Уважаемая Амальтея!
К разговору
о красоте в авиации и в авиационной технике хочу добавить, что и люди там часто сильны и цельны душой.
Вот на снимке – мой товарищ по авиационной составляющей, в прошлом лётчик-истребитель, а ныне – бизнесмен Витя Слесаренко со своей собственной птичкой (или, как я её называю, - Летающей Селёдкой).
В 18 лет этот парень получил правительственную награду – Медаль за "Боевые заслуги", посадив горящий, без шасси, самолёт, и дело это обстояло так:
В конце первого года обучения в военном лётном училище курсанты, как и предписано программой, стали выводиться на первые самостоятельные полёты. Сей волнующий этап, - праздник души любого пилота, - для Вити внезапно омрачился и даже прервался: бестолково полученная травма колена и последовавшие предписания вечно дующих на воду медиков отнесли Витино счастье на осень.
К исходу июня ещё сопливые, но уже слетавшие в одиночку однокашники гордо могли называть себя лётчиками, наш же герой читал унылое РЛЭ и тихо материл судьбинушку.
Время, однако, шло своим чередом, и в конце августа долгожданная кабина приняла бренную тушку молодого курсанта, а в сентябре эта тушка уже достигла готовности взмахнуть крылами без инструктора, но до самостоятельного необходимо было слетать ещё контрольные с разными проверяющими.
Так и 17 сентября 1985 года в Витину реактивную "Элку" (Л-29) забрался какой-то новый инструктор с плановым заданием произвести оценку действий курсанта в сложных метеоусловиях. Всё было как обычно: запустились, взлетели, пошли в набор. Сидит Витя в передней кабине, спокойно отрабатывает режим и, ясен пень, ожидает "внезапную" вводную.
И вот она, родная: на высоте 900 метров происходит чётко ощущаемый "бздынк", обороты турбины падают до минимальных, машина как-то неловко клюёт носом и нервозно подрагивает.
"Ага, имитация отказа силовой установи!" – обрадованно догадывается Витя, и в соответствии с руководством по лётной эксплуатации бодро рапортует по СПУ проверяющему о порядке свои действий: установить РУД на малый газ, рычаг стоп-крана в положение "Закрыто", перевести самолет на снижение, выполнить разворот в сторону аэродрома, доложить на КП об остановке двигателя и своей высоте, а также местоположении, выключить АЗС "ПО-250", проверить обороты авторотации, произвести повторный запуск.
Докладывает он так и ждёт себе реакции сзади надзирающего (имитация же!), а в ответ – тишина!
Самолёт, меж тем, продолжает сыпаться, и Витя совершенно спокойно делает ещё одно открытие: давление в гидросистеме равно нулю, и это – не вводная! А раз так, и управляющих воздействий со стороны инструктора не исходит, надо просто действовать самому, как учили.
Доклад РП (теперь уже реальный по радио) вызывает у Земли вполне ожидаемый ступор, но длится он недолго: лётчикам предлагается запуститься снова и выполнить посадку с курсом, обратным взлётному.
Откуда-ж им всем было знать, что оторвавшаяся лопатка турбины уже пробила не только стенки двигателя, но и резанула гидромагистраль, рванула электропроводку, вызвала разбаланс и прогрессирующие разрушения элементов компрессора!
Предпринятая попытка запуска явила собой непосредственное "подливание масла в огонь", и самолёт, густо чадя смолянисто чёрным дымом, начал гореть. Выпущенные для посадки шасси из-за отсутствия давления вышли частично и на замки не встали, однако лётчики об этом тоже не узнали, так как и красные ("убрано") и зелёные ("выпущено") индикаторы один раз мигнули и погасли намертво.
И картина для аэродромных наблюдателей предстала живописнейшая: "Элка", аки подбитый "Мессершмитт", на крутой глиссаде тянет за собой тяжёлый дымный шлейф, раскачивая под брюхом подогнутыми, как лапки у парализованного кузнечика, стойками шасси.
А дальше, из-за расчёта с перелётом и аварийным состоянием опор, была жёсткая посадка за пределами бетонки, выпрыгивание обоих летяг из кабины через разливающийся по грунту керосин, скоростной бег подальше от места ожидаемого взрыва и… такое же скоростное возвращение Вити к самолёту, чтобы выключить оставшиеся АЗСы, пока состояние борта не зафиксировано актами комиссии. Мой друг и в юности был человеком хладнокровным и рассуждал совершенно здраво, что в неизбежных поисках "крайнего" Земля обязательно будет копать каждую мелочь, поэтому "перебдеть" в исполнении инструкции совсем не помешает.
Что случилось в критическую минуту с проверяющим и почему он "выпал" из активной фазы принятия решения, мне доподлинно не известно, а вот отличный парень и замечательный лётчик Виктор Слесаренко за проявленную смелость и решительность, а также профессионально грамотные действия в условиях, связанных с риском для жизни, был представлен к государственной награде, коею и получил.
(Как она помогала Вите сдавать экзамены по обязательным для изучения, но нелюбимым всеми пилотами общественным дисциплинам, тема для отдельного рассказа, только об этом в другой раз!)
Хорошей всем Пятницы – тест-драйва выходных!"Робинзон"