Документ по другому уголовному делу — Протокол допроса Попова от 6 февраля - Авторские исследования - форум Тайна.ли
Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Документ по другому уголовному делу — Протокол допроса Попова от 6 февраля  (Прочитано 941 раз)

0 пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Евгений К.

  • Автор темы

  • Сообщений: 661
  • Благодарностей: 230

  • Расположение: Екатеринбург

  • Был сегодня в 11:58

Цитирование
Протокол допроса свидетеля Попова.
Место допроса: пос. Вижай
Допрос начат 6 февраля 1959 г., закончен 6 февраля 1959 г.
Я, Начальник Полуночного поселкового отделения милиции капитан Чудинов
Допросил в качестве свидетеля
1.Фамилия, имя и отчество: Попов Василий Андреевич
2.Год рождения: 1908
3.Место рождения: Курганская область Каргапольский район с. Каргаполье
4.Адрес: Поселок Вижай г. Ивделя
5.Партийность: чл.КПСС
6.Национальность: русский.
7.Гражданство (подданство): СССР.
8.Паспорт или другие документы: паспорт при себе не имею
9.Образование: 4 кл.
10.Место работы, должность (профессия): Начальник части связи Вижайского лесоотделения.
11.Судимость: не судим.
Об уголовной ответственности… предупрежден.
Подпись

Свидетель показал: Во второй половине января месяца 1959 г. на Поселке Вижай я видел две группы туристов.
Которые направлялись в район Уральского хребта, лично с ними разговоров не имел.
В первых числах февраля месяца 1959 года в поселке Вижай были сильные ветры.
Ветер поднимал массу снега и наносил сугробы (хотя осадков практически не было, были на открытых местах занесены дороги). Я проживаю в поселке Вижай 1951 года таких ветров не помню что были в первых числах февраля 1959 г.
Записано собственноручно
Верно
В чем и расписываюсь подпись (Попова)
Допросил подпись (Чудинова)
Есть основания полагать, что данный документ не имеет к Трагедии ни какого отношения. Процитируем "Положение о паспортах" (утв. Постановлением Совмина СССР от 21.10.1953 N 2666-1124):
Цитирование
II. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ПАСПОРТОВ

7. Паспорта выдаются органами милиции по месту жительства граждан.

8. Паспорта выдаются:

бессрочные - лицам, достигшим 40-летнего возраста;

десятилетние - лицам в возрасте от 20 до 40 лет;

пятилетние - лицам в возрасте от 16 до 20 лет;
...
III. Порядок прописки и выписки

15. Граждане, прибывающие на жительство из одной местности в другую на срок свыше трех суток, переменившие жилую площадь в пределах одного и того же населенного пункта, получившие паспорта вновь или обменявшие их, обязаны в суточный срок сдать свои паспорта или документы, указанные в пунктах "а", "б", "д" статьи 20 настоящего Положения, лицам, ответственным за прописку, для представления в органы милиции на прописку.

Прописка устанавливается постоянная или временная.

Постоянная прописка разрешается лицам, имеющим бессрочные, десятилетние или пятилетние паспорта или документы, предусмотренные статьей 2 настоящего Положения.

Временно прописываются лица, прибывшие на временное проживание в данной местности, а также лица, имеющие краткосрочные паспорта.
...
IV. Ответственность за нарушения положения о паспортах
...
35. Управляющие домами, коменданты, домовладельцы и другие ответственные за прописку лица за допущение проживания без прописки, без паспортов или с просроченными паспортами, а также квартиросъемщики за допущение этих нарушений подвергаются в административном порядке штрафу в размере до 100 рублей, а в г. Москве - до 200 рублей.

36. Повторное допущение управляющими домами, комендантами, домовладельцами и другими ответственными за прописку лицами проживания без паспортов или с просроченными паспортами, а также повторное допущение должностными лицами приема на работу без паспортов или с просроченными паспортами влекут за собой уголовную ответственность по части 1 ст. 192-а УК РСФСР и соответствующим статьям уголовных кодексов других союзных республик (исправительно-трудовые работы на срок до шести месяцев).
...
37. Граждане СССР, обязанные в соответствии со статьей 1 настоящего Положения иметь паспорта, за проживание без паспорта или с просроченным паспортом, а также без прописки подвергаются в административном порядке штрафу в размере до 100 рублей. Этой же ответственности подвергаются граждане, утерявшие паспорта.

38. Повторное нарушение гражданами СССР установленных правил прописки паспортов влечет за собой уголовную ответственность по ст. 192-а УК РСФСР и соответствующим статьям уголовных кодексов других союзных республик (исправительно-трудовые работы на срок до шести месяцев или лишение свободы на срок до двух лет).

Проживание без паспортов лиц, обязанных иметь их по закону и подвергавшихся ранее административному взысканию за это нарушение, влечет за собой уголовную ответственность по части 2 ст. 192-а УК РСФСР и соответствующим статьям уголовных кодексов других союзных республик (лишение свободы на срок до двух лет).


39. Штрафы за нарушение Положения о паспортах налагаются начальниками органов милиции.
То есть Чудинов имел намерение как минимум оштрафовать на 100 рублей кого-то из туристов по возвращении в Вижай за проживание без паспорта или с просроченным паспортом, а также за проживание свыше трёх суток без прописки. Задержка туристов в Вижае на несколько суток могла иметь место в связи с погодой, поскольку в первых числах февраля были сильные ветры и были на открытых местах занесены дороги. Также был бы оштрафован на 100 рублей и управляющий гостиницей.

Однако если бы кто-то из туристов был пойман повторно, то ему грозил бы срок до двух лет. Это и было причиной возбуждения Чудиновым уголовного дела. Процитируем Уголовно-Процессуальный Кодекс РСФСР 1923г.:
Цитирование
Глава VII. ВОЗБУЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ

Статья 91. Поводами к возбуждению уголовного дела являются:
1) заявление граждан и различных объединений и организаций;
2) сообщение правительственных учреждений и должностных лиц;
3) явка с повинной;
4) предложение прокурора;
5) непосредственное усмотрение органов дознания, следователя или суда.
...
Глава VIII. О ДОЗНАНИИ

Статья 97. Органами дознания являются:
1) органы милиции и уголовного розыска;
2) органы Государственного Политического Управления, органы податной, продовольственной, санитарной, технической, торговой инспекции и инспекции труда по делам, отнесенным к их ведению, а также органы Рабоче-крестьянской Инспекции по делам их ведения;
3) правительственные учреждения и должностные лица по делам о незакономерных действиях подчиненных им должностных лиц, могут производить дознание о таковых с тем, что дело в течение 3-х суток передается по подсудности, если оно не направлено в административном порядке.

Статья 98. Деятельность органов дознания различается в зависимости от того, действуют-ли они по делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным, или-же по делам, по которым акты их могут послужить основанием к преданию обвиняемых суду без производства предварительного следствия.

Статья 99. При производстве дознания могут быть опрашиваемы подозреваемые лица и свидетели; выемки, обыски, осмотры и освидетельствования могут быть производимы в тех случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что следы преступления и другие вещественные доказательства могут быть уничтожены или скрыты. О действиях, предпринятых в порядке настоящей статьи, органы дознания немедленно сообщают прокурору, а по делам, по коим предварительное следствие обязательно, и следователю. В случае необходимости иных, кроме указанных действий, органы дознания спрашивают разрешения прокурора, который либо разрешает их в его личном присутствии, либо передает дознание следователю, для срочного производства следствия, если следователь в дело еще не вступил.
...
Статья 105. Производство дознания не может продолжаться долее месяца при чем:
1) при отсутствии в деле признаков преступления или при необнаружении виновных, весь материал дознания подлежит препровождению прокурору для прекращения дела;
2) если дознанием добыты данные, изобличающие кого-либо в совершении преступления, за которое высшее наказание согласно Уголовному Кодексу может быть назначено в виде лишения свободы на срок до одного года, то весь материал дознания направляется органами дознания непосредственно в суд, которому подсудно данное дело;
3) в случаях, когда наказание предусмотренное за преступление, установленное дознанием, превышает указанный предел (1 год), или назначено не ниже одного года, органы дознания направляют весь собранный материал для дальнейшего направления прокурору.
То есть материал дознания должен был быть направлен прокурору также и "при отсутствии в деле признаков преступления или при необнаружении виновных".
"Кто не верил в дурные пророчества…"(c)


Поблагодарили за сообщение: arfaxad

arfaxad


  • Сообщений: 4 304
  • Благодарностей: 2 730

  • Расположение: Кубань

  • Был 14.06.25 18:39


примерно в одно время тогда же проходили несколько туристических групп через Ивдель и Вижай, и они
должны были отмечаться о своём пребывании, чтобы не сойти за праздношатающихся тунеядцев которые
нарушают паспортный режим и ведут антисоциальный образ жизни, урожай штрафов мог быть с 1 января.


там интересно что было до 1959 г. ///Сергей Гаврилович Чудинов (может это родственник Чудинова)
обвинялся по ст. 58-7, 58-8, 58-11 УК РСФСР и был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу
с конфискацией имущества. При этом следствие не учло, как смягчающее обстоятельство, наличие
у подсудимого находящихся на иждивении четверых детей.
Согл. хран. в архивно-следственном деле спр. 10 августа 1938 г. приговор был приведен в исполнение.
В данном случае сам арест был произведен незаконно, ибо соответствующего постановления суда
не было, а основания для ареста были представлены начальником Ивдельского РО УНКВД младшим
лейтенантом государственной безопасности Поповым // (может вероятно родственник Попова 1959 г.).
см.тут : Судьба прокурора Ивдельского района С.Г. Чудинова : https://elibrary.ru/item.asp?id=49507186
https://disk.yandex.ru/i/YILi7rApGhgAag
т.е. если это были на момент 1959 года не однофамильцы, а родственники тех, то и отношения других
членов их родственников с такими фамилиями могли перерасти в отношения когда кто должен/обязан,
либо мог испытывать чувства вины за действия своих родственников в годы репрессий 1938 года.
вот такой интересный ньюанс, когда родственники тех людей из 1938 допрашивают друг-друга в 1959,
НО если это на самом деле те родственники, а не однофамильцы или вообще незнакомые раньше люди.


« Последнее редактирование: 23.12.24 16:11 »
иногда счастье — это когда ничего не происходит ; disk.yandex.ru/i/2AdD1OfuMmqBJA


Поблагодарили за сообщение: Евгений К.

Евгений К.

  • Автор темы

  • Сообщений: 661
  • Благодарностей: 230

  • Расположение: Екатеринбург

  • Был сегодня в 11:58

они должны были отмечаться о своём пребывании,
Должны были - это одно, а вот все ли отмечались - это другое. Из статьи Российский туризм в 1920-70-х годах: система организации и управления:
Цитирование
В конце 1950-х гг., в связи с образованием Бюро международного молодежного туризма «Спутник», получил свое развитие международный туризм. В этот период увеличилось количество туристов, туристских групп, совершавших путешествия без регистрации, началась погоня за разрядами, что повлияло на рост травматизма и смертности на туристских маршрутах. Так, погибла группа уральских туристов Уральского политехнического института под руководством Дятлова в 1959 г. Подобная трагедия случилась с группой альпинистов на пике Победы в 1955 г. Когда погибла группа Дятлова, количество погибших туристов не превысило 50 человек за год по стране, а уже в следующем, 1960 г., количество погибших туристов практически удвоилось.
"Кто не верил в дурные пророчества…"(c)

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 10 229
  • Благодарностей: 6 779

  • Заходил на днях

Евгений К.
Проверьте пожалуста входящие личные сообщения.
Раздел общественного фонда "Памяти группы Дятлова": https://taina.li/forum/index.php?board=16.0

Евгений К.

  • Автор темы

  • Сообщений: 661
  • Благодарностей: 230

  • Расположение: Екатеринбург

  • Был сегодня в 11:58

На самом деле для Чудинова наказание туристов за проживание в гостинице без паспорта или без прописки свыше трёх суток было далеко не единственной задачей. Представляет интерес статья Правовое регулирование организации паспортной системы на территории Уральской (Свердловской) области (1933—1934 годы):
Цитирование
Начало 30-х годов XX в. стало тяжелым периодом в истории Советского государства: индустриализация и коллективизация, массовый голод 1932—1933 гг. повлекли за собой ужесточение политического режима и усиление контроля за передвижением населения со стороны руководства СССР.

Так, в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 27 декабря 1932 г. «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов» было образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССР, на которое возлагались функции введения в Советском Союзе единой паспортной системы, прописки паспортов и непосредственного руководства этими работами.
...
В соответствии с п. 9 приложения № 6 к п. 21 приказа № 136 «О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории СССР» структура и порядок работы паспортных отделов и столов, а также адресных бюро (столов) определялись Главным Управлением РКМ при ОГПУ.

В соответствии с этим же нормативным правовым актом в областных управлениях РКМ были организованы паспортные отделы, а в городских и районных управлениях и отделениях РКМ — паспортные столы.

На милицию была возложена работа по выдаче паспортов; наблюдению за своевременной пропиской и выпиской граждан, за обязательной постановкой отметок в паспортах о приеме и увольнении, а также контроль за населением в сельской местности.

Деятельность милиции по принятию заявлений на восстановление паспортов была детально регламентирована объявленной приказом ГУ РКМ при ОГПУ от 26 февраля 1933 г. № 8с Инструкцией «О порядке восстановления утраченных паспортов» [4, л. 5].

Во исполнение п. 9 приложения № 6 к п. 21 приказа № 136 «О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории СССР» в Свердловске, наряду с другими городами, а также в Уральской области выдача паспортов производилась в полном соответствии с разделом II утвержденной СНК СССР Инструкции «О выдаче гражданам Союза ССР паспортов в Москве, Ленинграде и Харькове, 100-километровой полосе вокруг Москвы и Ленинграда и в 50-километровой полосе вокруг Харькова».
То есть паспортный режим в Свердловске и области был таким же, как в Москве, Ленинграде и Харькове. Далее:
Цитирование
Не менее важным нормативным правовым актом по становлению паспортной системы следует считать постановление СНК СССР от 28 апреля 1933 г. № 861 «О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории Союза ССР» [2, с. 145]. Данным документом определялись города со 150-километровыми зонами вокруг и населенные пункты 100-километровой зоны приграничных районов СССР, которые носили статус режимных территорий, иными словами, территорий, на которых запрещалось проживание лиц, считавшихся врагами советской власти. В число таких городов входил и Свердловск.
...
Нередко гражданами СССР допускались нарушения нормативных правовых актов, которые определяли сроки прописки, поэтому циркуляром Управления РКМ Свердловской области от 17 марта 1934 г. № 4 на основании циркуляра ГУ РКМ при ОГПУ от 27 февраля 1934 г. № 19 «О порядке наложения административных взысканий за нарушение паспортной системы» за проживание без прописки, паспорта или временного удостоверения, а также за нарушение правил прописки на виновных лиц налагались штрафы в административном порядке в размере до 100 руб. или назначались исправительно-трудовые работы до 30 дней [5, л. 32]. Наложение штрафа могло быть обжаловано начальнику вышестоящего Управления РКМ.

Сведения о суммах, взысканных в административном порядке за нарушение паспортного режима Управлением РКМ Свердловской области, предоставлялись в соответствии с приказом ГУ РКМ от 9 августа 1934 г. № 92 «О предоставлении сведений о суммах, взысканных за нарушение паспортного режима и прописочного сбора» [5, л. 201].

Циркуляром Управления РКМ Свердловской области от 22 февраля 1934 г. «Об объявлении циркуляра ГУ РКМ от 28 января 1934 года № 12 «О порядке ведения учета населения в нережимных местностях и работы адресных бюро (столов)»» [5, л. 36] был определен порядок учета движения населения таких местностей, в соответствии с которым учет производился в адресных бюро или паспортных столах (если не было бюро) путем ежедневного заполнения «Рабочей ведомости» по форме № 1 (см. табл. 1).

Рабочая ведомость заполнялась на каждый день, умершие подлежали учету в графе «Выбыло за день».

Учету подлежало все население, прописанное по организации РКМ, в ведении которого находилось адресное бюро. Для полного охвата всего населения органы РКМ два раза в год получали от органов ЗАГСа сведения о родившихся и умерших.
...
Отмечались случаи утери или порчи паспортов, поэтому, в соответствии с циркуляром Управления РКМ Свердловской области от 9 февраля 1934 г. № 12с «Об устранении недостатков в работе по приему заявлений об утраченных паспортах» [4, л. 10], во исполнение Инструкции «О порядке восстановления утраченных паспортов», объявленной приказом ГУ РКМ при ОГПУ от 26 февраля 1933 г. № 8с, был детально регламентирован порядок принятия соответствующих заявлений от граждан.

Придавая розыску паспортов как одному из основных элементов по закреплению паспортной системы важное значение и с целью установления четкого и своевременного объявления розыска утраченных паспортов, были предписаны следующие мероприятия: в тех случаях, когда потеря паспорта вызывала сомнение, органы милиции были обязаны сами проверять факты получения паспортов, об утрате которых поступали заявления.

Было категорически запрещено бесцельно направлять дела из одного отделения милиции в другое, принимая заявление по месту жительства, а не по месту выдачи паспортов.

При проверке заявленных данных следовало немедленно сообщать об утрате паспорта для объявления всесоюзного розыска.
Другими словами, круг обязанностей милиции был достаточно широким.
"Кто не верил в дурные пророчества…"(c)