Выделенная мной цитата - плохо сформулированное предложение "любителя" истории.
Специалисту достаточно одного этого предложения, чтобы сделать выводы.
Ваша аргументация в посте -ответе мне, основанная на собственном опусе, не выдерживает критики.
Не выдерживает критики, поскольку опус основан на "литературе" из 8 наименований, а источников (исторические источники - вещественные, графические и письменные) там не приведено совсем.
Профессионалу можно дальше не смотреть. Первое, что говорит о серьезности исследования - это приведенный список научной литературы и исторических источников.
О методике и инструментарии я даже говорить не стану здесь.
Отсутствие серьезной научной базы при выдвижении каждого тезиса - уровень доклада средней школы. При этом школьный доклад - это хотя бы послушная компиляция без своих умозаключений, претендующих на историческую новизну.
Хорошо, что среди вашей литературы есть труд академика Коростовцева, но от него вашему произведению досталось немногое.
Ваша фраза о том, что "Западные религиоведы и философы [...],либо тщательно скрывают тайну обусловленности происхождения [...], либо вообще не посвящены" должна служить сигналом для тех, кто решился прочитать ваше сочинение.
1. По поводу списка литературы, ограниченного 8 пунктами.
Это ограничение объясняется тем банальнейшим обстоятельством, что в Части I, посвященной религии Древнего Египта,
приводится лишь обзор этой темы – «экскурс в историю становления и этапов развития учения жрецов Осириса о вечной загробной жизни в Его царстве мертвых…»:
В разделах Части I, в частности, приведен наиболее полный экскурс в историю становления и этапов развития учения жрецов Осириса о вечной загробной жизни в Его царстве мертвых, как и обоснование приверженности подавляющего большинства египтян к вере в реинкарнацию, учения о которой были индивидуализированы в каждом из многочисленных номовых религиозных центров Древнего Египта.
со ссылками на более детальные исследования этой темы, где уже фигурируют более расширенные списки литературы.
Поэтому довольно странно критиковать мой «опус» за отсутствие исчерпывающего (достойного) списка научной литературы, принимая во внимание, что речь идет лишь о тексте обзора темы религий Древнего Египта. Который по определению не предполагает доказательства чего-либо…
2. По поводу книги М.А. Коростовцева, «Религия Древнего Египта».
Этот труд академика являет собой образец всеобъемлющего охвата всех аспектов научных данных египтологии, относящихся к тематике изучения религии Древнего Египта,
с исчерпывающим объемом информации и ссылками на труды известных египтологов. Поэтому этот труд академика и представляет собой серьезную научную базу по теме Религии Древнего Египта,
не утративший своей актуальности и по сей день.Тем не менее, как свидетельствует содержание предыдущего моего поста, эта серьезная научная база данных, к которой апеллируют авторитетные египтологи, порождает лишь
теории, которые «одна за другою оказываются ошибочными, и на их место не появляется ни одной очевидной истины» – Wiedemann.
Так что имеющаяся в распоряжении авторитетных египтологов, о которых пишет Wiedemann, серьезная научная база по теме египетской религии совершенно не гарантирует сама по себе выдвижение ими теорий, достойных претендовать на «очевидные истины».
И приведенным в первом моем посте перечне проблем с изучением египетской религии дело не ограничивается.
3. Этот «опус» – «Тайна происхождения Индуизма»
как раз и рассчитан, в большинстве своем, на профессионалов и специалистов, которые не только знакомы с результатам исследований профессора Оксфордского университета и автора книги «Шесть систем индийской философии», Ф. Макса Мюллера,
но и не пренебрегают ими. «Эта книга принадлежит перу виднейшего немецко-английского филолога, индолога и мифолога, профессора Оксфордского университета Макса Мюллера (1823-1900) — одного из основоположников научного религиоведения, редактора первого в Европе издания Ригведы, переводчика Упанишад, Джаммапады и буддийских текстов, ученого, многие годы отдавшего изданию серии «Священные книги Востока» (более 50 томов). …
В его последней большой работе «Шесть систем индийской философии» прослеживается развитие древней индийской философии начиная с периода, предшествующего Упанишадам, рассматриваются ее история в буддийский и ведический периоды, основные философские учения и общие идеи».
В списке литературы: 7. Ф. Макс Мюллер. Шесть систем индийской философии. «Академический проект». Москва, 2018
Поясню:
Сравнительный анализ текстов Ригведы и упанишад вызвал у Ф. Макса Мюллера явное недоумение по поводу появления в текстах упанишад терминологии, совершенно чуждой ведийскому «доклассическому» периоду развития Индуизма, к которому и относятся Ригведы, а это период с XVI (а возможно и ранее) по VII века до н. э.:
«В упанишадах мы встречаем слишком много специальных терминов: брахман, атман, дхарма, йога, миманса и многие другие, чтобы было возможно предположить, что они были продуктом одного дня или одного поколения».
Дальнейший ход размышлений Макса Мюллера, в поисках объяснения этого «феномена» периода упанишад, приводит его к констатации факта утраты «первоначальных источников» религиозного мышления индийской цивилизации, впоследствии обусловивших «новаторскую» терминологию упанишад.
А это есть ничто иное как признание неспособности проследить истоки религиозного и философского мышления в религиозной культуре древней Индии, которые предопределили собой весьма «новаторскую» терминологию упанишад:
«брахман, атман, дхарма, йога, миманса и многие другие».
Отсутствующую в более ранних религиозных текстах ведийского периода.
Эта новаторская терминология подразумевала под собой столь же новаторские идеи о боге Браме и вере, которая ранее была чужда религиозной культуре Индии –
вера в вечное потустороннее существование души (атмана) Вне сансары: в потустороннем мире природы бога Брахмана (Брама)Именно это затруднение ни абы кого, а профессора Оксфордского университета Макса Мюллера, как «одного из основоположников научного религиоведения, редактора первого в Европе издания Ригведы, переводчика Упанишад…»,
и послужило основой для фразы, которую Вы столь критически оценили.
«Западные религиоведы и философы, изучающие индийскую философию, … по всей видимости, либо тщательно скрывают тайну обусловленности происхождения Индуизма приоритетами заупокойного бизнеса религии Осириса, либо вообще не посвящены в неё…»
Появление совершенно «новаторской» терминологии в текстах упанишад (и неведомой ранее парадигмы религиозного мышления), по свидетельству Макса Миллера, истоки которой отсутствовали в религиозной традиции населения Индостана предшествующего ведийского периода, как раз и позволяют прийти к выводу о привнесении в религиозную культуру Индии ранее чуждой этой культуре парадигмы религиозного мышления –
веры в вечное потустороннее существование души (атмана) ВНЕ сансары – в потустороннем мире бога Брахмана.А на тот исторический момент вера в вечную загробную жизнь в царстве мертвых (в потустороннем мире) Осириса существовала лишь Древнем Египте, имею в нем широкое распространение, о чем свидетельствовали величественные пирамиды Гизы ещё времен Древнего царства – середины 3-го тысячелетия до н.э. …
Так что лишь те из профессионалов и специалистов, о которых Вы пишете, кому неведомы были затруднения профессора Оксфордского университета, Макса Мюллера, могут воспринимать настороженно эту фразу…
А она и предназначена для того, чтобы внести интригу, вызвав интерес, прежде всего, у профессионалов и специалистов.Уважаемая Kashtanka, признателен Вам за критику моего «опуса».
Если Вас это не затруднит, и Вы конкретизирует свою критику на отдельных примерах, то окажете мне неоценимую услугу. Поскольку любая теория или гипотеза набирает свою силу и крепнет, лишь аргументированно преодолевая возражения оппонентов…