Решил заняться детальным исследованием и моделированием этого кадра, поэтому открыл новую тему.
Всячески приветствуются комментарии и советы людей, для которых слова "диафрагма", "рабочий отрезок", "боке" - не просто набор букв. А вот сообщения типа "мне видится мужик с бородой", или "девушка снимает чулки", равно как просто болтовня, будут беспощадно стираться. Постараюсь периодически обновлять первый пост выводами (если таковые будут
), имеющими какое-то значение снимками, и т.д., чтобы не приходилось долго рыться в теме.
Для начала - резюме наработок по этой теме.
Три источника, и три составные части
марксизма кадра:
1) восьмиугольник в центре (кстати, он находится не в геометрическом центре кадра, что легко проверяется двумя диагоналями)
2) "виньетирование" - светлый овал (видимо, этот овал близок к идеальной окружности), который лучше видно в левой половине кадра, и практически не видно в правой
3) светлые пятна в левой-верхней части кадра
Вероятные условия съемки:
[вставлю позднее]
Для моделирования приобретен фотоаппарат "Зоркий" № 594228, с тубусным объективом Индустар-22 (т.е. производство, как и ф/а Юры Кривонищенко, примерно 1954 года - с 1955 года пошла 8-значная нумерация, до 1954 г Зорких произведено ~406 тыс, а в 1954 г - 190 тыс, т.е. и Юрин ф/а № 488797, и мой, попадают по номеру в 1954 г). На первом этапе хочу поиграться с этим объективом и цифровиком, и если будет получаться что-то разумное, то можно будет это проверить на самом Зорком, т.е. на пленке. Т.е. пока что объектив прикручен (через переходники М39-М42, и М-42-Никон
с линзой) к Никону D80. Замечу, что и из-за линзы на переходнике, и из-за зеркала в Никоне, фотографировать с полностью вдвинутым объективом не получается. Если взять переходник без линзы, то тубус не будет доходить по полностью вдвинутого положения миллиметров 5, с переходником с линзой - не доходит 13 мм (длина полированной тубусной части в полностью выдвинутом положении - 18 мм). Источник света - очень яркий светодиодный фонарик, место фотографирования - практически темная комната (немного света проникает через дверной проем). Замечу, что свет фонарика - очень яркий: если смотреть прямо в него, даже с расстояния 3-4 м, то он слепит глаза. Также, если смотреть на него под углом, то возникают блики от отражения на переднем стекле фонарика. Так что, в общем случае, свет от этого фонарика не является "точечным источником".
Вот что получается при диафрагме 8 и полностью выдвинутом объективе при увеличении угла от 0 (т.е. фонарик светит прямо в объектив) до примерно 30 градусов, при съемке с расстояния около 5 м: пятно становится менее ярким, и более четко проявляется его "восьмиугольность"
Вот примерно то же самое, но с более близкого расстояния (~1 м). Тут при определенном положении получается "виньетирование". Возможно, однако, что "виньетирование" в этом случае - это светлая окружность стекла фонарика. В общем, точечный источник света - это не так-то просто, как я думал.
Две серии снимков, ниже, сделаны с переходником М42-Никон
без линзы, с полностью выдвинутым объективом. Дифрагма 8, ISO 100 (меньше нельзя
), о фокусе пока речь вообще не идет т.к. рабочий отрезок совершенно другой, выдержка 100.
С целью избавиться от отражений от стекла фонарика он прикрыт папиросной бумагой. Свет по-прежнему яркий, но глаза уже не слепит. Восьмиугольника не получается ни при каких расстояниях и углах.
Все то же самое, но папиросная бумага убрана. Без труда можно получить восьмиугольник, и отражения. В этой серии снимков тоже увеличивается угол. Фотоаппарат установлен на штатив, все строго горизонтально, соосно, измерено (углы выставлял тригонометрически - по длинам двух катетов), и т.д. - чисто из любви к точным наукам
Угол 0 градусов, расстояние до фонарика 1 м.
Угол 15 градусов, расстояние до фонарика становится равным длине гипотенузы (катет остается равным 1 м). Менее яркий восьмиугольник - отражение внутри фонарика (почему именно от зеркала или стекла внутри фонарика - см. ниже).
Угол 30 градусов, расстояние до фонарика становится равным длине гипотенузы (катет остается равным 1 м). Два менее ярких восьмиугольника - два отражения внутри фонарика.
Угол 45 градусов, источник (светодиод) перестает быть виден, слабый свет идет только от переднего стекла фонарика, поэтому на снимке уже ничего не видно.
Все то же самое, что и в предыдущей серии, углы 0-15-30, но из фонарика вытащено наружное стекло, параболическое зеркало, и вместо этого вставлена черная бумага. К сожалению, она хотя и черная, но отражает довольно хорошо (из-за этого отражения от бумаги и появляется гало), так что точечного источника опять не получилось. Отрезать кусок от черного бархатного платья жена мне не дала
Однако видно, что менее яркие восьмоугольники не появляются. Значит, они являются результатом отражений в самом фонарике, а не в объективе фотоаппарата.
Пока все
Проект расчитан на недели, если не на месяцы, так что быстрых результатов не ждите. Как говорится, тише едешь - дальше будешь