31 августа 2017 года исполнилось 145 лет с ее дня рождения.
В последнее время о балерине Кшесинской узнали даже совсем далекие от искусства люди. Матильда Феликсовна, закончившая свою жизнь в эмиграции во Франции, конечно, страстно желала бы, чтобы ее знали на Родине, чтобы помнили и ценили. Но вряд ли она мечтала о славе скандальной: о том, чтобы были бесконечные инсинуации вокруг отношений ее и наследника Русского престола. Мир балета наполнен и питается мифами, сама Кшесинская мифологизировала свою жизнь. Но многие современные слухи и догадки можно развенчать.
Миф первый — отношения с цесаревичем были платоническими. Матильда использовала связь с наследником. Мы беседуем с одним из самых уважаемых историков балета Вадимом Гаевским.
"С Николаем была настоящая любовь. Она ему все простила, а было что прощать", — подчеркивает балетовед, заслуженный деятель искусств России Вадим Гаевский.
Более того, Кшесинская была верна императорскому балету и императорскому двору, монархии в то время, когда это было совсем непопулярно, не модно. Она не боялась и не отступала от принципов.
Миф второй — роскошный особняк в Петербурге на Петроградской стороне был подарок или Ники, то есть Николая Второго, или одного из великих князей, с которым она также была близка.
"Это легенда. Она сама зарабатывала и активно участвовала в постройке. Чем и гордилась", — поясняет заведующая экскурсионным отделом Музея политической истории Елена Лысенко.
Миф третий — она не была особенно талантливой и уступала плеяде звезд Фокинских балетов Павловой, Спесивцевой, Карсавиной, что пришли на сцену чуть позже. Это миф совсем уж для тех, кто не знает истории балета. Кшесинская вторая — так писали ее имя на афишах Мариинского театра — была выдающейся. Она начинала в конце XIX века, когда пальма первенства в балете была у итальянок. Кшесинская вслед за Леньяни стала делать 32 фуэте, а чтобы не кружилась голова, смотрела на яркий орден барона Фредерикса, сидевшего в партере. Но дело не только в фуэте. С нее началась слава Петербургской школы балета Мариинского театра. Она была невероятно требовательной к себе, труженицей до конца дней. В 64 года на своем бенефисе она танцевала в Париже Русский танец так, как и в тридцать лет.
"А почему она танцевала эти 32 фуэте? Потому что если ты первая, ты должна уметь все", — спрашивает и сам же отвечает на вопрос балетовед Вадим Гаевский.
У нее был очень сильный характер. Она не любила конкуренции — для мира балета это нормально. Это она подарила юной Тамаре Карсавиной фиолетовое платье. И Карсавиной потом говорили, что платье ей не идет, а потому сделан такой дар.
Известен знаменитый скандал с фижмами, когда Матильда Кшесинская не хотела надеть предписанный сценический костюм, и из-за этого сняли директора Императорских театров. Да, она использовала связи, но только когда речь шла о сохранении своего репертуара или этих костюмов, никогда больше.
Честная балерина: она ушла со сцены чуть раньше, чем могла. Так тоже не все поступают. В ней был магнетизм, обаяние, жизнерадостность, сексуальность, которая, по мнению Гаевского, и привлекала вялых великих князей. В ней они черпали силу.
"Это образ удивительной женщины, которая повлияла на императора и страну", — так характеризует героиню своего фильма режиссер Алексей Учитель.
Мало кто знает, что Кшесинская в последние годы жила во Франции скромно. Кормилась уроками, а ее сын — святейший князь Владимир — одно время работал разносчиком на рынке. Матильда прожила почти сто лет. И это была очень достойная и красивая жизнь.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=2927340