатырей фратрии Мось.
По сведениям А. Каннисто, вогулы верхней Лозьвы почитали пару духов-покровителей по имени «седые старец и старуха», обитающих в «водном святилище» в устье р. Вижай. У них было три сына, помогавшие людям при болезнях, в рыбной ловле и на охоте; средний из них – Леп-тит-ойка. В Яны-пауле жил хранитель этого духа, фигуру которого в определенные годы зимой доставляли в Сав-пауль (верховья Лозьвы) к местному хранителю жертвенного амбарчика. Последний, в свою очередь, весной в новой лодке вез Леп-тит-ойку к родителям в «водное святилище». Туда же везли заранее срубленное тир-йив «жертвенное дерево» (на которое подвешивается жертва). Здесь Леп-тит-ойку сажали в берестяное лукошко и приносили ему в жертву пищу. Женщины на это место не допускались. Осенью его полагалось отправить назад в Яны-пауль; перед этим совершалось жертвоприношение коня или оленя.
Святилище Леп-тит ойки продолжало функционировать в конце XX в. В амбарчике в лесу «живет» Леп-тит-ойка, а в одном из домашних святилищ Яны-пауля хранятся фигуры его младших братьев. В жертву Леп-тит-ойке дважды в год приносят оленя или теленка.
Леп-тит-ойка находился в составе духов-покровителей, которые призывались на медвежьем празднике. Человек, изображавший Леп-тит-ойку, входил в помещение, опираясь на два посоха, один из которых был изготовлен из ели, а второй из лиственницы."
Литература: Гемуев, Бауло, 1999; Источники..., 1987; Ромбандеева, 1993; Чернецов, 1947 а; Kannisto, 1958; Munkácsi, 1892
http://yamalarchaeology.ru/index.php?module=subjects&func=printpage&pageid=151&scope=page 3.
http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/beseda_s_androsovym.shtml 4 .
http://geo.1september.ru/view_article.php?id=200701205 5.
http://adventurteam.ru/content/view/334/