Я долго думал, писать про свои приключений этим летом или нет - но все-таки решил написать, поскольку наиболее ценный опыт - отрицательный, возможно, кому-то и пригодятся мои заметки ниже.
Планы на этот сезон, были, на первый взгляд, несложными - добраться до Ивделя на своей машине, потом на ней за вахтовкой доехать до Ушмы, оставить там машину, сходить со всеми, как обычно, до Перевала, вернуться на пару-тройку дней ранее и сделать то, что я хочу сделать уже давно - обследовать пару вырубок рядом с Вижаем, где по расчетам должны быть старые позиции, а также с помощью местных манси - обследовать остатки двух самолетов (на Гумкапае и Большой Манье), вся ценность которых была в том, что у обломков крайне высокий фон (до 300 мкрт/час - наиболее высокий в тех краях я намерил на "кедровой горке" - 14 мкрт.).
Фото вырубок ниже, из них самая перспективная - та, что севернее, если смотреть в яндексе, то там вроде есть даже какие то постройки, в целом она расположена около 8 км от дороги - далековато для просто вырубки, лес рубят обычно рядом с дорогой или рекой - чтобы можно было вывести впоследствии.
Как всегда, хорошо было на бумаге, но по жизни... в общем, для начала - навигатор - плохой помощник, поскольку прокладывает наиболее краткое расстояние, а что там на самом деле - не учитывает, в итоге уже в начале я угодил на участок (Кировская область) который невозможно назвать даже направлением - кол-во ям на кв. метр доходило до пяти... проехав где-то км 80 за 4 часа (быстрее не получилось) я понял, что лучше было спрашивать дальнобойщиков - вернее. Повороты хорошо сверять на местности с табличками - конечно, они отсутствуют, причем в самых глухих местах, поэтому пару раз заезжал не туда, но это мелочи, в итоге за два дня вечером я все же добрался до Ивделя и стал ждать остальных.
Встречу на вокзале рано утром, погрузку и дорогу до Вижая (речки) опустим - ничего интересного, доехав до речки, я понял, что все лето не зря шли дожди - там, где через брод было прошлым летом по колено макс., теперь - гораздо больше (вдвое глубже) - ну и что делать? Поехали! Брод идет по дуге и обозначен бурунами, но даже на нем при переправе машину полностью залило по арки колес - многовато! Тем не менее сумел выплыть сам... но выбравшись, машина заглохла на берегу - при запуске добавился треск... заклинило бендикс стартера, как обнаружилось впоследствии.
Тем не менее сумел доехать своим ходом до Сев. Тошемки - да, след. речка уже казалась просто не преодолимой (где-то по грудь на середине в тот момент). Решили так - привяжем машину к вахтовке... но в самый момент входа в воду, видимо не выдержав сопротивления воды,трос лопнул (сейчас понимаю, что на счастье - а если бы на середине?). Вахтовка вернулась где-то через 10 мин - видимо, не заметили нашего отсутствия, к этому моменту салон был залит водой по самые сидушки... на улице в тот день было где-то около 10, вода соответственно - чуть больше нуля.
Под ехидные шуточки окружающих ("сегодня же второе августа - поэтому купаешься?" ..."женщина на корабле - к беде (рядом посадил Настю)") мы вытащили машину на берег, решили, что с нее достаточно и оставили обсыхать до утра - сами поехали на брод.
Планы, такие простые на бумаге, сыпались на глазах... что было делать? Проводы на броде (через Ауспию) и обратную дорогу до Ушмы опять таки опустим - было уже темно, когда приехали в деревню, я решил познакомиться с местными поближе - тем более там нас встречало, как я понял, все мужское население Ушмы в лице Коли, Миши и Сергея. Захватив бутылочку, специально захваченную на этот случай, мы пошли поговорить в ближайшую избушку - как я понимаю, как раз для таких случаев.
Было: пол-литра обычной водки, бич-пакет и немного остатков сыра "Дружба" - ну и как мы умудрились дойти до такого состояния? Запивали лозьвинской водичкой - вкусная! Я рассказывал им о себе, они - свою жизнь... в итоге договорились до следующего - не за водку, не за патроны (с собой у меня была пачка 12 кал) показывать самолеты они не будут (а скажи - зачем тебе это надо? хороший вопрос... черт, если бы я только знал - зачем... ямасайка! "а хочешь - сходим на медведя? Взял медведя на Урале - будешь рассказывать!").
Потом появилась банка со спиртом... пить его я уже не стал, в общем - подружились... спать меня положили в отдельной избе на том берегу, для чего дали двух провожатых помоложе - один на носу с шестом, другой с веслом сзади на плоскодонке переехали Лозьву, дошли до места... даже принесли укрываться дополнительные куртки (ночью холодно!)... на стене в той избе была фота Ромы (Романа Николаевича) в молодости - с длинными волосами он выглядел как вылитый индеец из гедеэровских фильмов с Гойко Митичем - но я отбился и провалился в сон.
... Где-то в три ночи в избу прибежал какой-то парнишка с криками "мужик, у меня кровь идет, вся спина пузырями, ты видишь?" - с похмелья и спросонья я мало что понимал в тот момент - чего тебе? "Да меня только что шесть раз порезали ножом! кровь идет - так или нет?" У него действительно были порезы и шла (сочилась) кровь - так смой и перевяжи ее где-то! Парнишка исчез...
... Через час в избу зашла какая старуха - "это моя моя изба... что ты тут делаешь... уходи давай!" Веселая ночка, однако..."Меня положил Коля... утром уйду"... она отстала...
... Утром пришла целая команда - вставай, там твои тебя потеряли... уезжают! Было где-то семь утра... хорошо поспал... за ночь пропал фонарик - видимо, забрал ночной парнишка - как мне потом рассказали, он поругался со своей (на тот момент беременной) подругой... избил ее, а она (уральские страсти!) ответила ножом... для первых суток похода это уже перебор, не находите? ладно...
Доехали до Нивы, запустили - выяснилось, что машина потеряла тягу и ни о каком самостоятельном броде через Вижай не могло быть и речи. Как назло, установилась погода, и на берегу собралась толпа на УАЗиках (Патриотах) - оно мне надо, всеобщее внимание? При переправе я ясно почувствовал, что машина ПЛЫВЕТ по реке, а не едет по дну... см. ниже на тему - легко ли стать звездой ю-тьюба?
Последующие манипуляции, сушку в Вижае (там я ее и оставил) опустим. Вечером я собрался и пошел на Перевал - вернее, пошел ждать машину на броде через Вижай... местные, увидав меня, почему то решили, что мне на Трехречье (это база геологов, были уже четвертые сутки похода - зарос, однако, но разубеждать я их не стал). Всю ночь по броду ездили на квадриках - было колонн пять, не меньше - что они делали днем? Утром, едва успев позавтракать и собраться, к броду поъехал Урал, из него вышел... Валера Анямов (теперь возит группы туристов) - я понял, что мне, слава Богу, наконец-то начало везти. Он вез группу москвичей (были и другие, но в основном из столицы) на Перевал и без звука взял меня - мы были знакомы по прошлым годам. С этой группой я за два дня и дошел до стоянки Кунцевича - там мне были рады, хотя и не ждали...
За три дня я доделал то, что обнаружилось последний день в прошлом году - нашел настоящее место настила и понял, что не так с рисунками Масленникова из УД, но об этом позже и в другой теме.
Возвращение (здорово простыл на Каске), запуск машины, ее ремонт в Полуночном и Ивделе (пришлось заменить стартер - но он барахлил и раньше) опустим, и я никак не думал, что попрощавшись со всеми на вокзальной площади в Ивделе приключения меня не оставят... В общем, на след. день, по дороге домой где-то после Серова машина внезапно перестала ехать быстрее 20 км (пропал газ, т.е. давишь акселератор - нет отклика), с трудом проехал за 2 часа км 30 (в гору не ехала, а ползла). Пошел дождь, на пустом шоссе я увидал голосующего автостопщика - как-то подумал, что вдвоем проще и веселее. По виду он напоминал нечто среднее между бичом и только что откинувшимся (освободившимся) зеком, но парнем оказался хорошим - он представился дальнобойщиком, лишенным прав за двойную линию и возвращавшимся домой в Питер после заработков в том районе ("пригласили поработать, я согласился... но кинули, с...").
Мы договорились с Газелью на обочине, что он подкинет нас до ближайшего города для ремонта, привязали машину... но как-то тянуть он стал слишком резво - км 80-90, не меньше, вкупе с дождем я с трудом удерживал машину, что не врезаться в него, либо не наступить на трос - "да я забыл про вас!" - к нему в кабину подсел какой-то узбек и начал угощать пивом, весело, однако...
... Была суббота, все сервисы в том маленьком городишки закрывались и не реагировали ни на какие уговоры (только в понедельник!) - с трудом доехали до центрального сервиса (круглосуточный и без выходных), вот только за два дня нам машину там так и не починили... она газовала при холодном антифризе, но переставала при горячем (в Екате выяснилось, что закислились контакты на колодке дросселя) - городишко называть не буду, пришлось уехать оттуда на сломанной машине. Дорогу до Еката на сломанном авто, ночевку в Фонде, и ремонт опустим (занял 15 минут - против двух суток ранее, хотя всего то и надо было снять окислы на контактах)...
Мой знакомый оказался настоящим дальнобойщиком - он не только назубок знал все развязки и повороты, но и классно водил машину - никогда не забуду бешеный рейд по ночному шоссе на скорости 150-160 км (паспортные - 163 макс., длинная Нива), время от времени, вместо кофе он открывал окно - чтобы взбодриться, и только смотри повороты впереди - где ты сейчас?
Я оставил его на стоянке большегрузов на объездной дороге под Казанью... веселая получилась у меня поездочка на Перевал...