Может, кто-то слышал об этой истории?
Да, было такое. Аэропланы-призраки. Летали над Российской империей, под Петроградом и Одессой.
Двигались по небу очень быстро.
Вы уже привели статью Вилинбахова.
Сообщения русских газет того времени:
[hidden]Гомельская копейка.
Аэроплан над Гомелем. 23 января в 9 часов вечера в юго-западной пригородной части города на высоте приблизительно 400-500 саж. виден был пролетевший аэроплан. Аэроплан, освещенный прожектором, виден был весь.
В дер. Любнах также видели этот таинственный аэроплан. По распоряжению исправника, приняты меры к выяснению таинственного аэроплана. (26.01.1913)
Таинственный аэроплан. 3 февраля около 10 часов вечера в юго-западной части горизонта на значительной высоте показался с огнями таинственный аэроплан, он опустился так низко, что явственно слышен был шум. Спустя 5-10 минут аэроплан, погасив огни, быстро скрылся. Зрелище это наблюдали многие служащие вокзала Пол. ж.д. Властями посланы сообщения в Киевский и Виленский военные округа о появлении этого, уже не в первый раз появляющегося таинственного аэроплана. (9.02.1913)
Аэроплан в уезде. Мы сообщили, что 3 февраля над Гомелем был виден аэроплан. Нам сообщают из уезда, что того же числа над с. Красным Гомельского уезда пролетал аэроплан, освещавший себе путь прожектором. (13.02.1913)
Наш край (Брест - Литовск)
Белосток. Таинственный аэроплан. В 12-м часу ночи со стороны по-лесского вокзала по направлению к Граеву пролетел над городом аэроплан. Благодаря значительной высоте, на которой находился аппарат, его можно было наблюдать лишь в те моменты, когда, пролетая над городом, от поры до времени он направлял на город из рефлектора или прожектора снопы света. Несколько дольше аэроплан задержался над петербургским вокзалом, который "ощупывал" прожектором с большим вниманием.
Появление аэроплана, а главное - маршрут его в сорону Граева вызывает в городе много толков. (20.01.1913)
Аэропланы на западной границе. В Вильне над городом ночью летал аэроплан; его пассажиры с прожекторами осматривали вокзал, затем он скрылся на западе. (27.01.1913)
Еще аэроплан. (Белосток) 17 января в 8 часов вечера внимание прохожих было привлечено пролетавшим над городом аэропланом. Последний был освещен. Задержавшись над некоторыми улицами, он скрылся в сторону вокзала. Вторичное в течение нескольких дней появление аэроплана порождает среди обывателей различные толки. (27.01.1913)
Таинственный аэроплан (Слоним). На днях над городом в течение 2 -х часов, от 10 до 12 ночи, парил аэроплан. Продержался он долго над железнодорожным и городскими мостами и вокзалом. Аэроплан был виден совершенно ясно, так как непрерывно пускал снопы света из прожектора. (27.01.1913)
Таинственные аэропланы в Гродне. 29 января в 8 и в 11 часов вечера над городом несколько времени парил аэроплан, освещенный цветными и белыми огнями. На улицах гуляющая публика следила за летающим аэропланом с напряженным вниманием. Покружившись над городом, аэроплан скрылся по направлению к австрийской границе. (3.02.1913)
Двинская мысль, 11 февраля 1913 г.
Таинственный дирижабль над Двинском. 11 февраля около 9 часов вечера, значительная группа публики собралась на площади возле театра "Эден", устремив свои взоры ввысь.
- Что такое ? - вопрошали некоторые из проходивших.
- Разве не видите, вон там на горизонте, светящаяся и движущаяся точка? - отвечали из толпы. И действительно. Приблизительно по направлению железнодорожного моста на довольно значительной высоте ясно была заметна какая - то движущаяся светящаяся точка. В публике решили, что это дирижабль. Один из наблюдавших даже слышал шум пропеллера, когда "таинственный" дирижабль пролетал над южной частью города.
Сначала кто-то из публики предложил было разложить костры на площади, чтобы дать возможность летчику сделать спуск. Но это предложение было отвергнуто, прежде всего, потому, что светящаяся точка не приближалась, а удалялась, кроме того, к чему зажигать костры, когда площадь освещена электрическими фонарями.
Прошло несколько "томительных" минут, и светящаяся точка внезапно исчезла.
- Свернул в сторону - решили в публике. Долго еще стояла толпа в надежде увидеть "таинственный" дирижабль. Делались всевозможные догадки. Но большинство решило, что этот "таинственный" дирижабль несомненно имеет связь с тем шпионом, который был недавно арестован около крепости и как теперь выясняется, оказался всего-навсего простым продавцом шведских спичек.
Кем-то или чем-то окажется по выяснении этот "таинственный" дирижабль?
Минская газета - копейка.
Аэроплан над Минском. Вчера в 10 вечера над Минском пронесся аэроплан. Светящийся предмет быстро двигался над городом и был особенно ярко виден в 4 и 5 частях города. Аэроплан несся в направлении от вокзалов к Михалянке и Ратомке. Особенно заметен был аэроплан на Кальва-рийской ул., где привлек внимание жителей. Откуда и куда летел аэроплан и какого он происхождения, неизвестно. (14.02.1913)
Аэроплан над Минском. В дополнение к нашей вчерашней заметке о полете аэроплана над Минском, сообщаем со слов очевидцев новые подробности.
Аэроплан был виден в течение вечера несколько раз. В 10 вечера его видели на Юбилейной площади и Кальварийской. Затем его видели в 12 ч. ночи в вокзальной части города. Видели его и в 2.30 ночи. В это время, по словам очевидцев, аэроплан или, как они утверждают, дирижабль опустился довольно низко над городом и освещал прожектором путь. Аэроплан будто находился в стороне Серебрянки.
Прибывшие вчера по железным дорогам из окрестностей передают, что они видели аэроплан в Осиповичах. (15.02.1913)
Аэроплан или звезда. Вчера вечером по главным улицам быстро разнеслась весть, что летает аэроплан над Минском. Взоры всех устремились на небо.
На углах улиц на Соборной площади собирались толпы. Все взирали на небо, искали аэроплан, но толком ничего не видели. Двигалась какая - то светящаяся точка значительной величины.
- Да ведь это звезда - говорили некоторые.
Фантазия разыгрывалась. Некоторые утверждали, что слышали рокот.
- Да вот, разве не видите? Аэроплан улетел на Юбилейную площадь.
Однако, никто ничего толком не видел. (19.02.1913)
"Аэроплан". Вчера вечером публика, гулявшая на главных улицах и некоторых окраинах, опять наблюдала "аэроплан", принимая за таковой ярко светящуюся звезду, сиявшую на небе в течение получаса. (24. 02.1913)
Подолия.
Г. Проскуров. Сельский староста на аэроплане. 24 декабря, на сочельник, сельский староста села Выхилевки, проскуровского уезда, заметил на полях возле села какую-то машину. Когда он приблизился к последней, то застал возле машины неизвестных ему двух человек (панков). На вопрос старосты, что вы за люди, бывшие возле машины два панка ничего не сказали, а спросили старосту, кто он такой. Когда они получили нужный ответ, попросили старосту помочь им исправить машину, объясняя, что машина испорчена. Указав где сесть и поддерживать будто бы испорченный руль аэроплана, неизвестные авиаторы в свою очередь сели на аэроплан и поднялись в воздух.
По словам старосты, последний в воздухе на аэроплане сразу начал кричать и умолять авиаторов пощадить его. Но все просьбы и мольбы старосты были тщетны. Через некоторое время староста уже не помнил, что с ним случилось (закружилась голова и упал в обморок).
Когда староста пришел в себя, то он был уже в каком-то местечке, а затем узнал, что это город Бар. Авиаторы, отпустив старосту, сказали ему идти на все четыре стороны.
Староста четверо суток шел пешком из Бара в Проскуров и тут о случившемся с ним случае заявил полицейскому управлению. К выяснению случая и розыску авиаторов приняты меры. Предполагается, что авиаторы принадлежат к австрийским шпионам, которые в последнее время начали появляться в пограничной полосе. (6.01.1913)
С. Горчична, ушицк.у. Около 8 часов вечера 24 января здесь наблюдали движение аэроплана над с. Голозубинцами и м. Дунаевцами. Движение этого аэроплана производило шум наподобие перелета стаи птиц. Он был освещен ярким красным светом лишь с одной его стороны.
Свящ. И.Шанявский (8.02.1913)
С. Иванковцы-Дунаевские. 12 февраля в 10 часов вечера на юго-восточной стороне горизонта был виден аэроплан с прожектором над м. Дунаевцами. Он двигался то вверх, то вниз, то в стороны. Над горизонтом довольно низко. Может быть, это австрийские шпионы!
С. Терешполь, литин. у. 7 февраля между 10-11 ч. вечера, над селом с северо-востока на юго-запад пролетел аэроплан, освещая местность прожектором. Аэроплан летел довольно низко, так что был слышен гул пропеллера.
Кор. свящ. Сергий Зелинский.
С. Степановка, гайсинск. у. 9 февраля, в 11 ч. ночи, здесь наблюдали движение аэроплана от ст. Кублич по направлению к ст. Ладыжин. Аэроплан был освещен довольно ярко. По слухам, аэроплан опускался возле Ладыжинского моста, но, заметив наблюдателей, опять поднялся вверх и направился к ст. Вапнярка.
Учитель Т. Канский (15.02.1913)
М. Рыбница. Местные жители наблюдали, как аэропланы пролетали над нашим местечком в 11-12 ч. вечера. 11 сего февраля показался аэроплан с красным прожектором, спускаясь с высоты вниз над железнодорожным мостом, 12-го показались 2 аэроплана с красным и один с белым прожекторами. Наше население очень беспокоится, подозревая в этих аэропланах иностранных разведчиков - шпионов.
Г.Д. (17.02.1913)
М. Теплик, гайс. у. 18 февраля в 10 ч. вечера над местечком появился сильно освещенный аэроплан, который около часу то опускался, то поднимался вверх. Как видно, он имел опускаться за местечком, но заметив, что все местечко на ногах, принял направление к ст. Кублич и над ст. Кублич пролетел с сильным шумом.
Рассказывают крестьяне с. Степановки, что он был сильно освещен. От ст. Кублич он держал путь на северо-запад.
Уч. Т. Канский (27.02.1913)
С. Немерче. 24 февраля в с. Немерче мог. у. пришлось наблюдать следующее явление: в 7.30 ч. вечера с запада появилась темно - серая длинная полоса, в 7.45 ч. вечера она приняла дугообразную форму , касаясь своими концами горизонта. Это необычайное явление минут 10 было видно. Затем, своей наивысшей точкой начало как бы отклоняться на юг и, сокращаясь в своих оконечностях, исчезло в месте пребывания солнца в 12 ч. дня (в наст. время) в 8.15 ч. вечера (3.03.1913)
Подолянин.
Берлин. По предписанию прусского министра внутренних дел русские воздушные шары, перелетающие границу, если сами не примут мер к немедленному спуску, принуждаются в случае необходимости стрельбой.
(9.01.1913)
Одесский листок.
Таинственные аэропланы. За последнее время на железнодорожной территории юго-западной жел. дор. по ночам были замечены несколько аэропланов. Жандармской железнодорожной полиции сделано указание о необходимости следить за появляющимися аэропланами. Вчера пассажиры, прибывшие из Киева, передавали, что близ ст. "Мардаровка" одновременно показались 2 аэроплана. Аэропланы несколько раз довольно низко пролетали над станцией и линией. Вскоре один из них скрылся за горизонтом. Другой через некоторое время спустился в поле в двух верстах от Мардаровки. Авиаторы, заметив, что за ними следят, тотчас поднялись и скрылись по направлению к румынской границе.
Другой аэроплан показался близ ст. Рудницы. Этот аэроплан спустился в нескольких верстах от станции в поле. Оказалось, что у аэроплана сломалось крыло. Авиаторы пробыли в поле несколько часов, пока аэроплан не был приведен в порядок. Задержать авиаторов не удалось. Этот аэроплан также скрылся по направлению к румынской границе. Четвертый аэроплан долго летал над ст. "Вапняркой" и опустился в нескольких верстах от станции. (16.02.1913)
Рыбница. Уже третьи сутки над местечком по вечерам появляется аэроплан, витающий все время над Днестром по направлению к Могилеву. Интересно, что над мостом, соединяющим Бессарабию с Подолией, он держится более обыкновенного и бросает сильный свет на окрестность. Все три вечера он появляется со стороны Каменца-Подольского. (19.02.1913)
Таинственные аэропланы. На южных участках юго - западной жел. дороги все чаще начали появляться таинственные аэропланы. Прибывшие вчера из Киева пассажиры передавали о новых таинственных аэропланах, показавшихся разновременно на нескольких станциях. Первый аэроплан показался довольно низко над поездом на ст. "Вапнярка". Аэроплан значительное время продержался над станцией и вскоре скрылся. Позже аэроплан показался над станцией " Мардаровка". (21.02.1913)
Снежная метель. На линии юго - запад. жел. дорог в течение последних дней свирепствует сильная снежная метель. Снег наносится в огромном количестве и засыпает путь.Вдобавок стоят сильные морозы и резкий северо - западный ветер. [...] (21.02.1913)
Бирзула. С какой легкостью рождаются слухи о таинственных аэропланах, не то румынских, не то австрийских, видно из следующего факта. На днях жители ст. "Мардаровки" были крайне смущены, увидев вечером на небе ярко освещенную точку, которая через короткое время потухла. Нашелся человек, который уверил всех, что это аэроплан, прилетевший сюда из Австрии. Этот слух был моментально подхвачен толпой и скоро достиг чудовищных размеров. Нашлись "очевидцы", говорившие, что аэроплан с авиаторами спустился в поле, где последние произвели якобы разведку и скрылись на аэропланах. Однако на деле оказалось, что замеченная точка и принятая за аэроплан была обыкновенной звездой, светившей в этот вечер особенно ярко. В тот же вечер в двух верстах от станции, на одном из хуторов случился пожар, причем горевшая хата и была принята за спустившийся таинственный аэроплан, ярко освещавший местность. (21.02.1913)
Кременчуг. 8 и 10 марта над городом летел таинственный дирижабль. (14.03.1913)
Бессарабская жизнь.
М. Каушаны. На днях пронесся высоко над нашим местечком какой - то освещенный предмет, величиною на вид, приблизительно, в четверть аршина, по направлению к юго - западу. Как полагают, это пролетел аэроплан. (10.01.1913)
Аэроплан. Бухарест,11. Из Фукшан телеграфируют, что вчера ночью над тамошними казармами довольно продолжительное время реял таинственный аэроплан, поминутно освещавший двумя сильными рефлекторами всю местность. После ряда эволюций аэроплан исчез по направлению на север. (12.01.1913)
Венера... Кишиневская. ( Несколько дней подряд Венеру принимали за таинственный дирижабль, о чем сообщили некоторые газеты. Разъяснение подтверждено местной метеостанцией). (13.01.1913 )
Стрельба по аэроплану. Бухарест, 16. Из Фокшан телеграфируют военному министру о том, что над городом в 9 ч. показался аэроплан с сильным рефлектором. Дежурившие пикеты открыли немедленно по нему огонь залпами. Пилот потушил огни и быстро скрылся. (17.01.1913)
Та же Венера. За последнее время в подольских газетах появились частые сообщения о каких-то таинственных, якобы австрийских, аэропланах, которые разные лица видели над Каменцем. Все такого рода сообщения оказываются сплошным недоразумением. За аэроплан принимали планету Венера, которая теперь в начале вечера в этих местах необыкновенно ясно видна и чрезвычайно ярко светит.
Как известно, эта же злополучная Венера приводила и не менее легковерных кишиневцев в тревогу и изумление. (18.01.1913)
Сороки. Сороки не отстали от моды: последние 3-4 дня здесь видят по ночам аэроплан, сильным прожектором освещающий город, прилежащую гору и другие места.(...) При всем желании отыскать первоисточник слуха, нам это не удавалось. Всякий знает об аэроплане со слов каких-то неуловимых "очевидцев". Несомненно, это только вздорные слухи.
(20.01.1913)
Аэропланы. Из Карпинен нам телефонируют: 23 января, в половине 9 часа вечера замечен был аэроплан, несшийся по направлению из Румынии. Заметивший его непременный член землеустроительной комиссии Теплов дал знать об этом местной полиции. Так как аэроплан спустился на карпиненскую вотчину, в 2 верстах от села, то полиция с отрядом стражников напрвилась в указанное место, но до прибытия полиции аэроплан улетел. Это событие взбудоражило все село.
* * *
Приезжие из Бендер рассказывают, что над городом уже третий раз парит аэроплан, освещая по временам город, причем отчетливо слышно жужжание мотора. По их словам, аэроплан улетает не всегда по одному и тому же направлению. (25.01.1913)
Еще аэроплан. В субботу обывателями поселка при ст. "Слободка" около 8 ч. вечера был замечен аэроплан, освещавший местность сильными прожекторами. Аэроплан держал направление к Новоселицам - австрийской границе. (29.01.1913)
М. Рышкановка. 23 января, вечером, над нашим местечком в первый раз замечен был аэроплан, несшийся по направлению из Румынии, освещая по временам местечко. (31.01.1913)
Таинственные аэропланы. Третьего дня в районе ю - з. ж.д. на перегоне Казатин - Жмеринка замечены были 2 аэроплана, один из которых освещал местность прожектором.
Первый аппарат был замечен в 10 ч. вечера со ст. Гайворон, откуда аэроплан направился к ст. Генриховке. Отсюда аэроплан взял направление к Казатину и скрылся из виду. Тот же аэроплан наблюдался в 7 ч. вечера в раойне ст. Гайсино. Здесь аппарат сделал крутой поворот и направился на запад к ст Жмеринка. Во время этого маневра на северо - западе показался в воздухе второй аэроплан. Заметив его, первый аппарат спустился вниз и исчез из вида, а второй сделал поворот кругом и полетел обратно по своему пути, поднявшись очень высоко. (17.02.1913)
Аэропланы. Начальник юго-западных железных дорог получил несколько телеграмм с сообщением, что на днях, ночью, над территорией дорог пролетали иностранные аэропланы от румынской и австрийской границ, достигшие почти южной части Киевской губернии. Телеграммы подписаны жандармскими станционными чинами.
Первая телеграмма, со ст. Гайворон, гласит: "В 10 ч. вечера над станцией показался аэроплан, освещавший местность прожектором, летевший довольно высоко и затем направившийся в сторону ст. Генриховка". Вторая телеграмма из Генриховки, подтверждая первую, добавляет: "Аэроплан пролетел в 12.30 ч. ночи".
Третья телеграмма, тоже из Генриховки, отмечает, что аэроплан шел от румынской границы по направлению к киевской губернии.
Из Гайсина телеграфируют: "В час ночи, со стороны Гайворона, показался аэроплан, освещавший местность прожектором. Когда он поворачивал по направлению к Жмеринке, вдруг показался второй аэроплан, летевший от австрийской границы. Первый аэроплан, заметив второй, отошел в сторону на далекое расстояние, опустился вниз и скрылся. Второй аэроплан резко повернул назад и пошел тем же путем очень высоко и с большой осторожностью".
Аналогичные телеграммы пришли из Жмеринки и других станций. По - видимому, было два аэроплана. Первый летел от румынской границы через Бессарабию, второй - от австрийской границы. Оба вернулись к тому же пути, по которому прилетели.
Пролетая над пунктами, где светились огоньки станционных зданий, сторожевых, будок и мостов, аэропланы открывали прожекторы и бросали во все стороны полосы ярко-белого света.
Таинственные аэропланы, появившиеся ранее близ границы, за последнее время наблюдаются в глубине Подолии. В течение недели аэропланы наблюдались в м. Тересполе, литинского уезда, и в гайсинском уезде близ ст. Кублич юго-западных дорог.
Один из аэропланов опускался возле моста м. Ладыжин. Заметив людей, он быстро скрылся по направлению к ст. Вапнярка. Третий аэроплан с прожектром был замечен над м. Дунаевцами. (19.02.1913)
Таинственные дирижабли над Англией. Англия опять переживает панику воздушного германского нашествия. Повсюду люди видят, или воображают, что видят носящиеся высоко в воздухе воздушные шары, цеппелины и - по ночам - световые отражения от них. [...] (19.02.1913)
Опять аэропланы. Из Рыбницы сообщают, что несколько вечеров подряд над местечком наблюдался аэроплан, часами витавший на не особенно значительной высоте и освещавший окрестность прожектором, причем более обыкновенного он держался над границей Бессарабии и Подолии. Появляясь со стороны Каменец - Подольска, аэроплан направлялся затем к Могилеву. (20.02.1913)
Нам пишут из с. Чугули, бел. у. 16 февраля над селом пролетел аэроплан. Сначала он держался не особенно высоко, потом началш подниматься все выше и выше, оставив населению богатую тему для самых фантастических умозаключений. (23.02.1913)
Еще об аэропланах. Из разных концов Бессарабии продолжают поступать сообщения о полетах аэропланов и дирижаблей, якобы наблюдавшихся преимущественно в ночное время. Некоторые указывают направление полетов, другие "угадывают" даже происхождение аппаратов: румынские или австрийские. Имеются также указания, что в том или ином месте линия железной дороги или станционные сооружения освещаются прожекторами. Общий вывод - полеты аэропланов имеют целью изучение Австрией или Румынией пограничных местностей.
Более или менее компетентные лица во всех этих сообщениях усматривают нарочное или бессознательное мистифицирование. Удаленность пунктов, в которых "наблюдались" аэропланы, от внешних границ, проблематическая целесообразность ночных полетов в разведочном отношении, громадный неоправдываемый результатами риск этих полетов - все это делает сообщения маловероятными.
По донесениям жандармских властей, аэропланы будто бы пролетали линию Казатина, Бирзулы и др. станций, отстоящих от австрийской или румынской границ в нескольких стах верст. Невозможно допустить, чтобы все расстояние в оба конца авиаторы проделали в один присест - между тем, о случаях спуска на землю что-то не слышно.
Указывают и на то, что иностранным шпионам нет надобности изучать топографию ночью посредством аэропланов, когда легче всего это сделать по карте, да и в натуре, тем более, что пограничные жители пользуются правом на легимитационные билеты, да помимо всего могут свободно путешествовать пешком даже с паспортом, что нередко и замечалось.
(27.02.1913)
Еще об аэропланах. Из разных мест губернии продолжают поступать сообщения о ночных полетах аэропланов, дирижаблей и т.п. В Хотине, например, на днях наблюдался дирижабль, производивший полеты в районе Хотина и Жванца, главным образом, над переправой через р.Днестр, и над развалинами хотинской крепости. Полет аэроплана замечен и над с. Чугули. Сообщивший ссылается на то, что за полетом наблюдало все население, так как это был еще сравнительно ранний час. Пассажир унгенского поезда также сообщает, что все пассажиры наблюдали полет дирижабля, носившегося по направлению линии железной дороги.
Казалось бы, остается согласиться, что действительно носились дирижабли. Между тем известный астроном Г.Якобсон по поводу появляющихся в газетах сообщений о разных летательных аппаратах австрийского и румынского происхождения разъясняет, что публику вводят в заблуждение появление на западе Венеры, которую многие и принимают за прожектор дирижабля. (...)
Астроном объясняет все эти сообщения невежеством населения в области знакомства с явлениями природы, хотя утешается тем, что то же невежество проявляется во Франции, Англии и др. культурных странах, газеты и журналы которых ежедневно заполнены подобными сообщениями.(05.03.1913)
Шар и аэроплан. В управлении юго-западных железных дорог получены две телеграммы следующего содержания:
"Над станцией Ракитино утром низко пролетел воздушный шар больших размеров".
Вторая телеграмма гласит: "В 9 часов утра над станцией Белозерье пролетел аэроплан,опустился на землю, простоял 5 минут и улетел" (12.03.1913)
Северо - западный телеграф (Ковно).
Воспрещение перелета границ. ПТА. Согласно вступившему в силу 19 января постановлению о воспрещении перелетать русско - германскую границу, иностранные авиаторы в случае перелета границы обязаны опускаться. Подлежащим полицейским властям приказано следить за соблюдением названного постановления, причем в случае необходимости власти в этих целях могут обращаться ко всем средствам, коими они располагают.
(22.01.1913)
Таинственный аэроплан. Над крепостью Ивангород, в понедельник вечером, пролетел летательный аппарат, прожектором освещавший окрестность. По аэроплану было дано несколько выстрелов, после чего летательный аппарат поднялся выше и, погасив прожектор, скрылся.
Аэроплан также видели на санции Черемахе Привисленских железных дорог. (17.02.1913)
Аэропланы над городом. Друскеники. Над городом пролетели 2 аэроплана, освещенные разноцветными огнями. Один летел настолько низко, что в него можно было попасть камнем. Аэропланы, конечно, скрылись по направлению к австрийской границе. (21.02.1913)
Таинственный аэроплан. Над Влоцлавком, расположенном в нескольких верстах от границы с Пруссией, летал таинственный аэроплан. В течение получаса можно было наблюдать полет. Затем аэроплан скрылся на западе. (03.03.1913)
Поневеж. (От нашего корр.) Много толков среди железнодорожных служащих ст. Поневеж вызвало появление в воскресенье, 24 февраля, в 10.30 вечера над станцией таинственного аэроплана.
Огни его - красный, зеленый, и свет прожектора, - ясно видимы были служащими. Аэроплан, пролетев над станцией, направился к северо - западу.
Во вторник, 26 февраля, в 11 ч. дня, со станции же вторично был видим летательный аппапрат, пролетевший на большой высоте и скрывшийся в том же направлении.
Э. Ш. (05.03.1913)
Таинственный аэростат. 7 марта население Келец было крайне напугано появлением таинственного воздушного шара, который летел по направлению от германской границы. Шар был освещен и пролетел над самыми Кельцами в начале девятого часа вечера. (10.03.1913)
Загадочные аэропланы. Царицын. 7 марта, ночью, над городом неожиданно раздался шум пропеллеров и на небольшой высоте появились два аэроплана. Один из аэропланов был снабжен тремя прожекторами. Оба аэроплана сделали несколько кругов над городом. Затем один из них исчез на северо-восток, другой направился на юго-восток. (10.03.1913)
Таинственный аэроплан. Вблизи Ченстохова пролетел по направлению на юго-запад необыкновенных размеров аэроплан. Он освещал местность двумя сильными прожекторами. (31.03.1913)
Подольские известия.
Аэроплан над городом. 6 января, ночью над Кишиневым наблюдался аэроплан с сильным прожектором. После ряда эволюций он улетел на запад. (10.03.1913)
Аэроплан. Передают, что на ст. "Слободка" [25.01.1913] был замечен аэроплан с несколькими большими разноцветными прожекторами. Сделав в воздухе несколько поворотов, аэроплан скрылся по направлению к Новоселице, у австрийской границы. (30.01.1913)
Летуны. В управлении юго-западных ж.д. получен, как нам сообщают, ряд телеграмм от станционных жандармов, сообщающих о появлении на русской территории иностранных аэропланов, освещающих прожекторами местность и пролетающих далеко от границы в глубь России, почти до южной части Киевской губернии. Телеграммы получены со ст. Гайворон, Генриховка, Гайсин, Жмеринка и др. Из Гайсина унтер-офицер Ольшанский телеграфирует: "В 1 час ночи показался аэроплан, шедший со стороны Гайворона, с юга, дошел до Гайсина и повернул на юго-запад по направлению к Жмеринке. Осветил всю местность. В это время в далеком расстоянии показался другой аэроплан. Он летел с северо-запада (от австрийской границы). Первый аэроплан, в виду появления другого, отойдя в сторону на далекое расстояние, опустился вниз и исчез. Второй резко повернул обратно и пошел по своему пути осторожно, очень высоко."
В Могилеве-Под. за последнее время по вечерам над городом летает какой-то аэроплан. (20.02.1913)
Циркуляр об аэропланах. Министерство внутренних дел и военное ведомство ежедневно получают телеграфные донесения о появляющихся над городами и селами юго-западного края летательных аппаратах. В большинстве случаев запрошенные местные воздухоплавательные организации и учреждения отвечают, что в те дни, когда наблюдались полеты, никто из русских авиаторов не летал. Возникает предположение, что аэропланы и дирижабли - заграничного происхождения. Министерство вн. дел вместе с военным министерством разрабатывают циркуляр, коим предписывается сельской полиции принимать меры к принуждению авиаторов спускаться под угрозой стрельбы. Если чины военного ведомства заметят, что летательный аппарат направился в сторону сельских местностей, они будут сообщать об этом уездной полиции. Стражники и урядники, предупрежденные телеграммами, должны будут подавать авиаторам сигналы о спуске и в случае неисполнения приказа - стрелять. Министерство внутренних дел в настоящее время наводит справки на местах о случаях полетов, когда авиаторы и аппараты оказывались неизвестными ни военным властям, ни обществам воздухоплавания. (24.03.1913)
Голос Белостока.
Аэроплан. В 12-м часу ночи на вчерашнее число со стороны Полесского вокзала по направлению к Граеву пролетал над Белостоком аэроплан. Из-за ночной темноты, а также благодаря значительной высоте, на которой находился аппарат, его можно было наблюдать лиш в те моменты, когда, пролетая над городом, от поры до времени он направлял на город из рефлектора или прожектора снопы света. Несколько дольше аэроплан задержался над С-Петербургским вокзалом, который "ощупывал" прожектором с большим, по-видиму, чем город, вниманием. Появление аэроплана, а главное-маршрут его в сторону Граева вызывает в городе много толков. (16.01.1913)
Еще аэроплан. В четверг, в 8 ч. вечера, внимание прохожих было привлечено пролетавшим над городом аэропланом. Последний был освещен и , задержавшись над Николаевской и Липовой улицей, скрылся в сторону вокзала. В городе вторичное в течение нескольких дней появление аэроплана порождает различные толки. (19.01.1913)
Одесские новости.
Каменец - Подольский. Вчера вечером каменчанам снова пришлось наблюдать "дирижабль", двигавшийся, - как это замечалось при наблюдении в бинокль - по направлению к австрийской границе. При наблюдении же невооруженным глазом дирижабль казался очень медленно двигавшейся светящейся точкой, как-бы яркой звездой, державшейся над Подзамчей. Действительно-ли реет в окрестностях Каменца чужой дирижабль (о том, что это именно дирижабль, а не аэроплан - свидетельствуют его очертания), или эти " наблюдения" - плод досужей фантазии - трудно с определенностью сказать, так как количество "очевидцев" растет.
Проскуров. Уездной полицией предписано приставу 1 стана произвести расследование по поводу поступившего в полицейское управление заявление старосты с. Выхилевки о загадочной истории с неизвестным аэропланом. (06.01.1913)
Таинственный аэроплан. Мардаровка, 15.02. Сегодня вечером показался аэроплан с тремя пассажирами и, продержавшись в воздухе 20 минут, скрылся. (16.02.1913)
Таинственные дирижабли. Целый ряд телеграмм с различных станций юго - зап. ж.д. снова сообщает о появлении таинственного "аэроплана". На этот раз телеграммы настолько категоричны и последовательны, что приходится им верить. Очевидно только, что на этот раз мы имеем дело с австрийским дирижаблем, т.к. на аэроплане прожекторы не могут быть установлены, а все телеграммы, подтверждая одна другую сообщают, что "аэроплан освещал станции прожекторами". По телеграмме, дирижабль показался около 10 часов вечера над ст. Гайворон, затем около 12.30 прошел над Генриховкой и в час ночи над Гайсином. Здесь будто бы произошла встреча двух дирижаблей - одного, направляющегося с юга на ст. Гайворон, другого - с севера от ст. Жмеринка. Встретившись, дирижабли, словно по уговору, взяли один ниже, другой выше, чтобы разминуться и повернули обратно. Телеграммы с промежуточных пунктов подтверждают появление дирижаблей и на этот раз передают подробности вполне возможные и вероятные. Ясно, что это были румынский и австрийский, или, вероятнее, два австрийских дирижабля, производившие ночную разведку или просто демонстрацию. Целый ряд других телеграмм из различных пунктов Подольской губ. доказывают, что появление этих дирижаблей над селами и городами губернии далеко не новость и, очевидно, австрийские военные воздухоплаватели одного из пограничных парков практикуются в полетах над Россией. Нечего и говорить, что эти полеты возбуждают в местном населении самые разнообразные толки. (19.02.1913)
Петропавловский листок объявлений.
Хроника. Начальник Охотского уезда доносит Губернатору камчатской области:
19 января с.г. около пяти часов вечера на горизонте жителями (г.Охотска.- М.Г.) замечены три движущиеся точки с юга, одна отделившаяся оказалась аэропланом неизвестной конструкции, который продержался несколько минут в виду города, после чего возвратился, взяв направление к Инской бухте, и скрылся в горах. Направление аэропланов проследить не удалось. (22.01.1913)
Вечерняя газета (Вильно)
Аэропланы. Друскеники. Над городом пролетели два аэроплана, освещенные разноцветными огнями. Один летел настолько низко, что можно было попасть в него камнем. (21.02.1913)
Аэроплан-шпион. Кишинев. 26 февраля вечером над местечком Ганчешта в течение получаса низко реял, освещая местность прожектором, летательный аппарат, скрывшийся в направлении р.Прут. (1.03.1913).
Виленский вестник.
Двинск. 12 февраля, около 8 ч. вечера, над городом летал неизвестный дирижабль. При повороте его были ясно видны три фонаря и был слышен шум пропеллера. Многочисленная публика, гуляющая по улицам, наблюдала также быстрое удаление дирижабля на запад. (14.02.1913)
Ковна. 13 февраля, между 6 и 7 часами вечера, в Ковне наблюдалось странное оптическое явление. На западной части горизонта явилось несколько ярких кровяно-красных полос радужного очертания. Полосы эти, как бы переливаясь одна в другую, невольно привлекли своей странной и необыкновенной окраской внимание наблюдателей. Продержавшись около часа почти в одинаковой степени интенсивности, явление стало постепенно исчезать. (16.02.1913).
Киевская жизнь
Странное явление. В ночь с 3 на 4 января нового стиля в Париже наблюдалось, по словам местных газет, странное и совершенно необъяснимое явление. В некоторых кварталах ровно в час ночи остановились стенные часы, снабженные маятниками. В то же самое время многие лица, находившиеся в этих кварталах, почувствовали тошноту, головокружение и сердцебиение. Явление это наблюдалось в 16 местах и засвидетельствовано аналогичными показаниями очевидцев. Запрошенные на следующее утро астрономические обсерватории и главное метеорологическое бюро Парижа ответили, что в прошлую ночь в указанное время не было замечено никаких ни атмосферических, ни сейсмических явлений. (10.01.1913).
Австрийские воздушные разведки. Из Каменца-Подольского "Рус.М." сообщают некоторые подробности о появляющихся над городом время от времени таинственных летательных аппаратах. Появляются они обычно в сумерки, совершать полеты днем, очевидно, не рискуют. В течение получаса, самое большее часа, таинственные воздухоплаватели крейсируют над окрестностями Каменца (город расположен в 18 верстах от австрийской границы). Аппараты снабжены какими-то осветительными приборами. По крайней мере, движение аппаратов наблюдатели определяют по светящимся точкам. В первый раз, когда они были замечены (в середине декабря), наблюдались две светящиеся точки, в последующие разы - только одна. Случаев освещения местности прожекторами с воздушных аппаратов не наблюдалось. Первоначально существовало предположение о том, что аппараты эти - аэропланы, но впоследствии лица, наблюдавшие таинственные полеты, пришли к заключению, что это, должно быть, дирижабли. Покружив над городом и окрестностями, чаще всего - над дорогой, ведущей от Каменца к пограничным местечкам Жванцу и Исаковцам, дирижабли исчезают в направлении австрийской границы. Последний случай появления дирижабля зарегистрирован 2 января в половине восьмого вечера. Светящаяся точка медленно подвигалась по правую сторону от пригородного селения Подзамче, параллельно Жваницкой дороге, по направлению к австрийской границе. Около 8 ч. вечера светящаяся точка исчезла. (11.01.1913)