Поскольку тема все-таки открыта - то попробую коротко рассказать о содержании экспы-2018, но прежде пара слов о том кто, зачем и главное за сколько ходит на Перевал и далее.
Прежде всего - я не могу понять и принять позицию людей, которые на словах вроде бы как согласны сходить на ПД, но вот мешает возраст... отсутствии средств... снаряжения...- все это легко преодолевается - главное было бы желание. Из увиденного этим летом - не могу сказать, что удивился, увидев у памятника двух бородатых дедов лет этак под 80 каждый точно - они приехали до брода через Ауспию на велосипедах, далее до ПД дошли пешком... группу школьников восьмиклассников из Питера..."турбанду", состоящую исключительно из девчонок лет так 20 - 35 макс + единственный мужчина-проводник (вот попал!)... на худой конец, если нет вообще никакого желания месить грязь по тропе вдоль Ауспии - из Ныроба на Перевал (Пупы и.т.д.) регулярно летает вертушка (как автобус - по мере комплектования группы), цена вопроса, если не ошибаюсь - 25 тыс. с носа, это, конечно, сумма, но не целое же состояние! Так что главное, что мешает сходить - сильно тяжелое мягкое место и не более того.
О целях - они у каждого свои, но сколько я понял - главным образом любопытство и желание просто побывать на культовом месте.
Теперь об экспе-2018 - на основе своего опыта я опять решился добраться до Вижая на своем авто, далее до брода со всеми на Урале и потом пешком. За два дня пришлось преодолеть более 1,5 тыс. км (потрясные виды по дороге опустим), далее ночевка на броде через Вижай (речка) - благо стояла жара, но на след. день погода резко испортилась, пошел дождь, температура +15 макс - и так до конца всего похода.
Два дня пути на ПД опять таки опустим, главное, что придя на стоянку под памятником мы увидели приблизительно вот такое вот
и так все время - постоянно шел дождь (в это время на материке все парились от жары?)
Не могу говорить за других, скажу за себя - в эту экспу я очень хотел попасть на Отортен (поскольку УД - "О гибели туристов в районе Отортена" и в стенгазете, если кто помнит - "снежные человеки обитают там же - на Отортене"), но погода здорово подкачала. Если дошагать до кедра, подняться на ХЧ и т.д. запала еще хватало, поскольку подняться со стоянки до памятника - значит гарантированно вымокнуть до нитки и так ходить весь день, то вот чапать хз где - надо было решиться, и поняв, что погода не переменится я решил, что на последние два дня пойду в любую погоду.
Из находок этого лета:
стенка топливного бака - ширина где-то 700...900, длина 1200...1500, толщина 12...15... материал - очень похоже на титан, скорее всего сплав титана с чем-то, поскольку масса обломка где-то 7-8 кг, макс 10 кг - это не сталь 100%.
О нем известно давно, все это время он лежал здесь:
Для тех, кто не сильно смыслит в координатах, скажу проще - это 1,5 км на север от оконечности св отрога ХЧ, рядом с останцем в 100 метрах от дороги на Пупы.
На склоне отрога найдены также обломки лыжи "Вятка", скорее всего современных, хотя как знать? Креплений не было, смущает отверстия под гвозди вместо современных саморезов.
Ну и на закуску - на месте лабаза найдена гильза 12 кал, высокое донце высотой где-то 16 мм, закатка звездочкой
Как я и сказал, моей основной целью было попасть на Отортен - но вот погода здорово подкачала, все время шел дождь и сильный ветер, но в последние два дня мы все-таки пошли. По дороге от памятника до вершины О. навигатор насчитал около 29 км, 7 часов хода, хотя по прямой - 12 км, всего-то. Шел беспрерывный дождь и сумасшедший ветер, стоял туман - видимость метров 50 от силы, через пару км в сапоги набилось по стакану воды - я сперва пробовал их выливать каждые пару км, потом махнул рукой (след. раз обязательны фонарики или сапоги-заброды - как раз на такой случай), практически придя на вершину мы потеряли дорогу - она просто кончилась, но тем не менее решили идти до конца наверх... и увидели вот это:
Эти сарайчики (официально именуемые горные модули) поставили всего как пять дней назад, внутри есть 4 лежанки как в купе, печка, отопливаемая топливными брикетами (это кирпич прессованых опилок - горит где-то 2 часа), но в них уже обитали 7 бедолаг, котоых должны были забросить до Пупов, но решили съэкономить, поскольку надо было довести до этого места дополнительный санузел (!) и так и оставили... ребята были неплохие (а в принципе другие в тех местах и не появляются) и здорово помогли отойти от адского перехода под дождем - если кто из них сейчас читает - еще раз спасибо. Отдельного упоминания заслуживают вечерние макароны с "сицилийскими вялеными помидорами" - такие вещи запоминаются на всю жизнь. Потом подошли те самые восьмиклассники из Питера - они остановились на озере ниже, но палатка сломалась, так что ночевку в девятером в одном модуле и 14 человек - в другом запомнится. Да, название фирмы-кидалы написана на крыше красного домика - "за путевку стоимостью 43 тыс мы ждали все-таки какого-то сервиса" (я запомнил слова одного из ребят).
Что я могу сказать об Отортене - вот где развернулся бы Евгений Вадимович! Вот здесь его лавина-снежная доска "на 19-м пике солнечной активности" получила бы жизнь! Отвесная круча метров 800 вниз совсем рядом с домиками, потрясные виды округи, стоянка на озере - очень похоже, что ГД все-таки тогда дошла до своей цели и остановилась у подножия на ночевку - скорее всего на озере, см. ниже.
Надо сказать еще вот о чем - профиль горы вид сверху - полумесяц с центром в озере, так что любая взрывная волна непременно должна была усилиться, отразившись от стенок.
На обратной дороге мы увидели свежий след медведя - накануне шел сильный дождь, это скорее всего была медведица с двумя медвежатами, живущая то на Поритай-Сори, то на Отортене - она здорово бодрила воображение.
Что могу сказать в заключении? Сходите (слетайте) на ПД - не пожалеете, вот и все.