Если виной гибели "Морро Касл" и был поджог, то не осталось никаких прямых улик, говорящих об этом, - лишь косвенные: крайняя неправдоподобность версии о естественном возгорании и множество странных совпадений и случайностей, достойных приключенческого романа, которые могут быть связаны с пожаром на круизном лайнере компании "Уорд Лайн" - или же нет.
Стюард Дэниел Кемпбелл видел очаг возгорания своими глазами в самом начале пожара, когда полыхали лишь стопки бумаги в шкафу. Если бы гипотетическим преступником использовано какое-либо изощренное зажигательное устройство или в помещении были разлиты какие-либо горючие или легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, спирт и т. д.), то он и другие свидетели, наверное, увидели бы это, - к тому же в таком случае комната для письменных принадлежностей с первых секунд занялась бы пламенем целиком. Можно лишь заключить, что технически поджог был устроен просто, например, виновник пожара мог воспользоваться элементарным устройством, составленным из сигареты и пачки спичек... или просто бросить непотушенную сигарету. Кстати сказать, помещение для курения находилось на той же палубе, что и комната для написания писем (
writing room), в которой начался пожар, хотя и на другом её конце.
Катастрофические последствия пожара стали результатом стечения ряда обстоятельств, которые по большей части явно не зависели от воли поджигателя. Если бы кораблестроители применили менее пожарооопасные материалы, если бы Уилмотт не отключил пожарную сигнализацию, если бы давление воды в магистралях не было понижено Эбботом и т. п., то возгорание, вероятно, удалось бы довольно быстро потушить. Весьма вероятно, что сам преступник ожидал, что пожар будет быстро потушен. Это означает, что поджигателя надо искать не только среди тех, кто мог бы ставить своей целью массовое убийство и гибель корабля, но и тех, кто по складу своей натуры был бы способен лишь на мелкую пакость. Может, дети поиграли со спичками - почему бы и нет?
В криминологии общим местом стало утверждение, что людям свойственно совершать преступления в тех местах, которые им знакомы и для них доступны, там, где они не будут привлекать к себе внимания (по признакам этноса, расы, социального статуса и т. д.), - т. н. теория рутинной активности. Очаг возгорания находился в зоне для пассажиров, в так называемой комнате для написания писем. Поджигателем был человек, который знал о существовании комнаты для написания писем (большинству экипажа это было просто не к чему), мог беспрепятственно пройти до неё и проникнуть внутрь, не привлекая к себе внимания (это было невозможно для основной массы членов команды из-за жесткого разделения зон на лайнере и загруженности работой), - выходит, под эти признаки подпадают пассажиры, а также и некоторая, очевидно малая, часть персонала пароходной компании. Дорогу к этой комнате должны были знать стюарды, и, поскольку клиенты фирмы к ним успевали привыкнуть за время круиза, они могли пройти к ней незамеченными. Вероятно, возможностями совершить поджог обладали также офицеры судна и кто-нибудь из моряков, несших вахту. Наверное, следствие пыталось установить алиби всех лиц на лайнере, и было бы интересно узнать, к каким выводом оно пришло о каждом человеке.
В сущности, мы знаем лишь, что пожар произошёл, и, что, по всей видимости, это был поджог, и что возгорание началось с комнаты для написания писем. Не более.
Поэтому все версии остаются чистыми догадками, не более того. Кажется странным, что практически все пишущие о "Морро Касл" зацикливаются на одной-двух из них, между тем, как их возможно гораздо больше. Люди уничтожают корабли по самым разным мотивам: в интересах получения страховых выплат, из личной мести, для своего развлечения, ради подрыва экономики и саботажа военных усилий враждебных стран, с целью сокрытия другого преступления (например, убийства), для и т. д.
Ракитин в очерке о "Морро Касл" совершил благородное дело, показав, насколько плохо обоснована преобладающая версия о радисте-пироманьяк Джордже У. Роджерсе.
Собственная версия Ракитина, однако, своеобразна: поджог на круизном лайнере был акцией устрашения, устроенной агентами Коминтерна вроде Эрнста Волльвебера и его людей.
Если исходить из более или менее достоверно известных фактов, собранных, в частности, в обширной
статье Александра Розина, то нетрудно заметить, что почерк у коминтерновцев Вольвебера был вполне чёткий, как это установили расследования властей затронутых стран и что подтверждается советскими источниками, и он мало совпадает с обстоятельствами дела "Морро Касл". Приводимый самим Ракитиным пример с взрывом на "Батори" это показывает.
Мотив - саботаж военных усилий.
Объект - корабли государств, преимущественно явно враждебных СССР и "мировому коммунизму", и в особенности те корабли, которые перевозили военные материалы. Операции диверсантов Коминтерна по своему существу были военными, а не политическими.
Сфера операций - Европа, в особенности Северная. "Морро Касл" совершал рейсы только на Кубу, которая совершенно не привлекала внимания СССР вплоть до свержения Батисты. "Комми" много чего приписывалось, но даже по слухам ничего не известно о диверсиях волльвеберовцев в Америке или на Кубе, к тому же американцев и кубинцев в организации не было.
Операции коминтерновцев отличались технической сложностью: взрывные или зажигательные устройства, в оптимуме размещенные поблизости с важными корабельными системами (энергетическая установка, вентиляция и т. п.) либо в трюмах с взрывоопасными или легковоспламеняющимися грузами.
Исполнителями выступали, как правило, портовые рабочие. "Зонтичная организацией" служил Интернационал моряков и портовых рабочих. В группе Волльвебера не было американцев и кубинцев.
Между тем Ракитин склоняется к тому, что поджигателем (поджигателями) был (были) кто-то из пассажиров-американцев и в качестве подозреваемых рассматривает Гарри А. Липскомба и Фреда С. Фолконера, проводника и диспетчера Южной железной дороги.
Фолконеру было 44 года, Липскомбу - 50 (54 - в большинстве источников; на его могильной плите (кенотафе), однако,
выбито "1884 - 1934") - по меркам того времени даже более серьёзный возраст, чем в наши дни: неужели могучий Коминтерн не мог подобрать людей помоложе для боевых операций? Зачем проводить их внедрение в Александрию, штат Вирджиния, - пригород столицы США, - если можно было просто устроить своих людей в команду или вспомогательный персонал лайнера в Нью-Йорке?
Фолконер занимал достаточно высокий пост. Chief Dispatcher, пожалуй, следует переводить как главный диспетчер - это начальник диспетчерской службы отделения (division) железной дороги. До такой должности надо долго расти. Предположим, эти люди в самом деле были кадрами компартии или НКВД. Но их прикрытие оптимально для задач именно разведки, а не диверсии. Пригород Вашингтона, населенный служащими федерального правительства, - очень хорошее место для сбора информации, но не первая цель для саботажа. Проводник поезда, каким был Липскомб, - отличная кандидатура на роль связного. Благодаря занимаемой позиции Фолконер был бы очень неплохим источником сведений о транспортных перевозках в стане вероятного противника.
И Липскомб, и Фолконер долго работали на Южную железную дорогу. Было бы нелогично использовать для отдельной диверсионной акции на корабле столь тщательно законспирированных и ценных с точки зрения приобретения информации агентов. Если уж устраивать саботаж с их помощью, то это следовало бы делать на железной дороге.
И главное - зачем использовать для поджога на
корабле профессиональных
железнодорожников, когда можно послать на операцию настоящих моряков?
Ракитин ссылается на свидетельство Бенджамина Эдвардса, и по тексту очерка может создаться впечатление, что тот заметил Фолконера на борту лайнера. Эдвардс не был пассажиром "Морро Кастл": это легко проверить по
списку. Он опознал тело Фолконера
после пожара. Труп Лимпскомба был не найден, но то же произошло с более чем 40 другими жертвами трагедии.
Джим Калафус, один из лучших знатоков истории катастрофы "Морро Кастл", объяснил причины этого - железнодорожники обитали именно в той секции лайнера, откуда почти никому не удалось выбраться живым, и именно там и пребывали большинство тех туристов, тела которых так и не были найдены,
Harry Lipscombe, of Alexandria Virginia, was a long term employee of the Southern Railroad. He and his friend and co-worker, Fred Faulconer, traveled aboard the Morro Castle on a pass provided to their company by the Ward Line. They occupied cabin 227.
For some reason, the cabins just forward of the dining room's upper level proved to be exceptionally lethal. Most of the passengers whose bodies were never found were lost from this area, and most of the affected cabins had 100% fatalities. One might venture a guess that these cabin blocks were sealed off by the fire early on, forcing the trapped occupants out of their portholes with no life preservers.
Fred Faulconer was identified early on, but Harry Lipscombe was missing for several days after the disaster and there was some speculation that he hadnt boarded the ship at all. He had.
В общем, Липскомб и Фолконер могут претендовать на роль поджигателей не более чем любой случайно выбранный пассажир "Морро Каст".
Предлагаемый Ракитиным мотив - акция устрашения - не выдерживает никакой критик. Кого можно устрашить небольшим пожарчиком, не повлекшим особых жертв и разрушений? Престарелых домохозяек, может быть, но никак не правительство Соединенных Штатов. Даже Пирл-Харбор вызвал в Белом доме разве что некоторое беспокойство. При пожаре на пароходе "Генерал Слокам" погибла тысяча человек - и как это сказалось на политике?
Как пожар на "Морро Кастл" даже теоретически мог повлиять на забастовки текстильщиков и тем более на события в Сайлесвилле, штат Род-Айленд (не Висконсин; в Висконсине, кстати, целых два населенных пункта с таким названием), представить очень сложно. Достаточно сказать, что подавление стачек и беспорядков было делом фабрикантов и властей штатов, а не федерального правительства.
Современное конспирологическое мышление: видеть тайные знаки в действиях, которые преследуют прямые цели - не было свойственно людям 1934 года. Революционеры той эпохи мысли в категориях войны, а не конспирологических игр постмодерна. С криминалистической и даже с чисто уголовно-правовой точки зрения, операции лиги Волльвебера не теракты, а диверсии и тем более не какие-то скрытые послания властвующим элитам.
Тем не менее у поджога вполне могли быть политические мотивы. В результате ряда событий "Морро Касл" на Кубе плотно ассоциировался с американским господством над островом, с ненавидимой местными компанией "United Fruit", с непопулярным на Кубе (павшим в 1932 году) режимом президента Мачадо, так что какая-нибудь радикальная группировка (A. B. C., "Молодая Куба" и др.) или даже одиночка могла бы считать лайнер достойной целью для теракта.
Калафус отмечает:
"... the fire breaks out only about 50 feet from the cabin in which the son of the general manager of United Fruit in Havana is asleep".
Версия "кубинского следа" многими изложена до меня, и на ней подробно я останавливаться не буду. Лишь несколько замечаний.
В предупреждении полиции Гаваны, сделанным перед выходом лайнера из порта в его последнее плавание, по-видимому, высказывались подозрения в адрес рабочих порта. После катастрофы проверяли именно их.
"The police at Havana have also announced that they intend to hold an inquiry into suggestions that the Morro Castle was the victim of a sabotage plot arising from labour troubles on the Cuban waterfront. These rumours are, however, discounted by officials of the Ward Line" (The Times. 1934. 10 Sept.).
Теоретически поджигатели могли проникнуть на борт нелегально.
Газеты описали одну почти опереточную историю. За год до пожара кубинская тайная организация A.B.C. якобы послала на борт "Морро каст" одного из своих агентов с заданием устранить приспешника свергнутого режима Мачадо. Боевику удалось нелегально пробраться на борт, но затем он был обнаружен командой, посажен под арест, но выпущен по просьбам дам на свободу, очевидно, под честное слово не портить людям отдых, а в последующем был депортирован обратно на Родину.
"A young Cuban rebel, chosen by lottery to come to America and assassinate Ludao, known as "Machado's Butcher" was prevented from landing here by immigration officers when he arrived, a stowaway aboard the Morro Castle. The handsome member of the A.B.C., Cuban secret society, was Alfonso Cassas, 20, a student whose resemblance to the late Rudolph Valentino had brought about his rescue from the ship's brig by romantic young women passengers who pleaded with the ship's captain for his release.
Freed from the brig, Cassas appeared on deck in borrowed flannels and showed his gratitude to his fair rescuers by dancing the rumba with them and forgetting revolutions and secret missions for the moment.
He told his story. "It was all settled one night outside Havana. There was a meeting. We drew lots from a paper bag. It fell to me, this magnificent thing to do - kill Ludao. It was the happiest moment of my life. I got on the Morro Castle- never mind how. I had reason to believe that Ludao was a passenger under an assumed name.
Asked if he would have killed Ludao, Cassas drew himself up and with a gleam in his black eyes said simply "I would have wrung his neck."

Возможно, парень просто хотел нелегально попасть в Штаты, а когда его поймали как "зайца", придумал всю историю, чтобы выдать себя за политического активиста и борца за свободу.
Возгорания на других судах, посетивших Гавану (в первую очередь, на "Санта-Рите") в сентябре 1934 года, хорошо укладываются в версию "кубинского следа".
Эта версия даёт преступникам правдоподобный мотив, и физически заговор с целью поджога лайнера вполне мог быть осуществлён. Но у неё есть серьёзные проблемы: ни одна кубинская группировка не взяла на себя ответственность за случившееся, и это при всей склонности латиноамериканцев к эффектам, тогда как сама идея теракта требует паблисити. Кроме того, трудно поверить, что кубинским радикалам, добейся они успеха в столь крупной акции, удалось бы сохранить тайну от властей в условиях традиционно-жесткой в "банановых республиках" борьбы с инакомыслием.
Возможно, ключом к тайне "Морро Касл" будет изучение отношений между членами экипажа.
В "дружном" коллективе флагмана "Уорд Лайн" не утихали дрязги и конфликты, чего стоит только вражда капитана Уилмотта и его радистов или взаимная неприязнь между первым помощником Уормсом и старшим механиком Эбботом. По своим моральным качествам многие члены экипажа были если способны если не на массовое убийство, то на мелкие злочинства уж точно: поведение иных из них во время пожара весьма красноречиво. Многочисленные факты преступлений на борту были вскрыты в ходе расследования катастрофы. Не подлежит сомнению, что экипаж был плотно замешан в контрабанде.
На этой основе можно выдвинуть немало версий: акцент можно сделать как на криминальной деятельности экипажа, так и на межличностных конфликтах, наконец, и то, и другое могло быть двумя сторонами одной медали.
Я бы уделил здесь место той из них, которую нахожу наиболее изящной, хотя и не самой вероятной.
Неизвестно, был ли убит капитан Уилмотт, и даже если предположить, что он был отравлен, то это могло не иметь отношение к пожару. Однако же связь между смертью Уилмотта и возникновением пожара может быть прямой и в том случае, если поджигатель не имел к ней ни малейшего отношения.
В карьере старого морского волка Уормса есть примечательные события, словно предвосхитившие катастрофу на "Морро Касл". В 1926 он был назначен капитаном на "Юмари" ("Yumury"), но был снят с должности благодаря жалобам подчиненных, а обвиняли его в том, что он уклонялся от обязанности устраивать учения по пожарной безопасности и спасению на море. "Уорд Лайн" была милостива и вскоре вернула ему лицензию. Уормс получил новое судно - лайнер "Агвистар" ("Agwistar"), но затем с ним стали происходить странные вещи. За один 1928 год лайнер перенёс два пожара, причины которых не были установлены. Уормс вновь потерял капитанскую фуражку. Казалось бы, Уормс, однажды обжёгшись на пожарной безопасности, должен был дуть на воду едва ли не в прямом смысле этого слова. Трудно отделаться от мысли, что он не пользовался любовью команды и на втором судне и пожары на лайнере возникли отнюдь не случайно. Во всяком случае, они оказались весьма кстати для того, чтобы избавиться от него.
После смерти Уилмотта Уормс должен был занять его место на мостике "Морро Кастл". Если бы он привёл лайнер в Нью-Йорк без происшествий, то компания наверняка бы утвердила его в должности капитана. Такая перспектива была весьма неприятной для тех членов экипажа, кто не любил первого помощника, но единственное, что они могли бы сделать, - это испортить ему оставшийся отрезок пути до порта: создать на борту ситуацию, вину за которую (или за неспособность с ней справиться) можно было бы возложить на исполняющего обязанности капитана.
Не так уж и важно, почему загорелся "Агвистар", важно то, что кое-кто из экипажа "Морро Кастл" (возможно, кому-то довелось служить с Уормсом на его предыдущих судах) мог слышать о том, что Уормс в своё время был списан на берег из-за пожара на борту. И это могло подать ему идею...
О том же Эбботе точно известно, что неприязнь к Уормсу (в сочетании с собственной трусостью, конечно) толкнула его на преступные действия (халатность при борьбе за живучесть и оставление в опасности пассажиров). Кстати, именно по его инициативе было ограничена подача воды. Как подозреваемый, старший механик смотрится не хуже того же Роджерса: наличие мотива, отрицательные личная характеристика, странные действия при пожаре. Я, правда, думаю, передвижения Эббота в ночь с 7 на 8 сентября 1934 года хорошо засвидетельствованы и дают ему алиби.
На самом деле разгадка может быть очень простой, но найти её было трудно и в 1934 году, а в наши дни это тем более невозможно. Мы даже не можем быть уверенными в том, что имя поджигателя включено в списки пассажиров или членов экипажа "Морро Касл".