25 мая родились:
Игорь Сикорский 25 мая 1889 г - 26 октября 1972 г русский и американский ученый-авиаконструктор, один из пионеров авиастроения.

В 1911 году Сикорский пришел к выводу, что будущее – не за одномоторными аэропланами, а за большими самолетами. Это открытие он сделал благодаря... комару, который, залетев в жиклер карбюратора, едва не привел к остановке двигателя. Изобретатель тогда чуть не погиб, чудом посадив самолет между железнодорожными вагонами и стеной. Игорь Иванович Сикорский родился 25 мая 1889 года в Киеве. С 1903 по 1906 годы Сикорский учился в Петербургском морском училище. В 1907 году поступил в Киевский политехнический институт. В период с 1908 по 1911 годы построил свои первые два простейших вертолета. Но ни один из них не смог взлететь с пилотом, и Сикорский переключился на постройку самолетов.
В 1910 году он поднял в воздух первый самолет своей конструкции С-2, а через год получил диплом лётчика. В период с 1912 по 1914 годы создал самолеты «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. Тогда же на биплане С-6 Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости. На протяжении нескольких лет аэропланы Сикорского завоёвывали главные призы на состязаниях военных самолётов. Особое внимание конструктор уделял улучшению аэродинамических характеристик своих машин. Модернизированный таким образом самолет С-6а заслужил большую золотую медаль московской воздухоплавательной выставки в апреле 1912 года. В 1915 году Игорь Иванович создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения — С-16 для совместных полетов с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолётов противника. Последующие конструкции Сикорского — истребители С-17 и C-18 были неудачными и существовали лишь в опытных экземплярах. В 1919 году Сикорский эмигрировал в США, где первое время зарабатывал на жизнь преподаванием математики, а в 1923 году основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation». До 1939 года Игорь Иванович создал около 15 типов самолетов. А с 1939 года перешел на конструирование вертолетов одновинтовой схемы с автоматом перекоса, получивших широкое распространение, среди которых - S-51, S-55, S-56, S-61, S-64 и S-65. На вертолетах его конструкции были впервые совершены перелеты через Атлантический и Тихий океаны в 1967 и 1970 годах соответственно. Игорь Иванович стал первым, кто начал строить турбинные вертолеты, вертолеты-амфибии с убирающимися шасси и "летающие краны". Последняя машина, построенная Сикорским, - S-58 - лучший вертолет первого поколения. Находясь на пенсии, Игорь Иванович возглавлял толстовское и пушкинское общества, занимался философией и богословием. B 1963 году он был награжден высшей научной наградой Американского общества инженеров-механиков — медалью ASME. Скончался Игорь Иванович Сикорский 26 октября 1972 года в городе Истоне (штат Коннектикут, США).
Георгий Гречко 25.05.1931г-08.04.2017г. Советский космонавт, дважды Герой Советского Союза.

Жизнь советского космонавта Георгия Гречко поражает своей многогранностью. Множество разнообразных увлечений, разряды по нескольким видам спорта, съемки на телевидение и в кино на протяжении долгих лет сочетались с активной общественной деятельностью, не говоря уже о сложнейшей подготовке к космическим экспедициям и научной работе. Георгий Михайлович Гречко родился 25 мая 1931 года в Ленинграде, в семье служащего. Будущий космонавт еще в школьные годы принимал участие в заполярной геолого-разведочной партии на Кольском полуострове. Аттестат юноша получил в 1949 году, окончив ленинградскую среднюю школу, и поступил в Ленинградский военно-механический институт (Военмех), который окончил с отличием в 1955 году. Дипломный проект он защищал в ОКБ-1 – так в те годы именовалась Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева. С 1958 года Гречко работал в бюро сначала инженером, а потом возглавил группу 17-го отдела ОКБ-1.
27 мая 1968 года Георгия Михайловича зачислили в отряд космонавтов. Через шесть с половиной лет 11 января 1975 года началась его первая экспедиция к звездам. В качестве бортинженера тогда космонавт провел на орбите более 29 суток. В период 1975-1985 годов Гречко летал в космос три раза, проведя там, в общей сложности, почти 135 суток. Во время второй экспедиции он выполнил выход в открытый космос, чтобы проверить исправность стыковочного узла. Продолжительность выхода составила около полутора часов. В 1985 году доктор физико-математических наук Георгий Гречко покинул отряд советских космонавтов. В последующие годы он трудился в Институте физики атмосферы АН СССР (позже – РАН), где был ведущим научным сотрудником и возглавлял лабораторию. Одновременно он вел активную общественную деятельность, был назначен на пост замглавы Советского комитета защиты мира. В 1977 году Гречко стал ведущим программы «Этот фантастический мир», которая выходила на телеэкраны вплоть до 1990 года и пользовалась в нашей стране большой популярностью. Также он не раз принимал участие в создании документальных и художественных фильмов. В частности, именно Гречко был главным консультантом на съемках фильма режиссера Павла Арсенова «Лиловый шар» (1987). На протяжении долгого времени Георгий Михайлович являлся страстным поклонником научной фантастики, но ценил и классическую литературу. Еще в детстве начал увлекаться филателией. Первый альбом, подаренный отцом на девятилетие сына, был утерян в блокаду. Но позже космонавт вновь начал собирать марки, и даже взял в свой первый космический полет карманный кляссер, где были шесть марок со скульптурным изображением академика Сергея Королева. Впоследствии еще одним увлечением Георгия Михайловича стало коллекционирование значков по той же теме – «Космонавтика». Лауреат Государственных премий Гречко - кавалер трех орденов Ленина и обладатель многих наград, в том числе и других стран. Кроме того, легендарный космонавт - почётный гражданин городов Байконур и Королёв. Георгий Михайлович Гречко ушел из жизни 8 апреля 2017 года. Он скончался в Москве на 86 году жизни.
Александр Калягин советский и российский актер театра и кино, режиссер, Народный артист РСФСР родился 25 мая 1942г.

Александр Александрович Калягин родился 25 мая 1942 года в городе Малмыж (Кировская область). Он уже с детства знал, что станет актером. Но после школы, по настоянию матери, Саша поступил в медучилище и через два года стал фельдшером на Скорой помощи. Эта профессия заставила его лицом к лицу столкнуться с реалиями жизни, с человеческой болью и драмами, что в последствии пригодилось ему в работе над ролями. В 1962 году Калягин поступил в высшее театральное училище имени Б.Щукина при Государственном академическом театре имени Е.Вахтангова, и после его окончания (1965) он был принят в Московский театр драмы и комедии на Таганке. На сцене этого театра начинающему актеру удалось сыграть несколько достойных ролей. Но вскоре, в 1967 году, он неожиданно уходит в Театр имени М.Н. Ермоловой. Именно этот театр и принес ему первую известность - роль в спектакле по "Запискам сумасшедшего" Н.В. Гоголя сам Александр Александрович считает началом своей артистической карьеры. Она распахнула перед актером не только сердца зрителей, но и двери киностудий. С 1971 года Калягин - актер МХАТа: Олег Ефремов, переходя из "Современника" во МХАТ, пригласил многообещающего артиста во вновь создаваемую им труппу. На сцене этого театра Калягин отыграл четверть века. За это время им были созданы замечательные сценические образы, среди которых Тригорин ("Чайка" А.Чехова), Полуорлов ("Старый новый год" М.Рощина), Фроловский ("Заседание парткома" А.Гельмана), Симон ("Тамада" А.Галина) и другие. Многие из этих спектаклей стали событием Москвы и театральной, и общественной, и заметным явлением культурной жизни страны.
Одним из самых значительных людей в своей жизни Александр Александрович считает Анатолия Эфроса, которому он обязан двумя блистательными ролями на сцене МХАТа: это Оргон в "Тартюфе" Ж.Мольера и Федя Протасов в "Живом трупе" Л.Толстого. Для Калягина Эфрос оказался тем человеком и режиссером, о котором он смог сказать: "Я ждал его всю жизнь". В последние годы своего пребывания во МХАТе Калягин сыграл еще несколько заметных ролей, но в 1991 году, почувствовав, по его собственному выражению, "надвигающийся кризис" театра, ушел из труппы в "АРТель АРТистов" Сергея Юрского, где великолепно сыграл в нескольких спектаклях. Успешно сложилась карьера Калягина и в кино. Его дебют в кинематографе состоялся в 1967 году в фильме "Николай Бауман", а первой крупной ролью стала работа в одном из первых фильмов Н.Михалкова - "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974). Творческое сотрудничество актера с режиссером успешно продолжилось в картинах "Раба любви" (1975) и "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1976). Эти роли, как и сами ленты, стали заметными явлениями отечественного кинематографа и принесли обоим славу и награды различных МКФ. Кроме того, в 1979 году Калягин был признан лучшим актером года (по итогам опроса журнала "Советский экран"). Среди других ярких работ в кино Александра Александровича - роли в картинах - "Здравствуйте, я ваша тетя!", "Мертвые души", "Эзоп", "Допрос", "Прохиндиада, или бег на месте", "Пиквикский клуб", "Игроки", "Последняя дорога", "«Другая жизнь", "Вариант Омега", "Фото", "Бедная Настя", "Леди на день", "Руд и Сэм" и многие другие. Всего в фильмографии актера более 60 киноролей. Также он принимал участие в озвучивании фильмов и мультфильмов. Проявил себя Калягин и как талантливый педагог - он преподавал в Школе-студии при МХАТе, в Международной школе театрального искусства имени А.Чехова (Швейцария, 1989—1991), в Британско-американской школе драматического искусства (BADA, Англия, 1990—1993) и в Чеховской школе театрального искусства (Франция, 1992—1995). Александр Калягин заявил о себе и как режиссер - в театре постановками "Чехов Акт III" и "Ревизор" Н.Гоголя, в кино - фильмами "Подружка моя" и "Прохиндиада-II". В итоге, режиссерский и педагогический таланты Калягина, объединившись, позволили ему в 1993 году создать собственный театр "Еt cetera", где он является художественным руководителем, а творческое ядро театра составляют его ученики – выпускники Школы-студии МХАТ. Сегодня на счету театра уже множество премьер. На этой сцене сам Мастер выступает и в качестве постановщика, и как актер. Его персонажи, трактовки ролей порой совершенно неожиданны, непривычны для зрителя и критики. Калягин считает, что "актер должен иметь слоновью кожу и кровоточащее сердце". Он всегда стремится к тому, чтобы каждая новая роль, спектакль, фильм хоть немного продвинули его как актера и режиссера. Не любит повторяться, поэтому всегда с удовольствием берется за самые разноплановые роли. Чувство успокоенности, удовлетворения ему практически не знакомо. Помимо работы в театре, кино и преподавательской деятельности, Александр Александрович известен и как активный общественный деятель. С 1996 года он - Председатель Союза театральных деятелей России (СТД). За эти годы на этой должности Калягин провел огромную работу. СТД инициировал и принимал участие в проведении семинаров по проблемам театральной жизни, фестивалей в Москве и регионах (в том числе и самого авторитетного театрального фестиваля страны "Золотая маска", который в 1996 году превратился из сугубо московского в общероссийский); возобновилась работа лабораторий, семинаров, мастер–классов; создан Центр поддержки русских театров за рубежом, работает Программа поддержки искусства для детей, был подготовлен закон "О театре и театральной деятельности в Российской Федерации" многое другое. За всем этим стоит большая работа Калагина, поездки по стране, совещания, встречи с людьми, форумы и конференции, письма и обращения... Также он является членом Общественной палаты РФ и академиком Российской академии кинематографических искусств "НИКА". Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Станиславского, двух Государственных премий СССР, премии «Фонда Ролана Быкова», премии «Золотая маска» - Александр Александрович награжден орденами Почёта и «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени. Калягин был дважды женат, от обоих браков у него двое детей - дочь Ксения и сын Денис. В свободное время Александр Александрович собирает книги по изобразительному искусству, любит бывать в музеях. Сегодня известный и талантливый актер, режиссер, педагог, общественный деятель Александр Александрович Калягин живет и работает в Москве.
Олег Даль советский актер театра и кино 25 мая 1941 — 3 марта 1981

Олег Иванович Даль родился 25 мая 1941 года в Московской области, в городе Люблино. После школы в 1959 году он поступил в театральное училище имени Щепкина, которое окончил в 1963 году. Затем Даль работал в московском театре «Современник», позже – в театре на Малой Бронной и в Малом театре. Первую роль в кино актер сыграл еще во время учебы в театральном училище и после окончания был достаточно востребован в кинематографе. Он с блеском играл в фильмах различных жанров, от комедии до высокой трагедии, от классических ролей в пьесах Шекспира и Чехова до ролей в киносказках и приключенческих фильмах. В 1967 году актер сыграл главную роль в фильме Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша»», поставленного по сценарию Булата Окуджавы, и хотя чиновники от кино ограничили прокат этой картины, со временем она пробилась к зрителю. Гораздо удачнее сложилась судьба другого военного фильма с участием Даля – «Хроника пикирующего бомбардировщика» Наума Бирмана, где артист исполнил одну из центральных ролей.
Встреча с режиссером Надеждой Кошеверовой подарила Далю роли героев-двойников в ее фильмах «Старая, старая сказка» (Солдат и Кукольник) и «Тень» (Ученый и Тень). Новым этапом в творчестве актера стала совместная работа с Григорием Козинцевым, который пригласил Даля на роль Шута в экранизации «Короля Лира». В числе заметных ролей актера можно также назвать Лаевского из «Плохого хорошего человека», снятого Иосифом Хейфицем, Печорина из телепостановки Анатолия Эфроса «По страницам журнала Печорина», Евгения Крестовского из «Земли Санникова». Творческим достижением Олега Даля стала роль разведчика Сергея Скорина в телевизионном сериале «Вариант «Омега»», сыгранная с потрясающим драматизмом и психологической достоверностью. В последних ролях в кино в игре актера намного заметнее склонность к глубокому раскрытию характера героя – к примеру, в фильме Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре», поставленному по пьесе А.Вампилова «Утиная охота», который вышел в прокат уже после смерти актера. Роль в этом фильме считается одной из лучших в творчестве Олега Даля. Одной из самых известных ролей Даля стала роль принца Флоризеля в многосерийном телефильме «Приключения принца Флоризеля», который режиссер Евгений Татарский снял в 1980 году по мотивам произведений Стивенсона. Умер Олег Даль 3 марта 1981 года во время творческой командировки в Киеве от сердечного приступа, был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Ему не было и сорока...
Источник:
http://www.calend.ru/person/3317/© Calend.ru