Причудливые звания времен И. В. Сталина - вице-генерал-директор, директор-полковник, капитан-директор Чего только не было в "сталинскую эпоху"! Указом от 4 сентября 1943 г., опубликованным в "Ведомостях Верховного Совета СССР" № 32, для личного состава железнодорожного транспорта вводились персональные звания, которые были, мягко говоря, необычными для советского уха.
Для высшего начальствующего состава ж/д транспорта вводились следующие звания (присваивались постановлением Совета Народных Комиссаров):
Генерал-директор путей сообщения;
Вице-генерал-директор путей сообщения 1 и 2 рангов;
Генерал-директор тяги (или пути и строительства, связи, административной службы) 1, 2 и 3 рангов.
Для старшего начальствующего состава ж/д транспорта вводились звания директор-полковник (движения или тяги пути и строительства, административной службы), директор-подполковник, инженер-майор, для среднего более привычные - инженер-капитан, инженер-лейтенант (младших или старших лейтенантов не было), техник-лейтенант. Младший начальствующий состав назывался проще - техник, старший бригадный (движения или тяги, пути и строительства, административной службы), бригадный. Также были введены погоны с интересными эмблемами, хотя звездочки были не армейские.
Остальным железнодорожникам, которым не были присвоены персональные звания, назывались по Указу от 4 сентября 1943 г. просто "работниками железнодорожного транспорта". Такие персональные полувоенные звания были введены, очевидно, для поднятия престижа сотрудников железной дороги.
Очевидно, что идея полувоенных званий понравилась чиновникам. После войны Указом от 1 сентября 1947 г. персональные звания были введены и в Министерстве речного флота. Высший состав речного флота по эксплуатационно-судовой службе подразделялся на генерал-директора речного флота, ниже его были генерал-директора речного флота 1, 2 и 3 рангов. Еще ниже были капитан речного флота 1, 2 и 3 классов, старший лейтенант, лейтенант, младший лейтенант речного флота. Младший состав - Главстаршина, старшина 1, 2 и 3 классов речного флота. Этим же приказов для "речников" были введены погоны.
В составе речного флота были еще техническая и административные службы, где были, например, такие причудливые звания: инженер-генерал-директор, директор-подполковник речного флота.
Указом от 3 июля 1948 г. были введены персональные звания для начальствующего состава Министерства Морского флота. Звания совпадали с речным флотом, только в окончании званий были слова "морского флота". Получились такие необычные для нашего уха звания, как генерал-директор административной службы морского флота II ранга (все это выговорить на одном дыхании!) или майор-директор административной службы морского флота.
13 декабря 1948 г. интересные персональные звания были введены для работников Министерства связи. Тут появилось огромное количество директоров. Высший руководящий состав стал состоять из генерального государственного директора связи, государственного директора связи, государственных директоров связи I, II и III рангов. Ниже были директора связи, старшие инспектора, инспектора и младшие инспектора.
Далее 28 января 1948 г. персональные звания были введены для работников Главного Управления Государственного Горного надзора при Совете Министров СССР и его территориальных органов. Так появились генеральные горные директора, горные директора.
Указом 6 апреля 1949 г. из морского флота решили отдельно выделить работников Главсевморпути. В их персональных званиях слова "морского флота" заменили фразой "Северного морского пути". Так родились звания "Главстаршина северного морского пути" или "генерал-директор северного морского пути".
Персональные звания сыпались, как из "рога изобилия" - 10 июня 1949 г. их стали присваивать работникам Главного управления геодезии и картографии. Но здесь ограничились директорами, инженерами и техниками.
25 июня 1949 г. персональные звания ввели для личного состава военизированной охраны Министерства путей сообщения. Звания совпадали с армейскими, только в конце была приставка "военизированной охраны". Высшим званием начальствующего состава был полковник, низшим младший сержант. Лица рядового состава именовались стрелок, а в пожарных подразделениях - боец. Для них ввели шестиугольные узкие погоны (ширина 5,5 см) с оранжевой окантовкой. Количество звездочек совпадало с армейскими.
3 июля 1949 г. звания ввели начальствующему составу Флота рыбной промышленности, а 25 февраля 1950 г. начальствующему составу Главного управления Гражданского воздушного флота. Для последнего звания соответствовали армейским от генерал-полковника до старшины (младшего лейтенанта не было) с припиской "гражданской авиации". Кстати, старшины были 1, 2 и 3 класса. Этим же Указом для сотрудников ГВФ ввели погоны.
Наконец, 28 декабря 1950 г. персональные звания были введены начальствующему составу Главного управления специальных и гидротехнических работ, дноуглубительных трестов и судоремонтных предприятий (технического флота) Министерства строительства предприятий Машиностроения СССР (было и такое!). Звания совпадали с аналогичными званиями для морского флота, только с окончанием "технического флота" без званий генерал-директора и генерал-директора I ранга. Т. е. высшее звание было генерал-директора II ранга технического флота.
Еще персональные звания в период 1948-1951 гг. были введены в Министерствах финансов, Государственного контроля, заготовок, геологии и охраны недр, угольной промышленности, нефтяной промышленности, черной металлургии, цветной металлургии, химической промышленности, лесной промышленности, электростанций. В указанных Министерствах после смерти И. В. Сталина персональные звания были отменены Указом от 12 июля 1954 г. "Об отмене персональных званий и знаков различия для работников гражданских Министерств и Ведомств".
Этим же Указом 1954 г. было отменено ношение погонов для личного состава железнодорожного транспорта, речного флота и гражданского воздушного флота (в ГВФ погоны вернулись вновь только в 1977 г. Приказом № 175 Министра гражданской авиации).
https://dzen.ru/a/ZeDNhBYn2EAYG_9J