какой восхитительно бредовый фейк... где топливо брали, эти горе-испытатели? в канистры заливали, в кузове Победы хранили? и до Салхарда на том дошли, зацепив попутно ГД? мда... тяжелые наркотики-вредны.
http://osiktakan.ru/korolev_evenkya.htmlОт Туры до Туруханска чуть не тысяча километров – это по прямой [по фарватер реки 865 км]. А ехать зимой можно лишь по льду Нижней Тунгуски, и это чуть не вдвое дальше ..
Решили дальнейшую транспортировку осуществить вертолетом Ми-4. Ми-6 еще не был принят в эксплуатацию [тут тоже вопрос?]. Транспортировать эшелоном, бросками через Учами-Тогинский Большой водопад-Тутонганы.
[Здесь, видимо, ошибка. Скорее всего читать нужно так: Учами-Тутончаны-Ногинск-Большой порог (см. карту ЭАО].
Пилотирование Ми-4 Капрелян передал летчику Козлову [Петру Ивановичу] (начальнику аэропорта Туруханск), много летавшему на вертолетах в условиях Кавказа. Погода в Туре стала портиться, и мы лишь 5 января вылетели эшелоном в Учами.
После раздумий был принят такой план: впереди полетит начальник аэропорта Туры Виноградов [Иван Корнилович]
на Ан-2, за ним на Ми-4 с подвешенным аппаратом начальник аэропорта в Туруханске [Козлов Пётр Иванович], а замыкать отряд будет самолет Ан-2 Окунев [Борис Фёдорович — пилот из Туры] с топливом для дозаправок вертолета .
Далеко не просто оказалось прицепить шар к тросу с вертолета. Зависший вертолет поднимал снежный вихрь. И пилот, не видя поверхности, не мог точно определять подняться или опуститься ему, чтобы человек, стоявший на шаре, мог зацепить трос. Эквилибристика!
Пришлось командовать со стороны. А как? Кричать? Без толку, за ревом двигателя пилот не услышит... Радио нет. Решили на пальцах: Палло показывал пилоту один палец – один метр высоты, два пальца - два метра, согнутый палец – полметра. Вот так, в век атома и космических достижений...
Перелетали надо льдом реки по 100-200 километров, садились для дозаправки вертолетных баков, каждый раз, отцепляя и прицепляя груз. Добрались до небольшого поселка Тутончаны.
5 января 1961 г.
Ми-4 с изделием - взлет 6.00 [10.00 местного], пилотирует Козлов [Пётр Иванович];
первый Ан-2 - взлет 6.05, пилотирует Виноградов [Иван Корнилович] (начальник аэропорта Тура);
второй Ан-2 - взлет 6.13, пилотирует Окунев [Борис Федорович].
Летели эшелоном. Впереди Ан-2 - Виноградов с группой приема Ми-4 на земле. Затем - Ми-4, Козлов. Замыкающим - Ан-2 (Окунев) с топливом и охраной.
Учами. 7.35 - сброс СА [11.35 местного], заправка топливом при температуре воздуха -45 град.С.
9.07 [13.07 местного] - вылет. Прицепка СА удалась с 3-й попытки: мешали статическое электричество вертолета (разряд при накидке подвески на крюк) и снежный вихрь при зависании, затрудняющий ориентировку.
Тутонганы [Тутончаны] - посадка в 10.00 [14.00 местного] при температуре воздуха –47 град.С. После посадки некоторое время прогревали вертолет, но температура воздуха резко понизилась, и прогрев прекратили. К вечеру температура спустилась до –57 - –60 град.С, и так продержалась до 9 января.
До Туруханска оставалось еще километров 200 [437 км по фарватеру реки]. Но здесь погода решила доказать, что сибирский январь – это январь! Температура стала падать, и вскоре термометр уже ничего не мог показать – ниже минус 60 градусов по Цельсию шкалы не было… И так трое суток.
Самолеты и вертолет в таких «нечеловеческих» условиях работать отказались. Можно было отдохнуть. Разместились в местной школе, благо начались каникулы, получили во временное пользование штук тридцать оленьих шкур – на них спали, ими и укрывались.
На третьи сутки по рации из Туруханска сообщили, что движется теплый фронт, но весьма короткий. Январь есть январь.
Решили заранее прогреть двигатель вертолета бензиновой печью ["воздухогрейка"]. Но из этого ничего не получилось - бензин не загорался. Из Туруханска самолетом доставили электропечь
[Как этот самолет мог прилететь при такой низкой температуре?? Значит, Ан-2 в Тутончанах стало уже три?].
Оказалось, нет проводов для подключения электропечи к дизель-генератору. Решили временно снять в поселке внешнюю электросеть [уличные провода]. Через некоторое время двигатель вертолета запустился.
[9 января, воскресенье] Перед вылетом Туруханск нас предупредил, что по трассе возможен сильный туман. Но ждать?.. Чего ждать? Опять шестидесятиградусного мороза?
Вертолет Ми-4 летел с большой перегрузкой и не мог перевалить через сопки, поэтому полет проходил над рекой, среди высоких сопок. Решили лететь, и лететь только надо льдом, по руслу Нижней Тунгуски. А она в этом районе вьется ужом между сопок и сопочек. Как лететь, да еще в тумане? Наверное, надо было придерживаться все время одного берега [правого] – гарантия от столкновения с сопкой на другом берегу, а при осложнениях– бросать аппарат на лед.
Палло летел на первом самолете, и, высовывая руку, отмашкой предупреждал пилота вертолета о зигзагах речного русла.
Вот так, в густом тумане преодолели последние километры и добрались, наконец, до Туруханска.