Отто Скорцени и операция Ульм На счет Отто Скорцени, самого известного бандита вермахта, существует множество легенд. Эти легенды о Скорцени часто находят плодородную почву и отображаются в публикациях не только зарубежных биографов, но, к сожалению, и в отечественных изданиях. Вот растиражированные отечественной прессой весьма любопытные высказывания, приписываемые Отто Скорцени, относительно приказа Гимлера о проведении диверсий и выводе из строя ММК:
«После консультаций со многими экспертами мы пришли к следующим двум выводам. Первое. О самом Магнитогорске и окружающих его промышленных районах нет никакой достоверной документированной информации. Поэтому нам будет необходимо, в первую очередь, провести разведку, что потребует месяцев и месяцев напряженной работы. Второе. Нам есть над чем поломать голову: совершенно непонятно, как "бедные диверсанты" смогут доставить такое огромное, необходимое для этой цели количество взрывчатки так близко к объектам диверсии, которые, к тому же, тщательно охраняются. Когда, по своей наивности, я хотел просто послать в адрес "высоких сфер" объективное и подробно аргументированное объяснение непреодолимых препятствий, с которыми мы столкнулись, надо мной просто посмеялись. Шелленберг прочитал мне настоящую лекцию по методике действий в подобной ситуации: по его словам, прежде всего следовало продемонстрировать крайний энтузиазм по поводу любого проекта, даже самого бессмысленного, исходящего от начальства, и постоянно говорить, что подготовка идет ускоренными темпами. И только позднее можно постепенно начинать приоткрывать истинное положение дел, но все еще по каплям. Чтобы оставаться хозяином положения в этих играх, необходимо научиться хоронить подобные проекты так, чтобы сам их автор о них больше не вспоминал. Тогда высокое начальство будет считать вас идеальным исполнителем, достойным их доверия и поддержки. Так и произошло. Мы потратили почти полтора года, чтобы "похоронить" эту грандиозную, но совершенно бессмысленную и невыполнимую идею».
Теперь имеет смысл разобрать этот «шедевр» откровений Отто Скорцени на цитаты, и так:
«О самом Магнитогорске и окружающих его промышленных районах нет никакой достоверной документированной информации. Поэтому нам будет необходимо, в первую очередь, провести разведку, что потребует месяцев и месяцев напряженной работы».
Никаких промышленных районов, окружающих Магнитогорск не существует. Все производство компактно сосредоточено на одной обширной площадке на левом берегу реки Урал. Кроме того, до конца тридцатых годов, на Магнитке работали иностранные, в том числе немецкие специалисты, так что с детальными планами, чертежами и оценкой производственных мощностей проблем быть не должно. Тем более, что производственные цеха и доменные печи не перемещаются. Диверсант Отто Скорцени не знал об этом?
Идем дальше по тексту:
«Нам есть над чем поломать голову: совершенно непонятно, как «бедные диверсанты» смогут доставить такое огромное, необходимое для этой цели количество взрывчатки так близко к объектам диверсии, которые, к тому же, тщательно охраняются».
А что, на тот момент были прецеденты, когда в глубоком советском тылу высаживались диверсанты с меньшим количеством взрывчатки? Не было! Автор высказывания не знал об этом? Кроме того, взрывчатку доставляют не «близко к объектам диверсий», а непосредственно на объекты! Опытный диверсант не знал и этого?
Дальше еще интереснее:
«Когда, по своей наивности, я хотел просто послать в адрес «высоких сфер» объективное и подробно аргументированное объяснение непреодолимых препятствий, с которыми мы столкнулись, надо мной просто посмеялись. Шелленберг прочитал мне настоящую лекцию по методике действий в подобной ситуации».
И так, упоминается фигура Вальтера Шеленберга, решавшего в это самое время совершенно другие задачи, а именно заключение сепаратного мира с англичанами и американцами. Автор не знал, что Вальтер Шелнберг и Отто Скорцени служили не только в различных подразделениях, но и имели совершенно разный «вес» в нацистских кругах, что делало подобный разговор просто невозможным. Автор черпал информацию из «Семнадцати мнгоновений весны»?
А теперь самое главное:
«Шелленберг прочитал мне настоящую лекцию по методике действий в подобной ситуации: по его словам, прежде всего следовало продемонстрировать крайний энтузиазм по поводу любого проекта, даже самого бессмысленного, исходящего от начальства, и постоянно говорить, что подготовка идет ускоренными темпами. И только позднее можно постепенно начинать приоткрывать истинное положение дел, но все еще по каплям. Чтобы оставаться хозяином положения в этих играх, необходимо научиться хоронить подобные проекты так, чтобы сам их автор о них больше не вспоминал. Тогда высокое начальство будет считать вас идеальным исполнителем, достойным их доверия и поддержки. Так и произошло».
В воюющей стране за такое поставили бы к стенке, не взирая на чины и звания! Это высказывание скорее типично для работ различных НИИ и контор позднесоветского периода. Проекция логики мышления этого времени и породила эту нелепую байку.
Но и тут можно пойти дальше:
«Мы потратили почти полтора года, чтобы похоронить эту грандиозную, но совершенно бессмысленную и невыполнимую идею».
Кто «мы»? Из сказанного выше следует, что Отто Скорцени единолично принимал решения по организации операции Ульм. Автор совсем заигрался?
А вообще то сама фигура Отто Скорцени здесь не так уж и важна. Поручали ему организацию грандиозной операции Ульм или не поручали, уже не суть важно. В истории операции Ульм фигура Скорцени скорее выступает неким «хедлайнером» для придания веса всей истории. Тем более сам Скорцени «прокалывается» в еще одном своем высказывании:
«... только получив доступ к картотекам архива Люфтваффе, я начал понимать, как мало мы до тех пор знали и какую гигантскую задачу поставило передо мной руководство. Мы знали, что русские перевезли большинство своих важнейших военных заводов на восток и перепрофилировали находившиеся там предприятия. За Уралом появился промышленный район, превышающий по площади территорию рейха в то время. Поскольку люфтваффе могла совершить лишь ограниченное число разведывательных полетов над этими районами... »
Это брехня! Люфтваффе вообще не имело возможности совершать разведывательные полеты над Уральским регионом. Максимум, что было возможно, долететь до Уфы. А дальше, это был бы полет только в одну сторону, причем явно не с разведывательной, а с ударной целью. И такие планы так же существовали, их разрабатывало командование шестой воздушной армии Люфтваффе в прямом подчинении руководству рейха.
Сейчас мы знаем, что черные крылья с крестами в годы войны глубоко над Уралом не появлялись. И здесь существует еще одна байка, напрямую Магнитогорска не касающаяся, тем не менее, якобы подтверждающая наличие немецких диверсантов в Уральском регионе.
«В ночь на 18 февраля 1944 года через советско-германский фронт были переброшены семь диверсантов. Шпионско-диверсионная группа вылетела с рижского аэродрома и после дозаправки самолета в Пскове отправилась дальше на восток. По плану германской разведки ей предстояло высадиться в Свердловской области…»
Дальше этот опус можно не читать.
Сначала технические детали: что это за самолет такой, которому после шестисот километров полета (Рига - Псков) срочно понадобилась дозаправка, а потом на протяжении почти трех тысяч километров до цели, никакой дозаправки не понадобилось? Основным десантным самолетом Люфтваффе на протяжении всей войны был Юнкерс-52 с перегоночной дальностью в полторы тысячи километров. То есть от Пскова до Урала он не мог долететь даже без загрузки. Возможно, это был не Юнкерс-52, а Юнкерс-290 или Фокке-Вульф Fw-200? Если бы речь шла о событиях 1943 года, то эти машины действительно могли доставить диверсионную группу в точку сброса и вернуться обратно. Но к 1944 году линия фронта ушла далеко на запад и дальности полета этих машин не хватило бы для возвращения. Примечательно, что сбитых или потерпевших крушение немецких самолетов на Урале до настоящего времени не обнаружено. На чем долетела эта диверсионная группа - до конца не понятно.
Но судя по тексту, группа была не просто диверсионной, а «шпионско-диверсионной»! То есть у этих шпионов после совершения диверсий на территории среднего Урала и сбора разведывательной информации существовал план отхода на территорию, подконтрольную вермахту. Учитывая ход военных действий, они дошли бы пешком от Свердловска до Берлина как раз к маю 1945 года!
Может быть, у них была рация? Это еще не серьезнее! Радиостанция времен войны, «бьющая» на такое расстояние, размещалась на грузовике. Понятно, что никакой обратной связи с этой мифической группой существовать не могло в принципе. Да и датируется эта операция февралем 1944 года, когда интересы немецкой разведслужбы Абвер переместились намного ближе к линии фронта, а в глубоком тылу немецкие спецслужбы интересовали только руководители Советского союза.
* * * * *
Впрочем, о планах Абвера по ликвидации Сталина и других видных руководителей в 1944 году, широкой публике все таки известно. Но, о планах нанесения диверсионных (либо воздушных) ударов по Уральскому промышленному району, которые датируются 1942 - 1943 годами, не известно почти ничего. С чем это связано?
Прежде всего с тем, что все современные (да и позднесоветские) исследования основываются на архивных материалах военного времени, а так же на документах и воспоминаниях непосредственных участников событий, которые были задокументированы сразу после войны. Не трудно догадаться, что вся эта информация прошла через цензоров, с целью исключения утечек государственных секретов.
Так, касательно планировавшегося Абвером покушения на Сталина и других советских руководителей, немецкие спецслужбы проявили себя весьма бестолково. Планируемые немцами удары были скорее жестом отчаяния, чем реальными, детально проработанными акциями, имевшими шансы на успех. Учитывая, что так спецоперации не делает ни одна адекватная спецслужба, то информацию об этих неудавшихся покушениях скрывать не имело смысла. Напротив, рассекретив документы по этим покушениям, можно было еще более ярко показать эффективность действий советской контрразведки в годы войны.
Что касается планируемых Абвером диверсий на советских заводах и фабриках, то здесь ситуация совершенно иная. При детальном описании противостояния контрразведки и немецких спецслужб, наверняка бы всплыли не только подробности организации охраны стратегических объектов, но и структура самих объектов. Ведь специалистам известно, что все разведслужбы мира получают больше половины важной стратегической информации из… открытых источников. Сотни аналитиков просматривают миллионы публикаций и из совершенно разрозненных крупиц информации составляют целостную картину. Так что, сколько ценной информации могли бы подчерпнуть западные спецслужбы из описания противостояния контрразведки с немцами в период 1942 - 1943 года, остается только догадываться.
Именно по этим причинам огромный объем информации, уже не представляющей какой либо тайны, бесследно утерян для изучения. Тем не менее, в рамках начатого нами исторического исследования, мы постараемся открыть для широкой общественности как можно больше фактов и подробностей реально происходивших событий. По тем же самым крупицам, находящимся в свободном доступе, мы постараемся составить наиболее полную и достоверную картину самой секретной битвы минувшей войны - Битвы за Урал.
Противовоздушная оборона Урала во время войны
Организация ПВО Уральского промышленного района в 1942 - 1943 годуПротивовоздушная оборона Урала во время войны Имел ли Уральский промышленный район в годы войны противовоздушную оборону? Утвердительно ответить на этот вопрос нельзя. В плане изучения этого вопроса интересно высказывание генерал-лейтенанта Николая Тимофеева, отвечавшего за ПВО (противовоздушную оборону) Приволжско-уральского военного округа с 1990 по 1995 годы. В канун Дня войск ПВО, в одном из интервью им было сказано следующее: «до 1950 года на Урале как таковой системы противовоздушной обороны не было. В годы Великой Отечественной войны система ПВО прикрывала европейскую часть России - до Урала вражеская авиация не долетала».
К сожалению, возможные факты появления немецкого самолета – разведчика над Уфой летом 1942 года, Николаю Тимофееву на тот момент не были известны. С другой стороны, доверять словам генерал-лейтенанта вполне можно, ведь он говорил об Уральском регионе, а Уфа, это все-таки Приволжский регион.
Получается, что Уральский промышленный район, протянувшийся от Нижнего Тагила на севере, до Магнитогорска на юге, в годы войны не имел воздушного прикрытия как такового. Но был ли смысл в организации противовоздушной обороны там, где немецкие самолеты не могли появится в принципе?
Существует очень распространенное заблуждение, что авиация Люфтваффе не имела самолетов, способных достичь целей за Уральским хребтом. А ведь такие самолеты, как ни странно, в распоряжении Люфтваффе как раз таки были. Приведем для примера только те из них, которые реально поступали в действующие войска:
Марка самолета
Дальность полета
Бомбовая нагрузка
Хейнкель He-177
3 800 км
4 800 кг
Фокке-Вульф Fw-200
4 400 км
2 100 кг
Юнкерс Ju-290
5 000 км
4 500 кг
Возможно, это не полный список самолетов, которые в 1942 - 1943 году имели реальную техническую возможность дотянуться до Урала с оккупированных территорий, когда дистанция до стратегических объектов составляла 1500 - 2000 километров.
Только во второй половине 1943 года Урал стал для Люфтваффе абсолютно недостижимой целью.
Примечательна некоторая неразбериха, которая возникала в ходе организации противовоздушной обороны объектов, находящихся по другую сторону Уральского хребта. Уфа, над которой по некоторым данным, разведчики Люфтваффе появлялись летом 1942 года, получила противовоздушную оборону летом 1943 года. И произошло это только после бомбардировки города Горького, кода самолеты Люфтваффе уничтожили значительную часть Горьковского автомобильного завода. Но в 1943 году линия фронта уже начала бесповоротное движение на запад и угроза воздушных налетов на Урал полностью миновала.
Немецкие аэрофотоснимки Уфы времен войныВ середине 2011 года у всех, кто интересуется военной историей, легкий шок вызвали аэрофотоснимки Уфы. На снимках отчетливо видны не только узнаваемые контуры районов города, но и надписи на немецком языке, а характерные эмблемы не оставляют сомнения в авторстве фотографий. По версии, уже нашедшей многочисленных сторонников, разведывательные самолеты немецкой авиации в 1942 году вполне вольготно чувствовали себя в небе над западными предгорьями Урала.
Согласно другим версиям, эти аэрофотоснимки либо послевоенная подделка, либо снимки сделаны с советских самолетов, но в ходе войны оказались в распоряжении немцев. Еще как версия, снимки сделаны действительно с немецких самолетов, но не военных, а транспортных, и не в 1942, а в 1939 году.
И все-таки, в качестве основной версии стоит считать достоверность принадлежности этих снимков разведывательной авиации Люфтваффе. И ведь до 2011 года, когда впервые были опубликованы немецкие аэрофотоснимки Уфы, вполне официально считалось, что Урал для Люфтваффе был абсолютно недостижим!
Наряду с самим фактом существования сенсационных аэрофотоснимков Уфы, еще более любопытным выглядит способ обнародования данных фотографий. Некий американский блогер нашел эти снимки в недавно рассекреченном архиве США, после чего живописные виды Уфы с борта самолета Люфтваффе отправились гулять по сети.
То есть, факт сенсации даже не в самих снимках, а в том, что некоторые исторические постулаты можно поставить под вопрос. Ведь если завтра этот блогер выложит в сеть немецкие аэрофотоснимки Магнитогорска, Челябинска, Златоуста или Свердловска, то это будет новая сенсация и новый повод для бесконечной полемики подделка - не подделка.
Стоит сказать, что помимо достаточно узкого круга людей, интересующихся историей, аэрофотоснимки Уфы стали достоянием широкой общественности. И произошло это при достаточно уникальном стечении обстоятельств: в Уфе планируется восстановить церковь, снесенную в послевоенное время, а ее точное местоположение по плану города установить невозможно. На немецких аэрофотоснимках 1942 года эта церковь еще не разрушена, следовательно, снимки дали необходимую привязку к местности. Остатки церковного фундамента были найдены именно в указанном месте.
И никто из историков - профессионалов не подтвердил, и не опроверг версию с самолетом Люфтваффе. Спор идет только на форумах на уровне любителей истории, а еще чаще на уровне простых людей, кого задела и шокировала сама мысль о черных крыльях над Уфой. А профессионалы молчат! Осмелюсь выдвинуть гипотезу возможных причин подобного молчания: если сказать, что снимки Уфы подделка, и немцев над Уралом никогда не было, то завтра тот же блогер выложит в сеть аэрофотоснимки Магнитогорска, где будет недостроенная 6-я доменная печь, которая была заложена и пущена в строй во время войны. Сказать, что снимки Уфы - подлинник, тоже рискованно, фотографии могут оказаться из серии «посмотрите, как я освоил фотошоп».
Единственный, кто попытался серьезно разобраться в ситуации с немецкими аэрофотоснимками Уфы, это Евгений Вайн. Его работа «Тень свастики над Уфой» представляет из себя достаточно серьезное исследование. Так, автор подробно изучил не только местоположение передовых аэродромов Люфтваффе на тот период времени, но и технические возможности сил и средств немцев для осуществления полетов до Уфы. Единственная небольшая ремарка: Фокке-Вульфы FW-200 были переброшены на восточный фронт только в 1943 году для снабжения группировки войск, окруженных под Сталинградом. До этого самолеты данного типа принимали участие исключительно в морской блокаде Англии в качестве координаторов действий подводных лодок. С другой стороны, упомянутый Евгением Вайном самолет He-177 вполне был способен довести план до логического конца - удара.
Весьма к месту Евгением Вайном упомянута скудость доступной информации. Не удивительно, что информационных источников обнаружилось всего два. Один из них, скандально известный Виктор Суворов (Резун), перебежчик. Этот «источник» упрекает немецкое руководство в недальновидности военного планирования, вылившееся в невозможность дотянутся за Уральский хребет. Второй источник, упомянутый Евгением Вайном, исследователь Михаил Зефиров, автор «свастики над Волгой» и «самолетов призраков третьего рейха» куда интереснее, но вот Уфу этот источник в своих произведениях не упоминает.
Так что в настоящее время в ситуации с немецкими аэрофотоснимками Уфы больше вопросов, чем ответов. И была ли Уфа самой восточной точкой, до которой долетали немецкие разведчики?
НКВД-НКГБ уральского региона
Противодействие диверсионной деятельности органами НКВД в годы войныНКВД-НКГБ уральского региона во время войны 5 мая 1943 года завод НКБ, расположенный в Кемерово, потряс сильнейший взрыв. В радиусе полукилометра от эпицентра взрыва были полностью снесены все постройки. Счет погибших и раненных шел на сотни. Как впоследствии установили следственные органы НКВД-НКГБ, детонировало свыше сотни тонн пороха во время погрузочных работ. И это далеко не единственный случай, когда на важных оборонных предприятиях, находящихся в глубоком Советском тылу происходили чрезвычайные происшествия. Так, только в Уральском регионе за 1941 – 1942 годы произошло больше трехсот пожаров на особо охраняемых оборонных объектах с причинением огромного материального ущерба.
Часто приходится слышать утверждения, что большинство чрезвычайных происшествий, дело рук немецких диверсантов, каким то образом заброшенных в глубокий советский тыл. Так ли это на самом деле? Попытаемся восстановить картину событий тех времен, исходя из доступной на настоящий момент информации.
Известно, что с началом войны, на органы НКВД-НКГБ было возложено обеспечение безопасности всех стратегических объектов и противодиверсионная работа. Так, с предприятий были удалены все неблагонадежные лица: раскулаченные, бывшие заключенные, немцы, поляки, финны и т. д. За первые два военных года, из взрывоопасных цехов и важных сборочных производств было перемещено до пятнадцати тысяч человек.
Уже на самом первом этапе для органов НКВД-НКГБ стала очевидна необходимость значительного усиления охраны и ужесточения пропускного режима на большинстве оборонных предприятий. Так, Свердловский завод, где проводилась сборка систем залповой артиллерии БМ-13, охранялся всего двумя постами, вместо предусмотренных пяти. И на существующих постах был некомплект личного состава, отсутствовало табельное оружие.
Однако, тотальный контроль за деятельностью всех предприятий народного хозяйства изначально распылял силы и средства органов НКВД-НКГБ тыловых регионов страны, снижал эффективность контрразведывательных усилий по обеспечению безопасности стратегически важных объектов. Для обеспечения безопасности, помимо штатных сотрудников НКВД, привлекались партийные и советские активисты.
В последствии, работа органов госбезопасности была систематизирована. Так, первый этап распыления сил и средств по всем угрожаемым и особо охраняемым, завершился тем, что появился системный подход к обеспечению безопасности. Так, охрана стратегических объектов возлагалась на силовые подразделения, а против возможных экономических диверсий и актов саботажа, действовали экономические подразделения НКВД-НКГБ. Так под контролем экономических подразделений оказались все металлургические и машиностроительные предприятия. А ведь в самом начале войны возможность проведения вражескими агентами экономических диверсий почти не рассматривалась, а угроза казалась гипотетической.
Только к 1942 году были ясно сформулированы цели и задачи для экономических подразделений НКВД-НКГБ. Стало очевидно, что масштабная экономическая диверсия способна нанести намного более крупный и существенный ущерб, чем прямая классическая диверсия, с применением взрывчатых веществ. В условиях военного времени, в ситуации строжайшей экономии, когда каждый рубль, каждый килограмм металла был на счету, экономическая диверсия, или даже скоординированная цепочка подобных диверсий, была способна парализовать целые отрасли оборонной промышленности.
Однако, экономические диверсии в глубоком советском тылу все таки не проводились. Во всяком случае, достоверной информации по этому вопросу в открытых источниках не публиковалось. Возможно, эти данные до сих пор засекречены, однако, наиболее вероятна переоценка угрозы органами НКВД-НКГБ.
Вместе с тем, без всякого злого умысла и враждебных, по отношению к советской власти, намерений, хаос и дезорганизация производства наносили куда больший вред, чем какие то вражеские агенты. Так, только за 1942 - 1943 годы органами НКВД на оборонных предприятиях Уральского региона было предотвращено свыше сотни аварий, десятки пожаров и поломок оборудования. Немалую роль в этом сыграли тайные агенты госбезопасности, которых массово вербовали среди рабочих и инженерно-технического персонала.
Однако охватить все было не по силам даже для такого ведомства, как НКВД-НКГБ. Яркой иллюстрацией к этому можно считать одну из самых серьезных катастроф, произошедших в годы войны на Магнитогорском металлургическом комбинате. Так, при подъеме ковша с расплавленным металлом произошел обрыв крюка. Многотонная конструкция рухнула на снег, что моментально вызвало сильный взрыв. Официальной информации по погибшим и пострадавшим в той катастрофе нет до сих пор, однако, речь может идти о десятках пострадавших.
Возможна, эта катастрофа так бы и осталась засекреченной, но причины были столь очевидны, что эту аварию приводят в пример студентам МГТУ, как пример просчетов в расчетах. Так, в условиях дефицита ресурсов, для подъема ковша был применен не предназначенный для этого крюк. Несмотря на то, что грузоподъемность крюка превышала необходимую, крюк все таки не выдержал. Причина была в том, что проведением расчетов на прочность крюка занимались не подготовленные люди. Так, векторные напряжения, возникающие при нагрузке на крюк были учтены, а вот неизбежно возникающие тензорные напряжения, были совершенно проигнорированы. Виновных нашли быстро, однако факт наличия умысла органам НКВД-НКГБ доказать не удалось.
И подобные аварии и катастрофы сопровождали оборонные предприятия на протяжении всей войны. К ряду вовремя предотвращенных органами НКВД аварий, стоит отнести случай, произошедший на Свердловском заводе, где осуществлялась сборка мин. Так, на этом предприятии, в связи отсутствием вагонов, скопилось свыше тысячи тонн взрывоопасной продукции. Ящиками с боеприпасами были заставлены межцеховые проходы, технические помещения и даже подъездные пути. Только после вмешательства НКВД, огромный склад взрывчатки был оперативно перемещен из центра города. Впоследствии на этом предприятии произошел ряд возгораний, однако принятые меры позволили избежать катастрофических последствий.
Уже после войны, в органах НКВД-НКГБ признавали, что в ряде случаев имело место сходство чрезвычайных ситуаций с диверсиями, однако в силу полного разрушения объектов, доказать наличие злого умысла было невозможно. И все таки в обеспечении стабильной работы оборонных предприятий уральского региона, есть немалая заслуга органов НКВД. Так, советским контрразведчикам в немалой степени удалось сработать на опережение, а так же создать тотальную сеть осведомителей, при наличии которой любые вражеские действия в глубоком советском тылу были невозможны.
Источник: сайт
www.o-mg.ru