Обратимся к Азбуке древневековой истории Руси, к Повести временных лет , написанной летописцем Нестором в 1113 году.
В лето 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди и славян, и с мери, и с всех кривичей*, а хазары брали с полян и с северян, и с вятичей по горностаю и белке от дыма.
Получаем ,что до призвания Рюрика северные племена словен , чуди ,мери и кривичей подвергались нападению варягов ,которые обложили последних данью.
В лето 6370 (862). Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги – русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же – так. Сказали руси чудь, словене, кривичи все*: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и управлять нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Бело-озере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же, люди новгородские – от рода варяжского, прежде же были словене*. Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и пришел к Ильменю, и срубил городок над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, раздавая волости и города рубя, – тому Полоцк, другому Ростов, этому Бело-озеро
Проходит всего три года и варяги-поработители изгоняются , но мир и согласие нашим древним предкам это не приносит. И тогда пращуры обращаются опять же к варягам , но к другим ,живущим «за морем «,называемые русь ,которые согласно ПВЛ не могли быть : 1. Шведами 2 Норманнами 3Англами 4 Готами (предки германцев ,пришедших из Скандинавии )
Балтийское море в 9 веке звалось Варяжским ,а значит русь следует искать на том же побережье ,но только «за морем «и за исключением приведённых выше древних народностей.
Теперь перейдём к другому источнику-Иоакимовской ( новгородской ) летописи в интерпретации ВН Татищева:
«Буривой, имея тяжкую войну с варягами, неоднократно побеждал их и стал обладать всею Бярмиею до Кумени. Наконец при оной реке побеждён был, всех своих воинов погубил, едва сам спасся, пошёл во град Бярмы, что на острове стоял, крепко устроенный, где князи подвластные пребывали, и, там пребывая, умер. Варяги же, тотчас пришедшие, град Великий и прочие захватили и дань тяжёлую возложили на славян, русь и чудь.
Люди же, терпевшие тяготу великую от варяг, послали к Буривою, испросить у него сына Гостомысла, чтобы княжил в Великом граде. И когда Гостомысл принял власть, тотчас варягов что были каких избили, каких изгнали, и дань варягам отказался платить, и, пойдя на них, победили, и град во имя старшего сына своего Выбора при море построил, заключил с варягами мир, и стала тишина по всей земле. Сей Гостомысл был муж великой храбрости, такой же мудрости, все соседи его боялись, а его люди любили, разбирательства дел ради и правосудия. Сего ради все близкие народы чтили его и дары и дани давали, покупая мир от него. Многие же князи от далёких стран приходили морем и землёю послушать мудрости, и видеть суд его, и просить совета и учения его, так как тем прославился всюду.
Три дочери Гостомысла были замужем за соседними князьями, а четыре сына умерли ещё при его жизни. Переживая об отсутствии мужского потомства, Гостомысл однажды увидел во сне, что из чрева средней его дочери, Умилы, произросло огромное дерево, покрывшее своими ветвями огромный город (ср. у Геродота историю о сне, увиденном дедом Кира Великого[12]). Вещуны растолковали, что один из сыновей Умилы будет его наследником. Перед смертью Гостомысл, собрав «старейшин земли от славян, руси, чуди, веси, меров, кривичей и дряговичей», рассказал им о сне, и они послали к варягам просить в князья сына Умилы Рюрика, отцом которого был неназванный по имени варяг. Согласно матрилатеральной традиции (наследование по материнской линии), на зов явились, после смерти Гостомысла, Рюрик с двумя братьями — Синеусом и Трувором[13].
Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись и, возможно, используя какие-то несохранившиеся источники (хотя, вероятно, далеко не ранние), рассказывает о женитьбе Рюрика на Ефанде, дочери новгородского посадника Гостомысла, инициатора приглашения Рюрика[14].
Согласно «Новгородской Степенной книге», одному из источников, использованных Татищевым (вероятно, это собственно Степенная книга XVI века[15]), Гостомысл умер глубоким стариком.
Здесь какая то неточность. Рюрик не мог жениться на Ефанде ,которая была дочерью словенского Гостомысла ,т.к. также дочерью последнего была Умила ,мать Рюрика.
Хотя труды Татищева впоследствии неоднократно предавались сомнению ,можно с большой степенью вероятности утверждать ,что словенский старейшина Гостомысл ,выражая общее мнение ильменских словен , чуди ,веси и мери пригласил на правление своего родственника ( внука ) Рюрика. Осталось только определиться откуда Рюрик прибыл конкретно ?
Версия Лейбница-Хемнитца.
С IV века южное побережье Балтийского моря активно заселяется славянскими племенами: бодричами, лютичами, поморянами (другое название – ободриты, или полабские славяне). Связано это было отчасти наступлением со стороны Великой Степи кочевых племен: сарматов, позже – гуннов, и вытеснением славян на север и юг. Возможно, часть международной торговли славян переносится с Днепра на путь Рейн – Дунай и на путь «морских котиков» вокруг Европы в Средиземное море. И тогда, как и всем скандинавским народам, славянам понадобились собственные форпосты на выходе из Балтийского моря в проливах Готландских островов. В VIII веке предпринимается крестовый поход на север с целью латинизации языческого населения и с этого времени западные славяне или онемечиваются, или мигрируют. Форпостом славянских купцов можно считать остров Рюген (Руян, сказочный Буян) с городом Ретра, где находилось огромное языческое капище славян. Надо также сказать, что еще одно огромное капище находилось в Земиголе на пути Балтийское море – Западная Двина – Днепр. О происхождении династии Рюриковичей от западных славян первым в письменных источниках предположил посол Габсбургов в России С. Герберштейн в «Записках о Московии».
Манускрипт 1687 года, автором которого был уже умерший нотариус мекленбургского придворного суда И. Ф. фон Хемнитц., гласил :
Рюрик был сыном ободритского короля Годлиба, убитого в 808 году данами.
В итоге мы имеем две различных версии происхождения Рюрика :
По одной (стандартной) версии Рюрик – основатель древнерусской княжеской династии, отец Игоря, по другой – представитель династической ветви герульских, вандальских и вендских королей.
Франкские хроники под 789 годом упоминают короля ободритов Витслава, как равноправного союзника Карла Великого, спустя шесть лет он был убит саксами. Все генеалогии также точно указывают именно 795 год. Власть перешла к его старшему сыну Траско, о котором мы знаем из сообщений того же Хемнитца. Политическим центром ободритов и резиденцией короля был хорошо укрепленный город Рерик, который находился в области между Мекленбургом и Балтийским морем. В 808 году крепость подверглась нападению датского короля Годофрида и была разрушена. Многие источники рассказывают о том, как Годофрид повесил князя Годлиба, второго сына короля Витслава. В следующем году люди Годофрида убили Траско, и ободритов возглавил его брат Славомир. Он начал войну против франков, но был побежден, оказался в плену и долго прожил при франкском дворе, перед смертью якобы приняв крещение. После смерти Годлиба в 808 году, у его сыновей Рюрика, Сивара (именно так во всех немецких источниках!) и Трувора не оставалось никаких прав на главный престол, они были вынуждены отправиться в далёкий провинциальный Новгород. Хюбнер датирует это событие 840 годом. Эта дата представляется нам более правдоподобной, чем летописный 862 год.
Казалось бы-вот она ,разгадка : Рюрик-славянин -ободрит и его два брата, точь в точь ,как про трёх братьев у Нестора в ПВЛ. Остаётся подтянуть 862 год назад к 840 му и Рюрик -наш ,славянский ,как по матери ,так и по отцу. Но среди отечественных проф. историков данная версия вызывает большие сомнения.
Вот почему мы не можем игнорировать Нормандскую версию ,которую разделял Н Карамзин.
О скандинавском происхождении Рюрика и княжеской династии свидетельствуют различные иностранные письменные источники, данные археологии и языка. Предметы скандинавского происхождения найдены во всех древнерусских торгово-ремесленных поселениях (Ладога, Тимерёво, Гнёздово, Шестовица и др.) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов). Более 1200 скандинавских предметов вооружения, украшений, амулетов и предметов быта, а также орудий труда и инструментов VIII—XI веков происходят из примерно 70 археологических памятников Древней Руси. Известно около 100 находок граффити в виде отдельных скандинавских рунических знаков и надписей[40]. Ряд слов древнерусского языка имеет древнескандинавское происхождение.
Со своей стороны имею два возражения.1 Наличие предметов скандинавского происхождения может лишь свидетельствовать о тесных связях словен и финно-угров со скандинавией ,но не доказывает однозначность происхождения призванного Рюрика.
2 В 9 веке скандинавы поклонялись множеству языческих богов : Один ,Тор ,Ёрд ,Бальдр ,Фригг и др.Возникает вопрос : почему не один из них не стал культовым поклонением племён ранней Руси ? В качестве контраргумента можно поразмышлять и привести в пример Екатерину Великую ,которая поменяла и имя ,и религию.
3 Из множества имён ,прибывших с Рюриком укрепились только четыре : Олег ,Ольга , Глеб и Игорь.
Обобщая , можно с большой степенью вероятности утверждать , что Рюрик-словенин по матери (Умилы ,дочери Гостомысла ). Что касается отцовской линии ,то здесь вариантов может быть несколько : западный славянин южной Балтики ,пруссак или всё же скандинав.
Ну ,да ,ладно. Зачем вновь и вновь возвращаться к бесплодному многовековому спору славянофилов и западников ? Не лучше ли признать ,в каждом русском ( или россиянине ) гармоничный симбиоз двух исходных начал ? Эти две неотъемлемые составляющие живут в нас всегда , остаётся только выдерживать золотую середину ,не впадая ни в одну ( европейскую или азиатскую) крайность.