Хорошая тема.
На Перевале был трижды - летом с 2014 по 2016 года, познакомился со многими постоянными участниками летних походов на Перевал - как пешими, так и на авто (не только из команды ЮК). Практически все участники экспы-2016 - как минимум по третьему разу, у некоторых в активе зимние походы на Перевал, кроме школьника и непонятного Вовы (ну, тот, который друг MEW - мужику было 57 лет, но он просил называть себя именно так).
Никто из них ничего не пишет ни на этом, ни на подобных сайтах - и я их распрекрасно понимаю (кроме, разве что, Шуры - да и тот только по большим праздникам).
Я любил сидеть на отроге ХЧ чуть ниже МП по Шуре (мне оно кажется оптимальным, да и солнечная сторона - здорово! полно ягод, опять таки) и думать - что же такого страшного могло произойти 58 лет назад? Да ничего! Сто лет на этом месте до них ничего не было - и еще минимум сто лет ничего не будет! Это главное.
Думаю, что их убил главным образом страх (да нет, чего там - ужас) перед тем неведомым, чем бы оно ни было, но которое и стало причиной их гибели. Были ли у них шансы? знаете, легко рассуждать на такие темы, сидя в уютном кресле перед экраном компа - не знаю.
И еще одно - все, кто говорят об обитаемости этих мест - лукавят, вся жизнь в тех краях притянута к тропе вдоль Ауспии и джиперской дороге, она только так называется - там колея где-то 30-40 см и лужи на дороге (скорее, болота) по пояс (не шучу) - на городских машинках там делать абсолютно нечего. Доехать до базы Ильича, дальше еще 7-8 км на север и поворот на Перевал. В тех краях стоит отойти на 500 - 1000 мтр. в сторону - и все, чувствуется настоящая безлюдная тайга, обостряются все страхи - вся цивилизация находится 200 км на Юг.
Напоследок расскажу байку, произошедшею со мной этим летом. Дело было в первый же день похода - мы, как всегда, дошли до небольшой поляны в лесу (Шишка), где останавливаются все экспы ЮК, я решил прогуляться и набрать немного грибов для ужина. Как назло, рядом со стоянкой ничего не было - пришлось углубиться в лес достаточно далеко, на 1,5 - 2 км и, когда что-то наконец набрал, вдруг понял, что потерял направление - такое со мной бывает редко, но бывает.Солнце уже село, начались сумерки, вокруг только тайга - что делать? Зная, что Ауспия на Юге и именно туда, скорее всего, и будут течь все окрестные ручьи, еле-еле нашел крохотный незаметный ручеек - по нему и вычислил направление, и где-то через полчаса (далеко забрался!) наконец-то вышел на тропу - отлегло от сердца. И тут на тропе появился квадроцикл (как он там очутился?), с него слез пьяный в хлам парень, и, чуть не плача, начал практически орать, что вот он здесь блуждает уже 2 часа и все никак не может сообразить, где-же находится! и хоть бы одна живая душа! выручай! Насколько я понял, его группа остановилась на базе Ильича, он поехал покататься и вот уже два часа все не может выехать на необходимую дорогу - что делать? если я не позвоню домой, там с ума сойдут! и.т.д. - что было делать? Ладно, решил так - доедем сперва до своих, предупрежу, потом решим с ним - и... показал в противоположное от лагеря направление (темно ведь!), причем понял это, когда мы по самые сидушки застряли в болоте на повороте на тропе - как он проехал ранее? Не знаю, как нам удалось выбраться (китайская техника!), но я сам не заметил, что сгоряча в болоте сорвал свои часы - они так и остались там. Дальше начались ночные гонки по всем этим лужам и болотам по дороге на базу, причем доехав, обнаружили, что в лагере все "сходят с ума" - храп стоял на всю Ауспию. Парень принес обещанную 5-литровую бутыль перегона, алкоголь в меня не лез ни в какую - легли спать.
Утром он меня без происшествий довез до ночного болота и я без проблем добежал до лагеря - там уже собирались звонить в МЧС, пришлось извиняться. Тема "черного квадроциклиста" еще долго была предметом разного рода шуточек.
Я забыл про этот случай, но где-то через 2-3 дня встретил его снова - именно эта группа разбила УАЗ и покалечила кого-то из ее членов - пришлось вызывать вертолет МЧС. На этом "Патриоте" не было ни одного целого стекла, погнута передняя стойка, оторвана дверца, но передвигался он своим ходом - это главное. Он то мне и рассказал, что у них заглохла машина и они решили с толкача завести ее, но выбрали крайне неудачное место - если кто был далее памятника, то знает, что сразу, перевалив св отрог ХЧ есть очень неприятный овраг - крутой, градусов 60 если не 70, и кто-то при этом зацепился и повредил себе спину - вертушку пришлось сажать в 1,5 км далее, поскольку не было места для посадки.
Выводы пусть каждый делает для себя сам.