Мне,как турику, самому прошедшему больше 20 лыжных многодневных автономных походов, стало интересно: а какой маршрут был изначально запланирован и что это за высшая категория трудности такая, какой общий километраж, какие препятствия на пути? Но кроме общего описания, отличающегося друг от друга в разных источниках, различного километража в различных версиях, общей фразы "высшая категория трудности", так ничего путного и не нашел. Поэтому решил поступить так, как поступаю при организации своих походов - нанести нитку маршрута на карту, замерить по ней километраж (не общий, а именно ходовой), определить препятствия, выяснить не общее количество дней, как тут почему-то все делают, а общее количество ходовых дней, понять необходимую среднюю скорость передвижения для успешного прохождения маршрута. В общем, все как положено без лишних и ненужных соплей.
За основу для составления маршрута взяты:
1)Маршрут похода по дням (по данным УД).
1-2 Свердловск-Полуночное - поезд
3 Полуночное – Вижай - машина
4-5 Вижай – Северный 2й 55
6 -----н-----------н------
7-8 Вверх по р. Ауспии 38
9 Перевал в верховья Лозьвы 14
10 Восхождение на г. Отортен 20
11 г. Отортен – верховья Ауспии 18
12 Перевал в верховья р. Унья 18
13 До верховья р. Вишеры 22
14 До верховья р. Нёллс 22
15 Восхождение на г. Ойко-Чакур 18
16 По Северной Тошемке до избы 25
17 По Северной Тошемке –
18 - Вижай. 590
19 Вижай-Полуночное - машина
20-21 Полуночное - Свердловск - Поезд
Сразу скажу, некоторые цифры здесь для так и остались загадкой, поэтому при подсчете километража я на них не обращал внимания.
2) "ПРОТОКОЛ МАРШРУТНОЙ КОМИССИИ
при Свердловском городском комитете по физической культуре и спорту в составе Королева, Новиковой, Масленникова, Богомолова
Утвердить лыжный поход третьей категории трудности по маршруту г. Вижай - Северный второй - г. Отортен - г. Ойка-Чакур - р. Тошемка - г. Вижай
группе в составе 10 человек, идущей под руководством тов. Дятлова И.
Лист 7 УД)
Злесь некоторые важные промежуточные точки исчезают. Как то: верховья Уньи и верховья Вишеры. А это - минус два перевала через Уральский хребет, с востока на запад и с запада на восток. Что очень странно: эти точки поважней какого-то там пумпыря в виде Отортена, все-таки подразумевают два перевала через Уральский хребет.
3)Анна Матвеева (повесть "Перевал Дятлова") указывает маршрут похода следующим: город Свердловск - город Ивдель - посёлок Вижай - посёлок Второй Северный - гора Отортен - река Унья - река Вишера - гора Ойка-Чакур - река Северная Тошемка - посёлок Вижай - Ивдель - Свердловск.
Тут опять эти две важные точки фигурируют. Поэтому, при составлении и рисовании нитки маршрута и подсчета километража они мной учитывались.
А нитка на карте получилась в итоге такая (на карте обозначена красной ниточкой). Объем файла слишком большой, сюда не влазит, поэтому так (надеюсь,получится).
https://yadi.sk/i/syeVGSO3qWCkuЗа карту спасибо Вьетнамке - склеила из нескольких листов одну общую, в итоге общий вид маршрута хорошо виден наглядно, я лишь нарисовал нитку маршрута согласно материалам УД.
Километраж. Отстчет, естественно, идет с момента вставания на лыжи.
41-й кв. – устье Ауспии – 38 км
Устье Ауспии – исток Ауспии (подножие г.Хотатчатль) – 25 км/общий километраж – 52
Радиалка налегке на Отортен и обратно – 35 км/87 км
Исток Ауспии – исток Уньи – 23/100
Исток Уньи – Исток Вишеры – 15/125
Исток Вишеры – подножие Молебного Камня – 20/145
Радиалка налегке на ОйкоЧатль (Ойка-Чакур) и обратно – 25/170
По Тошемкам до п.Вижай – 55/235 км.
Километраж вычислялся и сверялся по картам Гугл-мапс, Яндекс-карты и Бинг. Данные одинаковые.
Вычитаем радиалки, совершенные налегке (они в зачет километража не идут, 235 минус 60), получаем общий километраж основного маршрута
185 км.
Восхождение налегке на две вершины: Отортен (1182), ОйкоЧалть (Ойка-Чакур, 1322 м).
Два перевала непонятной высоты через Уральский хребет – с востока на запад и с запада на восток. Уральские горы невысокие, переваливать их можно практически в любом месте.
На все про все – 17 ходовых дней. Вычитаем радиалки - 4 дня с запасом (реально хватит двух, максимум, трех, один запасной на непогоду) и 60 км на них и получаем 13 дней на 185 км, в среднем – 14 километров в день.
Берем щадящий режим передвижения (6 часов в день, в 10 выход, в 16 остановка на ночевку) и получаем среднюю скорость чуть больше 2,3 км/час.
Вот такой должен был получиться походик.
Чуть позже про конкретный, с примерами и пройденными до того маршрутами опыт тех, кто должен был этот маршрут пройти.