Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Загадка Морро Касл  (Прочитано 11568 раз)

0 пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

myst

  • Автор темы

  • Сообщений: 2
  • Благодарностей: 3

  • Был 04.07.13 18:26

Загадка Морро Касл
« : 09.06.13 23:57 »
Предлагаю обсудить статью о пожаре на Морро Касл

Что лично меня не впечатлило в предложенной Ракитиным версии:
1) Совершенно непонятен мотив.
Основной тезис - "Вообще-то, никаких особых резонов им и не требовалось"(с) - с юридической точки зрения (да и просто здравого смысла) не имеет никакого содержания. Таким образом можно обвинить кого угодно в чём угодно. Это резунистика, а не доказательство
Второй тезис - "пожар на крупном американском корабле мог послужить серьёзным предупреждением американским властям воздерживаться от применения силы против бастующих"(с) - более материален и вероятен. Но в данном случае неприемлем. И вот почему. Любой теракт, представляющий собой акт устрашения (а именно так Ракитин рассматривает пожар на корабле) немыслим без явного принятия ответственности на себя организатором. Вспомним Нью-Йорк 2001 года - Аль-Каида приняла на себя ответственность практически сразу после атаки на ВТЦ. Причём сделала это максимально публично. Собственно, в этом и смысл такого теракта - довести сведения именно о себе до как можно большего числа лиц. В данном случае ничего подобного не было. Хотя, если бы это действительно был поджог в целях запугивания, то никакого смысла скрываться организаторам бы не было, ведь они выполнили то, что запланировали. А чрезмерности в таких вопросах не бывает - наоборот, чем больше жертв, тем больше резонанс
2) В качестве доказательства почему-то рассматривается местоположение корабля во время начала пожара. Мол, до пристани всего час, следовательно корабль не будет повреждён. Но в этом случае как раз и не было бы и никакого резонанса, было бы бысто потушенное локальное возгорание.
3) Совершенно не вяжется с версией об "агентах Коминтерна" следующая информация:
- Ракитин сам привёл имена как минимум трёх подозрительных людей на борту (Шарротт, Фолконер/Нелсон, Липскомб). Если для совершения поджога достаточно одного человека, то зачем иметь на борту целую группу? И зачем для этого заниматься махинациями с документами? Никакой практической выгоды это не имеет, зато опасность разоблачения многократно увеличивается
- Если предположить, что Фолконер действительно был одним из членов группы, то почему он погиб? Ведь он-то заранее должен был знать план - а, значит, и выжить ему было бы проще других
- Никак эта версия не объясняет информацию о выстрелах на борту. Кто, в кого и зачем стрелял - совершенно непонятно.
4) Остался без ответа вопрос о том, как сломал шею доктор Ван Зайл. Точнее - кто и почему сломал ему шею. Для поджигателей он явно не представлял никакой опасности, ибо в момент возгорания был далеко оттуда (никто его там не видел)
5) Совершенно необъяснимым представляется везение поджигателей. Если бы не был отключён напор воды в пожарных гидрантах и противопожарная сигнализация, то никакого пожара бы и не было. Или же они случайно решили поджечь корабль именно тогда, когда он остался без защиты от пожара. Так как отключение воды произошло по форс-мажорным обстоятельствам, которые нельзя было предусмотреть заранее, то в такое совпадение верится с большим трудом. Да и не будет никто планировать теракт в расчёте на такие случайности.

Есть ли у кого иные версии произошедшего?


Поблагодарили за сообщение: Вероника | qualis-libet | Alla Shakhova

За наполнение форума 

Alina

  • Модератор

  • Сообщений: 13 567
  • Благодарностей: 15 895

  • Заходила на днях

Загадка Морро Касл
« Ответ #1 : 10.06.13 00:18 »
Для удобства обсуждаемый в стартовом сообщении очерк: http://www.murders.ru/MC_in_fire_1.html
Иллюзии это то, чего нет. Уже? Или еще?

odd


  • Сообщений: 57
  • Благодарностей: 37

  • Расположение: ДНР, Донецк

  • Был 16.06.19 11:29

Загадка Морро Касл
« Ответ #2 : 23.06.13 03:22 »
По-моему мнению тут слишком много совпадений. Пожар произошел явно не случайно. Да и явное убийство всех соучастников ли участвовавших в заговоре людей только подтверждает версию  о пожаре как о сознательной операции и операции спец-служб. Только вот с какой целью была проведена данная операция?

mrv


  • Сообщений: 7 113
  • Благодарностей: 6 922

  • Расположение: США

  • Была сегодня в 11:27

Загадка Морро Касл
« Ответ #3 : 23.06.13 04:33 »
Я бы подумала на взаимоотношения внутри экипажа. Может, там кто-то контрабандой перевозил что-то похлеще алкоголя и за этим стояла, к примеру, мафия, которая в те годы была довольно активной, насколько я помню. "Мертвые души" на корабле осуществляли, так сказать, надзор за операцией. Капитан возможно тоже был в доле или как-то имел к этому отношение. Кстати, то, что он то ругался на всех и орал, то становился совершенно нормальным, могло свидетельствовать о том, что он употреблял какие-то наркотики, которые могут вызывать перепады настроения (а может, они там контрабандой наркотики и возили?)

Может, они что-то не поделили? Или кто-то из экипажа случайно узнал или нашел контрабанду, и его или их потребовалось срочно убрать и уничтожить контрабанду на случай если он или они успели сообщить кому-то, поэтому и затеяли пожар и сопутствующую неразбериху. Тогда становится понятно, что злоумышленники знали, что сигнализация будет отключена и планировали сжечь опред. места на корабле, где прятали контрабанду. Ну и убийства экипажа тоже объясняются...

Если это был коммунистический террор, зачем убивать капитана и потом тщательно сжигать его труп, чтобы невозможно было определить причину смерти? Душевнобольной поджигатель тоже исключается - они же поджигают обычно постоянно всю жизнь, с детства, они без этого жить не могут, как правильно написано в статье...

Ой, вот ещё подумалось. Капитана наверно все же отравили, а как ещё легче дать яд человеку, если не в лекарстве, которое принес ему врач? Тогда становится объяснимым и его убийство - он наверняка что-то знал об истинных заказчиках...
« Последнее редактирование: 23.06.13 04:42 »

За популяризацию проекта 

Ракитин. Просто Ракитин.


  • Сообщений: 896
  • Благодарностей: 823

  • Расположение: Сталинобад

  • Был 07.12.15 00:46

Загадка Морро Касл
« Ответ #4 : 23.06.13 09:45 »
Второй тезис - "пожар на крупном американском корабле мог послужить серьёзным предупреждением американским властям воздерживаться от применения силы против бастующих"(с) - более материален и вероятен. Но в данном случае неприемлем.
Приемлем, приемлем.
В очерке приведён абсолютно аналогичный случай с пожаром на польском лайнере «Стефан Баторий» во время его рейса в Америку. Это так Коминтерн отомстил Польше за поддержку генерала Франко. Об этом инциденте есть в воспоминаниях Судоплатова, только он ошибся и написал, что «Баторий» затонул, а на самом деле корабль остался на плаву.
Так что это были выходки вполне в стиле товарищей коммунистистов. Впрочем, удалых перцев тогда хватало – террором баловались и анархисты, и сионисты, и троцкисты…
Вспомним Нью-Йорк 2001 года - Аль-Каида приняла на себя ответственность практически сразу после атаки на ВТЦ.
Вы не путайте теплое с мягким. Между 1934 г. и 2001 – никакой корреляции абсолютно. Могу развить этот тезис и объяснить, но уверен, что вы, если подумаете, и сами согласитесь с этим.
Собственно, в этом и смысл такого теракта - довести сведения именно о себе до как можно большего числа лиц.
Нет смысл не в этом. Смысл – довести информацию адресно, тому, кто принимает решения. Информирование «максимально большого круга лиц» никогда не входило в цели Коминтерна, организация эта работала очень тихо.
В качестве доказательства почему-то рассматривается местоположение корабля во время начала пожара. Мол, до пристани всего час, следовательно корабль не будет повреждён. Но в этом случае как раз и не было бы и никакого резонанса, было бы бысто потушенное локальное возгорание.
На это и был расчёт. Никто не хотел слишком большого пожара. Террористы переборщили неумышленно из-за стечения обстоятельств.
Ракитин сам привёл имена как минимум трёх подозрительных людей на борту (Шарротт, Фолконер/Нелсон, Липскомб). Если для совершения поджога достаточно одного человека, то зачем иметь на борту целую группу?
Можно и вообще ни одного – если бомбу с часовым механизмом заложить. Но бомбу могут найти. А группа способна принимать решения и действовать автономно. Видимо, это было серьёзное преимущество, раз решили по такой схеме устраивать теракт. Возможно, предполагалась его отмена, ждали поступления каких-то новостей. Мы же не можем знать сейчас всех закулисных деталей.
И зачем для этого заниматься махинациями с документами? Никакой практической выгоды это не имеет, зато опасность разоблачения многократно увеличивается.
Для человека, находящегося на нелегальном положении, либо готовящемся перейти на таковое, махинации с документами неизбежны. Ну, а насчёт «многократно увеличивающегося риска» - что ж, это осознанный выбор.
Если предположить, что Фолконер действительно был одним из членов группы, то почему он погиб? Ведь он-то заранее должен был знать план - а, значит, и выжить ему было бы проще других.
Может быть, он был «слабым звеном» группы и его устранение предполагалось изначально. Может, нелепое стечение обстоятельств – ситуация на самом деле была неординарна. Вон, маршал Неделин тоже погиб при заправке ракеты, хотя знал все необходимые планы… Увы, знание планов не спасает от ошибочных решений.
Никак эта версия не объясняет информацию о выстрелах на борту. Кто, в кого и зачем стрелял - совершенно непонятно.
Это вообще никому непонятно. Даже тем, кто был обязан по долгу службы разобраться в причинах случившегося на лайнере.
Замечу лишь, что традиционные версии «случайного возгорания» и «поджога пироманьяка» вообще обходят этот вопрос стороной. Я же, наоборот, показал, что на корабле были люди с оружием, что категорически запрещается всеми судовыми правилами, а значит, картина случившегося гораздо более сложна, нежели это следует из классических гипотез о произошедшем на борту корабля.
Остался без ответа вопрос о том, как сломал шею доктор Ван Зайл. Точнее - кто и почему сломал ему шею. Для поджигателей он явно не представлял никакой опасности, ибо в момент возгорания был далеко оттуда (никто его там не видел)
Ну, это вы так считаете в 2013 г. Сами преступники в 1934 г. могли думать иначе. Отчего и почему, мы уже вряд ли узнаем.
Совершенно необъяснимым представляется везение поджигателей. Если бы не был отключён напор воды в пожарных гидрантах и противопожарная сигнализация, то никакого пожара бы и не было. Или же они случайно решили поджечь корабль именно тогда, когда он остался без защиты от пожара. Так как отключение воды произошло по форс-мажорным обстоятельствам, которые нельзя было предусмотреть заранее, то в такое совпадение верится с большим трудом.
Любое везение – это хорошо подготовленный случай, как пошутил кто-то из классиков. Почему мы не думаете, что отключение воды в гидрантах было не случайным? Может, какие-то события (заблаговременно устроенные кем-то из сообщников неполадки) подтолкнули старших офицеров в принятии нужного решения?
« Последнее редактирование: 23.06.13 09:46 »

mrv


  • Сообщений: 7 113
  • Благодарностей: 6 922

  • Расположение: США

  • Была сегодня в 11:27

Загадка Морро Касл
« Ответ #5 : 23.06.13 10:10 »
В других англоязычных источниках в интернете пишут, что воду не отключали специально, а просто там было устроено так, что из 14 кажется брандспойтов могли одновременно работать только 6. Если включалось больше 6, то сильно падало давление в системе и вода переставала идти. Это может объяснить показания нескольких людей, которые говорили, что видели, как тушили пожар. Ещё пишут, что пожарная сигнализация сработала, но её было очень плохо слышно по отзывам людей, т.е. она была недостаточно громкая. Хотя я не знаю откуда они там в интернете информацию берут...

Что касается поведения экипажа, пишут, что потому что у судна был очень жесткий график и оно мало стояло в порту, им приходилось все время менять команду, иначе у команды совершенно не было выходных и никто так работать не соглашался. Поэтому становится понятно, почему они меньше всего заботились о пассажирах, а только о себе, т.к. были часто случайными людьми, а не сплоченным коллективом.

Также, что касается пожаров на других кораблях, описанных в статье, они случились при совершенно других обстоятельствах - во время войны против кораблей потенциального противника, или на корабле, использованном дял перевозки ценных грузов для потенциального противника, т.е. это действительно могли быть какие-то диверсии с политической подоплекой. Про Морро Касл в англоязычных источниках пишут, что это был чисто развлекательный корабль, ну вроде как круиз по Волге с водкой и девушками, его даже называли "гаванским паромом" или что-то в этом духе, т.к. он постоянно бегал взад- вперед по кругу. Т.е. о чем-то политически значимом речи не шло, и навряд ли бы власти связали бы такой пожар с какой-нибудь забастовкой...
« Последнее редактирование: 23.06.13 10:18 »

myst

  • Автор темы

  • Сообщений: 2
  • Благодарностей: 3

  • Был 04.07.13 18:26

Загадка Морро Касл
« Ответ #6 : 30.06.13 22:04 »
версию  о пожаре как о сознательной операции и операции спец-служб
ну теракт, в принципе, тоже можно так рассматривать)))))) другой вопрос, что теракт - операция публичная

Добавлено позже:
Приемлем, приемлем.
В очерке приведён абсолютно аналогичный случай с пожаром на польском лайнере «Стефан Баторий» во время его рейса в Америку. Это так Коминтерн отомстил Польше за поддержку генерала Франко. Об этом инциденте есть в воспоминаниях Судоплатова
Замечательно. Почему же в воспоминаниях Судоплатова нет ни слова про "Морро Касл"? Откуда такая избирательность? США не Польша, сие было бы куда более важной операцией
Между 1934 г. и 2001 – никакой корреляции абсолютно. Могу развить этот тезис и объяснить
Да, развейте и объясните. Я не вижу никакой принципиальной разницы. Политические теракты имеют одну логику на все времена и все страны мира.
Нет смысл не в этом. Смысл – довести информацию адресно, тому, кто принимает решения
Без принятия ответственности за теракт никакого доведения информации нет. А если доведение НЕ публичное, то его всё равно что нет. Вспомните Зодиака и его проект взрыва школьного автобуса.
На это и был расчёт. Никто не хотел слишком большого пожара
А почему, собственно? Небольшое и быстро потушенное локальное возгорание никто не примет за серьёзную угрозу
Я же, наоборот, показал, что на корабле были люди с оружием, что категорически запрещается всеми судовыми правилами, а значит, картина случившегося гораздо более сложна, нежели это следует из классических гипотез о произошедшем на борту корабля
То, что вы это показали - хорошо. Плохо то, что вы это никак не объяснили. И в рамках Вашей гипотезы это и нельзя объяснить. Хотя бы потому, что поджигатель никогда не возьмёт на борт судна запрещённый там пистолет - это помеха, а вовсе не помощь.
Ну, это вы так считаете в 2013 г. Сами преступники в 1934 г. могли думать иначе
Ну давайте подумаем, по каким причинам Ван Зайл мог мешать "агентам Коминтерна", если поджигания он НЕ видел (а он НЕ видел - иначе персонал корабля узнал бы об этом сразу же)
Почему мы не думаете, что отключение воды в гидрантах было не случайным? Может, какие-то события (заблаговременно устроенные кем-то из сообщников неполадки) подтолкнули старших офицеров в принятии нужного решения?
Вообще-то я исходил из вашей реконструкции событий после смерти капитана Уилмотта. Я предполагаю, что над восстановлением хронологии события вы работали много, т.е. её можно принять в качестве допустимой аксиомы. Но тогда сразу видно, что отсутствие воды в гидрантах никак не может быть запланированным изначально.

Добавлено позже:
Может, там кто-то контрабандой перевозил что-то похлеще алкоголя и за этим стояла, к примеру, мафия, которая в те годы была довольно активной, насколько я помню. "Мертвые души" на корабле осуществляли, так сказать, надзор за операцией. Капитан возможно тоже был в доле или как-то имел к этому отношение
Для меня это как раз наиболее вероятное объяснение ситуации. Если предположить, что на борту корабля находилось нечто под негласной вооружённой охраной спецслужб (или мафии), в доле с которыми был Уилмотт... Тогда очень может быть, что поджог был всего лишь отвлекающим манёвром, а истинной завязкой происходящего были именно анонимные выстрелы...
« Последнее редактирование: 30.06.13 22:25 »

46ghost


  • Сообщений: 9
  • Благодарностей: 4

  • Был 02.05.14 18:37

Загадка Морро Касл
« Ответ #7 : 30.04.14 18:46 »
Как коммунисту, мне версия про организованный теракт не нравится. Почему-то мои политические взгляды не вызывают террористических желаний, как и откровенно манихейских идей. Да, подозрения в адрес Коминтерна официально не высказывались, но ведь среди населения США и других стран могли же родиться такие предположения. В том числе, среди поверивших в эту версию, могут быть рабочие, потенциальные коммунисты. То есть, собственный антипиар. Военные корабли, вероятно, уничтожались на случай войны, была подготовка к Второй Мировой войне. Разводить политику я не стремлюсь - реальная политика идёт в кулуарах, очень тёмное дело, тут нет доказательств, а есть рассуждения на основе очень косвенных фактов, в эти рассуждения можно верить или не верить, смотря на свои политические взгляды. Но есть мысли, что капиталистические страны негласно поддерживали фашизм, мыслили, что фашисты нападут на СССР, коммунисты и фашисты уничтожат друг друга, останется добить остатки, ну и будет простор для насаждения капитализма - это логично? И Ежова сейчас подозревают в содействии фашистам, что Ежову фашисты за репрессии платили. И Горбачёва с Ельциным логично подозревать в подкупленности. И так далее, в принципе, таких случаев может быть много - никто просто этим не занимался, да и мало кто хочет поднимать такие темы по идейным причинам, либо что фактов особо и нет. Понятно, что руководство США не лучше. Наверняка в Коминтерне были те, кто работал на США, за деньги США своими действиями дискредитируя коммунизм и провоцируя на негативное отношение к Коминтерну рабочих в разных странах. Вот США воюет с Аль-Каидой, но говорят, что Аль-Каиду создали при помощи Госдепа, под предлогом войны с террористами США ввели свои войска в богатые нефтью места, провокация такая. И далеко не всегда же террорист идейный, он может быть наёмником. Далее, американская мафия поддерживала профсоюзы, но не хотела коммунизма. Одно из доходных дел мафии - рэкет, собирать дань с государственных предприятий вряд ли возможно, вряд ли мафия хотела себя лишить дохода. Просто если владельцы предприятий жадничают, платя дань, то в качестве меры вымогательства мафия организовывала забастовки. Так что версия, что власти США совершили теракт против граждан своей страны, чтобы разжечь ненависть к коммунизму, логична. Логично, что пожар мог устроить какой-нибудь пассажир, у которого какие-то проблемы с головой, либо это мафиозные разборки, либо для дискредитации судовладельца сделали конкуренты. Либо кто-то из экипажа решил стать героем, создать небольшой пожар, чтобы быстро потушить, за что получить премию. Вообще-то бумага разгорается быстро. Значит, возгорание началось незадолго до появления Хэнсона. Мог Хэнсон сам поджечь? Уормс не ложился спать - это подозрительно. Кроме того, непонятная картина со смертью капитана и причиной возгорания.

Игорь Екимов


  • Сообщений: 53
  • Благодарностей: 20

  • Был 26.08.19 12:31

Загадка Морро Касл
« Ответ #8 : 01.05.14 16:34 »
Здесь, ИМХО, произошло два не зависящих друг от друга преступления, случайно совпавших по времени. Одно устроили коммуняки-террористы (в точности как Ракитин пишет), а второе было разборкой внутри экипажа корабля, который, как выяснилось, представлял собой рассадник криминала. В ходе этой разборки и умерли сначала один из членов команды, потом капитан, а потом и доктор. Что касается стрельбы во время пожара, то, опять же, в составе команды было много криминального элемента, у некоторых было и оружие... в экстремальной ситуации, на пожаре, ребята и пустили его в ход. Ну, от нервов.

А почему коммуняки не взяли на себя ответственность за теракт - потому что пожар привёл совсем не к тому результату, на который они рассчитывали. Он оказался намного сильнее, чем они думали, и всё пошло не по их плану. Это тоже у Ракитина сказано.

46ghost


  • Сообщений: 9
  • Благодарностей: 4

  • Был 02.05.14 18:37

Загадка Морро Касл
« Ответ #9 : 02.05.14 18:35 »
С чего это взято, что Коминтерн имеет к этому отношение? Неизвестные проникли на судно под видом других пассажиров. Кто они такие и откуда - это неизвестно, они могут быть кем угодно. И кто среди пассажиров и членов команды был - тоже неизвестно. То, что среди команды были вооружённые - это сейчас нет такого, а в те бурные времена экипажу требовалось оружие, а то мало ли что случится может. На одном судне сразу два преступления - это что-то много, чтобы было это случайностью. Какие-то разборки среди экипажа получились, видимо.


Поблагодарили за сообщение: Alla Shakhova

qualis-libet


  • Сообщений: 187
  • Благодарностей: 317

  • Был 29.01.18 22:32

Загадка Морро Касл
« Ответ #10 : 09.01.15 15:42 »
Если виной гибели "Морро Касл" и был поджог, то не осталось никаких прямых улик, говорящих об этом, - лишь косвенные: крайняя неправдоподобность версии о естественном возгорании и множество странных совпадений и случайностей, достойных приключенческого романа, которые могут быть связаны с пожаром на круизном лайнере компании "Уорд Лайн" - или же нет.
Стюард Дэниел Кемпбелл видел очаг возгорания своими глазами в самом начале пожара, когда полыхали лишь стопки бумаги в шкафу. Если бы гипотетическим преступником использовано какое-либо изощренное зажигательное устройство или в помещении были разлиты какие-либо горючие или легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, спирт и т. д.), то он и другие свидетели, наверное, увидели бы это, - к тому же  в таком случае комната для письменных принадлежностей с первых секунд занялась бы пламенем целиком. Можно лишь заключить, что технически поджог был устроен просто, например, виновник пожара мог воспользоваться элементарным устройством, составленным из сигареты и пачки спичек... или просто бросить непотушенную сигарету. Кстати сказать, помещение для курения находилось на той же палубе, что и комната для написания писем (writing room), в которой начался пожар, хотя и на другом её конце. 
Катастрофические последствия пожара стали результатом стечения ряда обстоятельств, которые по большей части явно не зависели от воли поджигателя. Если бы кораблестроители применили менее пожарооопасные материалы, если бы Уилмотт не отключил пожарную сигнализацию, если бы давление воды в магистралях не было понижено Эбботом и т. п., то возгорание, вероятно, удалось бы довольно быстро потушить. Весьма вероятно, что сам преступник ожидал, что пожар будет быстро потушен. Это означает, что поджигателя надо искать не только среди тех, кто мог бы ставить своей целью массовое убийство и гибель корабля, но и тех, кто по складу своей натуры был бы способен лишь на мелкую пакость. Может, дети поиграли со спичками - почему бы и нет?
В криминологии общим местом стало утверждение, что людям свойственно совершать преступления в тех местах, которые им знакомы и для них доступны, там, где они не будут привлекать к себе внимания (по признакам этноса, расы, социального статуса и т. д.), - т. н. теория рутинной активности.  Очаг возгорания находился в зоне для пассажиров, в так называемой комнате для написания писем.  Поджигателем был человек, который знал о существовании комнаты для написания писем (большинству экипажа это было просто не к чему), мог беспрепятственно пройти до неё и проникнуть внутрь, не привлекая к себе внимания (это было невозможно для основной массы членов команды из-за жесткого разделения зон на лайнере и загруженности работой), - выходит, под эти признаки подпадают пассажиры, а также и  некоторая, очевидно малая, часть персонала пароходной компании. Дорогу к этой комнате должны были знать стюарды, и, поскольку клиенты фирмы к ним успевали привыкнуть за время круиза, они могли пройти к ней незамеченными.  Вероятно, возможностями совершить поджог обладали также офицеры судна и кто-нибудь из моряков, несших вахту. Наверное, следствие пыталось установить алиби всех лиц на лайнере, и было бы интересно узнать, к каким выводом оно пришло о каждом человеке.
В сущности, мы знаем лишь, что пожар произошёл, и, что, по всей видимости, это был поджог, и что возгорание началось с комнаты для написания писем. Не более.
Поэтому все версии остаются чистыми догадками, не более того. Кажется странным, что практически все пишущие о "Морро Касл" зацикливаются на одной-двух из них, между тем, как их возможно гораздо больше.  Люди уничтожают корабли по самым разным мотивам: в интересах получения страховых выплат, из личной мести, для своего развлечения, ради подрыва экономики и саботажа военных усилий враждебных стран, с целью сокрытия другого преступления (например, убийства),  для и т. д.
Ракитин в очерке о "Морро Касл" совершил благородное дело, показав, насколько плохо обоснована преобладающая версия о радисте-пироманьяк Джордже У. Роджерсе.
Собственная версия Ракитина, однако, своеобразна: поджог на круизном лайнере был акцией устрашения, устроенной агентами Коминтерна вроде Эрнста Волльвебера и его людей.
Если исходить из более или менее достоверно известных фактов,  собранных, в частности, в обширной статье Александра Розина, то нетрудно заметить, что почерк у коминтерновцев Вольвебера был вполне чёткий, как это установили расследования властей затронутых стран и что подтверждается советскими источниками, и он мало совпадает с обстоятельствами дела "Морро Касл". Приводимый самим Ракитиным пример с взрывом на "Батори" это показывает.
Мотив -  саботаж военных усилий.
Объект - корабли государств, преимущественно явно враждебных СССР и "мировому коммунизму", и в особенности те корабли, которые перевозили военные материалы. Операции диверсантов Коминтерна по своему существу были военными, а не политическими.
Сфера операций - Европа, в особенности Северная. "Морро Касл" совершал рейсы только на Кубу, которая совершенно не привлекала внимания СССР вплоть до свержения Батисты. "Комми" много чего приписывалось, но даже по слухам ничего не известно о диверсиях волльвеберовцев в Америке или на Кубе, к тому же американцев и кубинцев в организации не было.
Операции коминтерновцев отличались технической сложностью: взрывные или зажигательные устройства, в оптимуме размещенные поблизости с важными корабельными системами (энергетическая установка, вентиляция и т. п.) либо в трюмах с взрывоопасными или легковоспламеняющимися грузами.   
Исполнителями выступали, как правило, портовые рабочие. "Зонтичная организацией" служил Интернационал моряков и портовых рабочих.  В группе Волльвебера не было американцев и кубинцев.   
Между тем Ракитин склоняется  к тому, что поджигателем (поджигателями) был (были) кто-то из пассажиров-американцев и в качестве подозреваемых рассматривает Гарри А. Липскомба и Фреда С. Фолконера, проводника и диспетчера Южной железной дороги.
Фолконеру было 44 года, Липскомбу - 50 (54 - в большинстве источников; на его могильной плите (кенотафе), однако, выбито "1884 - 1934") - по меркам того времени даже более серьёзный возраст, чем в наши дни: неужели могучий Коминтерн не мог подобрать людей помоложе для боевых операций? Зачем проводить их внедрение в Александрию, штат Вирджиния, - пригород столицы США, - если можно было просто устроить своих людей в команду или вспомогательный персонал лайнера в Нью-Йорке?
Фолконер занимал достаточно высокий пост. Chief Dispatcher, пожалуй, следует переводить как главный диспетчер - это начальник диспетчерской службы отделения (division) железной дороги. До такой должности надо долго расти. Предположим, эти люди в самом деле были кадрами компартии или НКВД. Но их прикрытие оптимально для задач именно разведки, а не диверсии. Пригород Вашингтона,  населенный служащими федерального правительства, - очень хорошее место для сбора информации, но не первая цель для саботажа.  Проводник поезда, каким был Липскомб, - отличная кандидатура на роль связного. Благодаря занимаемой позиции Фолконер был бы очень неплохим источником сведений о транспортных перевозках в стане вероятного противника.
И Липскомб, и Фолконер долго работали на Южную железную дорогу. Было бы нелогично использовать для отдельной диверсионной акции на корабле столь тщательно законспирированных и ценных с точки зрения приобретения информации агентов. Если уж устраивать саботаж с их помощью, то это следовало бы делать на железной дороге.
И главное - зачем использовать для поджога на корабле профессиональных железнодорожников, когда можно послать на операцию настоящих моряков?
Ракитин ссылается на свидетельство Бенджамина Эдвардса, и по тексту очерка может создаться впечатление, что тот заметил Фолконера на борту лайнера. Эдвардс не был пассажиром "Морро Кастл": это легко проверить по списку. Он опознал тело Фолконера после пожара. Труп Лимпскомба был не найден, но то же произошло с более чем 40 другими жертвами трагедии.
Джим Калафус, один из лучших знатоков истории катастрофы "Морро Кастл", объяснил причины этого - железнодорожники обитали именно в той секции лайнера, откуда почти никому не удалось выбраться живым, и именно там и пребывали большинство тех туристов, тела которых так и не были найдены,
Цитирование
Harry Lipscombe, of Alexandria Virginia, was a long term employee of the Southern Railroad. He and his friend and co-worker, Fred Faulconer, traveled aboard the Morro Castle on a pass provided to their company by the Ward Line. They occupied cabin 227.
For some reason, the cabins just forward of the dining room's upper level proved to be exceptionally lethal. Most of the passengers whose bodies were never found were lost from this area, and most of the affected cabins had 100% fatalities. One might venture a guess that these cabin blocks were sealed off by the fire early on, forcing the trapped occupants out of their portholes with no life preservers.
Fred Faulconer was identified early on, but Harry Lipscombe was missing for several days after the disaster and there was some speculation that he hadnt boarded the ship at all. He had.
В общем, Липскомб и Фолконер могут претендовать на роль поджигателей не более чем любой случайно выбранный пассажир "Морро Каст".
Предлагаемый Ракитиным мотив - акция устрашения -  не выдерживает никакой критик. Кого можно устрашить небольшим пожарчиком, не повлекшим особых жертв и разрушений? Престарелых домохозяек, может быть, но никак не правительство Соединенных Штатов. Даже Пирл-Харбор вызвал в Белом доме разве что некоторое беспокойство. При пожаре на пароходе "Генерал Слокам" погибла тысяча человек - и как это сказалось на политике?
Как пожар на "Морро Кастл" даже теоретически мог повлиять на забастовки текстильщиков и тем более на события в Сайлесвилле, штат Род-Айленд (не Висконсин; в Висконсине, кстати, целых два населенных пункта с таким названием), представить очень сложно. Достаточно сказать, что подавление стачек и беспорядков было делом фабрикантов и властей штатов, а не федерального правительства.
Современное конспирологическое мышление: видеть тайные знаки в действиях, которые преследуют прямые цели - не было свойственно людям 1934 года. Революционеры той эпохи мысли в категориях войны, а не конспирологических игр постмодерна. С криминалистической и даже с чисто уголовно-правовой точки зрения, операции лиги Волльвебера не теракты, а диверсии и тем более не какие-то скрытые послания властвующим элитам.
Тем не менее у поджога вполне могли быть политические мотивы. В результате ряда событий "Морро Касл" на Кубе плотно ассоциировался с американским господством над островом, с ненавидимой местными компанией "United Fruit", с непопулярным на Кубе (павшим в 1932 году) режимом президента Мачадо,   так что какая-нибудь радикальная группировка (A. B. C., "Молодая Куба" и др.) или даже одиночка могла бы считать лайнер достойной целью для теракта. 
Калафус отмечает:
Цитирование
"... the fire breaks out only about 50 feet from the cabin in which the son of the general manager of United Fruit in Havana is asleep".
Версия "кубинского следа" многими изложена до меня, и на ней подробно я останавливаться не буду. Лишь несколько замечаний.
В предупреждении полиции Гаваны, сделанным перед выходом лайнера из порта в его последнее плавание, по-видимому, высказывались подозрения в адрес рабочих порта. После катастрофы проверяли именно их.
Цитирование
"The police at Havana have also announced that they intend to hold an inquiry into suggestions that the Morro Castle was the victim of a sabotage plot arising from labour troubles on the Cuban waterfront. These rumours are, however, discounted by officials of the Ward Line" (The Times. 1934. 10 Sept.).
Теоретически поджигатели могли проникнуть на борт нелегально.
Газеты описали одну почти опереточную историю. За год до пожара кубинская тайная организация A.B.C.  якобы послала на борт "Морро каст" одного из своих агентов с заданием устранить приспешника свергнутого режима Мачадо. Боевику удалось нелегально пробраться на борт, но затем он был обнаружен командой, посажен под арест, но выпущен по просьбам дам на свободу, очевидно, под честное слово не портить людям отдых, а в последующем был депортирован обратно на Родину.
Цитирование
"A young Cuban rebel, chosen by lottery to come to America and assassinate Ludao, known as "Machado's Butcher" was prevented from landing here by immigration officers when he arrived, a stowaway aboard the Morro Castle. The handsome member of the A.B.C., Cuban secret society, was Alfonso Cassas, 20, a student whose resemblance to the late Rudolph Valentino had brought about his rescue from the ship's brig by romantic young women passengers who pleaded with the ship's captain for his release.
Freed from the brig, Cassas appeared on deck in borrowed flannels and showed his gratitude to his fair rescuers by dancing the rumba with them and forgetting revolutions and secret missions for the moment.
He told his story. "It was all settled one night outside Havana. There was a meeting. We drew lots from a paper bag. It fell to me, this magnificent thing to do - kill Ludao. It was the happiest moment of my life. I got on the Morro Castle- never mind how. I had reason to believe that Ludao was a passenger under an assumed name.
Asked if he would have killed Ludao, Cassas drew himself up and with a gleam in his black eyes said simply "I would have wrung his neck."

Возможно, парень просто хотел нелегально  попасть в Штаты, а когда его поймали как "зайца", придумал всю историю, чтобы выдать себя за политического активиста и борца за свободу.
Возгорания на других судах, посетивших Гавану (в первую очередь, на "Санта-Рите") в сентябре 1934 года, хорошо укладываются в версию "кубинского следа".
Эта версия даёт преступникам правдоподобный мотив, и физически заговор с целью поджога лайнера вполне мог быть осуществлён. Но у неё есть серьёзные проблемы: ни одна кубинская группировка не взяла на себя ответственность за случившееся, и это при всей склонности латиноамериканцев к эффектам, тогда как сама идея теракта требует паблисити. Кроме того, трудно поверить, что кубинским радикалам, добейся они успеха в столь крупной акции, удалось бы сохранить тайну от властей в условиях традиционно-жесткой в "банановых республиках" борьбы с инакомыслием.
Возможно, ключом к тайне "Морро Касл" будет изучение отношений между членами экипажа.
В "дружном" коллективе флагмана "Уорд Лайн" не утихали дрязги и конфликты, чего стоит только вражда капитана Уилмотта и его радистов или взаимная неприязнь между первым помощником Уормсом и старшим механиком Эбботом. По своим моральным качествам многие члены экипажа были если способны если не на массовое убийство, то на мелкие злочинства уж точно: поведение иных из них во время пожара весьма красноречиво. Многочисленные факты преступлений на борту были вскрыты в ходе расследования катастрофы. Не подлежит сомнению, что экипаж был плотно замешан в контрабанде.
На этой основе можно выдвинуть немало версий: акцент можно сделать как на криминальной деятельности экипажа, так и на межличностных конфликтах, наконец, и то, и другое могло быть двумя сторонами одной медали.
Я бы уделил здесь место той из них, которую нахожу наиболее изящной, хотя и не самой вероятной.
Неизвестно, был ли убит капитан Уилмотт, и даже если предположить, что он был отравлен, то это могло не иметь отношение к пожару.  Однако же связь между смертью Уилмотта и возникновением пожара может быть прямой и в том случае, если поджигатель не имел к ней ни малейшего отношения.
В карьере старого морского волка Уормса есть примечательные события, словно предвосхитившие катастрофу на  "Морро Касл". В 1926 он был назначен капитаном на "Юмари" ("Yumury"), но был снят с должности благодаря жалобам подчиненных, а обвиняли его в том, что он уклонялся от обязанности устраивать учения по пожарной безопасности и спасению на море. "Уорд Лайн" была милостива и вскоре вернула ему лицензию. Уормс получил новое судно - лайнер "Агвистар" ("Agwistar"), но затем с ним стали происходить странные вещи. За один 1928 год лайнер перенёс два пожара, причины которых не были установлены. Уормс вновь потерял капитанскую фуражку.  Казалось бы,  Уормс, однажды обжёгшись на пожарной безопасности, должен был дуть на воду едва ли не в прямом смысле этого слова. Трудно отделаться от мысли, что он не пользовался любовью команды и на втором судне и пожары на лайнере возникли отнюдь не случайно. Во всяком случае, они оказались весьма кстати для того, чтобы  избавиться от него.
После смерти Уилмотта Уормс должен был занять его место на мостике "Морро Кастл". Если бы он привёл лайнер в Нью-Йорк без происшествий, то компания наверняка бы утвердила его в должности капитана. Такая перспектива была весьма неприятной для тех членов экипажа, кто не любил  первого помощника, но единственное, что они могли бы сделать, - это испортить ему оставшийся отрезок пути до порта: создать на борту ситуацию, вину за которую (или за неспособность с ней справиться) можно было бы возложить на исполняющего обязанности капитана.
Не так уж и важно, почему загорелся "Агвистар", важно то, что кое-кто из экипажа "Морро Кастл" (возможно, кому-то довелось служить с Уормсом на его предыдущих судах) мог слышать о том, что Уормс в своё время был списан на берег из-за пожара на борту. И это могло подать ему идею...
О том же Эбботе точно известно, что неприязнь к Уормсу (в сочетании с собственной трусостью, конечно) толкнула его на преступные действия (халатность при борьбе за живучесть и оставление в опасности пассажиров). Кстати, именно по его инициативе было ограничена подача воды. Как подозреваемый, старший механик смотрится не хуже того же Роджерса: наличие мотива, отрицательные личная характеристика, странные действия при пожаре. Я, правда, думаю, передвижения Эббота в ночь с 7 на 8 сентября 1934 года хорошо засвидетельствованы и дают ему алиби.
На самом деле разгадка может быть очень простой, но найти её было трудно и в 1934 году, а в наши дни это тем более невозможно. Мы даже не можем быть уверенными в том, что имя поджигателя включено в списки пассажиров или членов экипажа "Морро Касл". 
« Последнее редактирование: 09.01.15 17:49 »


Поблагодарили за сообщение: zuza | Laura | Георгий | T0NI | Отец Федор | Элоиза | SuperMax | Alla Shakhova

BIF


  • Сообщений: 3 827
  • Благодарностей: 958

  • Был сегодня в 06:04

Загадка морро касл
« Ответ #11 : 15.01.15 16:53 »
Я тож противник версии о терракте(террорист не мог предвидеть всех обстоятельств повлекших трагедию). Терракт был бы более серьезно подготовлен. Думаю просто халатность, непредумышленный поджог.


Поблагодарили за сообщение: Отец Федор

Letrod


  • Сообщений: 417
  • Благодарностей: 330

  • Была 14.12.19 18:45

Загадка Морро Касл
« Ответ #12 : 23.02.15 19:44 »
Я узнала про этот случай давно, задолго до того, как прочла очерк Ракитина, и в то время у меня сформировалась своя версия. Честно признаюсь - под действием детективов Агаты Кристи, фильмов и книг на тему Америки 20-30-х и т.д. Ну, гангстеры, в джазе только девушки и прочее.  *JOKINGLY*
Я подозревала, что на этом корабле перевозили разнообразную контрабанду.  А еще и нелегалов.
Пожар мог быть организован членами команды, чтобы уничтожить следы. Возможно, им стало известно, что полиция уже ждет их на берегу с обыском. Или спецслужбы какие-то. Именно поэтому пожар и случился так близко от берега! Кому надо было, тот доплыл. А кому требовалось что-то вывезти, взял шлюпку на 50 человек, загрузились в нее вдесятером, погрузили что надо и поплыли.

Из очерка Ракитина я еще раз убедилась, что этот аспект - с бегством и вывозом товара - очень даже реален! Там имели место и бегство членов экипажа на шлюпке (раньше, чем была объявлена тревога), и люди в самом деле прыгали за борт и доплывали до берега вполне благополучно. А сколько там в самом деле было "мертвых душ" мы узнать не можем.
Возможно, такой масштабный пожар никто не планировал. Даже наверняка. Нужен был сам факт возгарания, чтобы объяснить с чего это люди шлюпки на воду спустили и попрыгали за борт. А вышло все вот так вот.


Поблагодарили за сообщение: Георгий

BIF


  • Сообщений: 3 827
  • Благодарностей: 958

  • Был сегодня в 06:04

Загадка морро касл
« Ответ #13 : 24.02.15 12:14 »
Ну во всяком случае более реально, чем коммунистические террористы.

qualis-libet


  • Сообщений: 187
  • Благодарностей: 317

  • Был 29.01.18 22:32

Загадка Морро Касл
« Ответ #14 : 01.03.15 00:42 »
Пожар мог быть организован членами команды, чтобы уничтожить следы.
Обычно в таких случаях контрабандисты просто выкидывают вещи в море: это проще, надежнее, безопаснее и быстрее, чем полагаться на своенравный огонь.
Напоминаю, очаг возгорания располагался в зоне для пассажиров, а не в трюмах, где, как следовало бы ожидать, будет перевозиться нелегальный товар.
Возможно, им стало известно, что полиция уже ждет их на берегу с обыском. Или спецслужбы какие-то.
Всё наоборот: до инцидента у компании "Уорд Лайн" не было проблем с американскими властями, и именно расследование пожара и выявило ряд преступлений и массу иных нарушений.
А кому требовалось что-то вывезти, взял шлюпку на 50 человек, загрузились в нее вдесятером, погрузили что надо и поплыли. ... Нужен был сам факт возгорания, чтобы объяснить с чего это люди шлюпки на воду спустили и попрыгали за борт.
Большой груз (а контрабанду имеет смысл перевозить только достаточно крупными партиями - это своего рода серьёзный бизнес) крайне трудно перенести на обычные пассажирские шлюпки и перевезти на них, и вовсе невозможно сделать это незаметно в то время, когда - даже до объявления о начале эвакуации - взоры всех людей на верхней палубе будут прикованы к шлюпкам. А прибывающие к берегу шлюпки встречались спасателями и полицейскими.
Я подозревала, что на этом корабле перевозили разнообразную контрабанду.  А еще и нелегалов.
Контрабанда алкоголя и иной мелочёвки, нелегальные иммигранты - всё это было, но этого недостаточно, чтобы объяснить, почему "Морро Касл" сгорел и почему именно таким образом, как это произошло. 
В газетах писали о контрабанде золота с Кубы: звучит интригующе, но до нас дошли только обрывочные слухи, возможно, целиком ложные.
Есть ряд свидетельств об азартных играх (к ним отсылает статья историка Пурмэна), и они весьма любопытны.
 
Ну, гангстеры, в джазе только девушки и прочее.
Азартные игры (гемблинг) контролировались кланами мафии и были частой причиной криминальных разборок. Неизвестно, какой из кланов "Козы Ностры" крышевал этот бизнес на борту "Морро Касл". Возможно,  устроители игр никому из них не подчинялись, и поэтому у лайнера возникли проблемы.  Обычный метод рэкета: если "клиент" не отчисляет требуемую долю с доходов, то в качестве меры устрашения или наказания ему сжигают его дом. В данном случае дом был плавучий. :)
Возможно, "Морро Касл" пребывал под крышей какой-нибудь "семьи" из Нью-Йорка или Атлантик-сити и пал жертвой "недобросовестной конкуренции" между разными группировками.
ФБР, очевидно, не рассматривала версию об организованной преступности, что не удивительно: Эдгар Гувер отказывался признать само существование мафии.
« Последнее редактирование: 01.03.15 01:11 »


Поблагодарили за сообщение: Элоиза

Letrod


  • Сообщений: 417
  • Благодарностей: 330

  • Была 14.12.19 18:45

Загадка Морро Касл
« Ответ #15 : 01.03.15 12:45 »
qualis-libet, я подозревала, что перевозили там наркотики. Стоят они дорого и топить жалко, а по объему их меньше, чем алкоголя. Потому и вывезли на шлюпках.

И про мафию - да. очень на то похоже. Да еще и пожар, как пишет qualis-libet тоже намекает на какие-то разборки между кланами. А отношение Гувера объясняет, почему эта версия не разрабатывалась всерьез.
Но я сама про мафию знаю очень мало и практически все - из книг и фильмов опять же. То есть, не особо достоверная у меня информация.

qualis-libet


  • Сообщений: 187
  • Благодарностей: 317

  • Был 29.01.18 22:32

Загадка Морро Касл
« Ответ #16 : 01.03.15 22:43 »
qualis-libet, я подозревала, что перевозили там наркотики. Стоят они дорого и топить жалко, а по объему их меньше, чем алкоголя. Потому и вывезли на шлюпках.
Как я понимаю, контрабанда наркотиков в США из Кубы - это явление уже послевоенное. В 1934 такой проблемы не было.
А отношение Гувера объясняет, почему эта версия не разрабатывалась всерьез.
ФБР при Гувере вообще плохо ловило мышей, но создало себе великолепный пиар.
Куба до революции была тихой гаванью для мафии. Казино, публичные дома, каналы контрабанды - всё это было её владениями.

Y1975


  • Сообщений: 8
  • Благодарностей: 9

  • Был 10.02.17 13:56

Загадка Морро Касл
« Ответ #17 : 12.01.17 21:02 »
"Большой груз (а контрабанду имеет смысл перевозить только достаточно крупными партиями - это своего рода серьёзный бизнес) крайне трудно перенести на обычные пассажирские шлюпки и перевезти на них, и вовсе невозможно сделать это незаметно в то время, когда - даже до объявления о начале эвакуации - взоры всех людей на верхней палубе будут прикованы к шлюпкам. А прибывающие к берегу шлюпки встречались спасателями и полицейскими."- возможно груз с самого начала рейса был в шлюпках. Потом их спустили и поплыли не прямо к берегу, а чуть наискось. :)