Насколько я смог разобраться в мансийской мифологии, Сорни Най - один из псевдонимом или сущностей Калташ Эквы, богини Земли, и по совместительству жены Нум Торума, бога Неба и верховного божества в пантеоне манси (в этом союзе видится очень древний диалектический посыл - муж и жена, инь и ян, земля и небо, они всегда вместе, но всегда разные, единство и борьба противоположностей). Т.е. это второй по значимости персонаж в мифе манси. Как правило, богини земли отвечают за плодородие и продолжение рода (мать-земля), но бывают и многогранными персонажами, с расширенными функциями. Возможно, Сорни Най как раз такой случай. Ее упорно ассоциируют с Золотой Бабой, но на самом деле это вторичная, наносная ассоциация, наложение персонажей из разных культур. Сорни Най часто изображают или описывают, как беременную женщину, или женщину с ребенком (детьми), или женщину с парой спутников или слуг. И это, возможно, отсыл к материнской ипостаси богини, но может быть и прямым указанием на некую множественность персонажа, способность порождать себе свиту, младших подручных по мере необходимости. Рассмотрим, что означает это имя. Сорни - эпитет, означающий "золото, золотой", но также и "блистательный", "сиятельный", "старший по положению" (одно из имен самого Нум Торума - Сорни Торум), что, возможно, изначально связано с блеском и ценностью реального золота (но, понятно, не обязательно означает существование некоего физического воплощения в виде идола из чистого золота, за которым так долго гонялись невежественные чужаки).
Най - "огонь" в мансийском, именно так, а никак не "нэ" ("дева", "женщина"), что было бы ожидаемо для "золотой бабы". "Зарни Ань" из названия топика - это язык коми, но у тех своя мифология, отличная от манси (хотя кое что, конечно, перенималось друг у друга, и мотив золотой детородной богини в том числе), а в каждой избушке свои погремушки.
Итак, Сорни Най - "золотой или сиятельный огонь", и это одно из имен богини Земли. Где, в каком месте манси могли бы углядеть божественный огонь, исходящий из земли? Чтобы войти в миф в таком качестве (одного из верховных божеств, напомню), этот огонь должен был произвести очень сильное впечатление, буквально поразить своей мощью. Идеально подошло бы вулканическое извержение, но на Урале нет вулканов, да и вообще, это очень спокойное в плане активности недр место. Однако примечательно, что одного из сыновей Нум Торума и Калташ Эквы зовут Сяхыл Торум, что в буквальном переводе означает "горы божество", но он, внезапно... бог Грома. Тут, для понимания логики именования, опять пригодился бы грохочущий вулкан, но снова нет. И даже гор таких, чтоб с ущельями, чтоб обвалы грохотали и страшили древних мансийских предков, в ареале распространения мифов манси не обнаруживается, уральские горы слишком стары для этого. Очень странная история.
В сухом остатке, у манси имеется обожествленный Могущественный Огонь Матери Земли, порождающей Горный Гром, причем источник этих ярких представлений неочевиден. Но не будем забывать, что эти люди природы за свою тысячелетнюю историю видели в окрестных горах многое, и чтобы выжить в этих первозданных местах, им приходилось ничего не забывать, быть внимательными и осмотрительными, в том числе обходить стороной некоторые места (к слову, Холат Сяхыл ака Холат Чахль означает ("мертвая, безжизненная гора", аналог европейской "лысой горы", т.е. место сборища нечистой силы)...