Если бы меня просили: есть ли правдоподобная версия всего, произошедшего на перевале Дятлова, то я бы ответил утвердительно. Это немного странно говорить о том, что раскрыть загадку гибели дятловцев невозможно, и одновременно утверждать, что правдоподобная, или скажу даже истинная версия, единственно правильная версия, все же существует. Такая версия есть, но она зарыта в сотнях расследований, в тысячах листов, из которых надо вырвать нужные, и собрать их в единственно правильной последовательности. Но она есть. Я в этом даже не сомневаюсь. И, да, разгадать загадку гибели группы невозможно.. Попытаюсь объяснить почему я так думаю.
Расследователь зачастую обольщен своими маленькими открытиями, и дальнейшую картину складывает не железная логика, а его великолепный мозг, который способен собрать из разрозненных кусков все, что ему пожелается. Поэтому часто мы видим рваное полотно, состоящее из очень правдоподобного описания одного события, и пришитого к нем пестрых лоскутов дальнейшего притягивания фактов (или выдумывания новых, или раздувания незначительных до размера полновесных) до желаемого результата. Не знаю, возможно за столько лет существования этой «игры» кто-то пытался свести две, или несколько версии в единое целое. Мне об этом не известно.
Глубоко убежден, что хорош тот художник, который не боится с десяток раз , мастихином, снять слой с уже почти законченного полотна, и накладывать новые мазки, по-новому, и, да, хорош тот расследоавтель, которому важна правда, даже в ущерб выстроенной им ошибочной, или притянутой за уши версии. Если вы поняли, что ваш мозг начинает свою игру, то вернитесь к тому, от чего начали. Если сможете, конечно.
На мой взгляд одна из главных ошибок расследователей - придание всем действиям поисковиков, следователей, экспертов и т.п. излишней рациональности, которая присуща героям художественных произведений, но совершенно неприемлема в обычной жизни. То, что списывается расследователями на злой умысел, или какое- либо иное намерение, в обычной жизни зачастую простые невнимательность, безразличие, лень, страх перед начальством, отсутствие необходимой квалификации и т. д. Мы уже не говорим о немотивированных поступках. Такие, утверждают психологи, тоже не так редки. Поступки, за которым нет рационального, поведение за границей рационального, не преследующее никакой цели. Просто как выражение свободы действий. Странно, но это есть.
Вы расследуете события, произошедшие в стерильном, книжном мире, с персонажами, действующими строго по прописанным им функциям.
Зачастую из мира литературы и кино мы берем знания об эпохе, о людях какой-то формации, игнорируя факт непременно наличествующей пропаганды, или же контрпропаганды. Так люди советского периода видятся нам, в соответствии с укорененными в нас представлениями, людьми какого-то особого, улучшенного склада ума, более чуткой душевной организацией, более выносливыми, по сравнению с людьми современными, или людьми, населяющими Египет в эпоху фараонов. И чем более эта эпоха отдалена от нас, тем более отличными от нас, нынешних, мы их видим. Но, к сожалению, или к счастью, люди с древних времен и до наших дней, мало чем отличаются.
Их беспокоят те же проблемы, они подвержены тем же порокам, слабостям, они так же самоотверженны, великодушны, мелочны, щедры. Все худшие, и все лучшие качества свойственны как жителям древнего Рима, так и жителям Тулы, времен развитого социализма. Все социальные эксперименты, с такой страстью проводимые на нашей планете, и заключающиеся в "улучшении", а точнее в изменение человеческого породы, не увенчались успехом.
Кратковременно это дает плоды, да и то в результате естественной селекции в малых группах. То есть вполне возможно существование группы людей, секты, которая живет по божьим заповедям, в изоляции от мира. Но это малые, изолированные группы, которые ко всему очень неустойчивы, и обычно с течение времени распадаются, и часто с нехорошими последствиями.
Для современного расследователя события, произошедшие в 50-х годах прошлого века просто по умолчанию не могут иметь тот же психоэмоциональный фон. Часто читаю в комментариях: «Это была советская молодежь, а не нынешние жертвы ЕГЭ». Сегодня даже вскользь нельзя без жесткой критики сказать о том, что Дятлов и его команды были самыми обычными людьми. Завеса тайны и таинственности, помноженная на восприятие эпохи через литературу и кино, создало некое табу на очеловечивание участников этой трагедии. Герои должны вести себя как герои.
Но обычные люди проявляют себя в экстремальных ситуациях всего лишь как обычные люди.
Если вы хотите понять, что произошло с людьми, начните считать их людьми.
В театре если ружье висит на стене за сценой, то по ходу спектакля оно должно выстрелить. В жизни ружье может висеть до конца дней, заржаветь, или оно исчезнет, будучи украденным кем-то, даже не из этой пьесы. Перефразировав Франклина: Не все факты имеют значение, а большого значение не имеет ни один факт. Значение имеет ход события, его внутренний механизм. Если вы поняли механизм, то никто не запретит вам подвергать сомнению материалы уголовного дела, которое может быть частично, или полностью слеплено в угоду политическому моменту, желанию спустить все по проторенной колее, или просто небрежно, или же наоборот чрезмерно старательно, со значительным информационным замусореванием, проведено. (Старательность следователей и экспертов в этом случае на порядок хуже их небрежности. Мы получаем в массе вещественных доказательств кучу не относящегося к делу мусора. Кстати опытные преступники не уничтожают вещдоки, а щедро посыпают их другими, взятыми из соседней мусорки. )
Никто не рассматривал не одно, единственное событие, повлекшее все последующие, а два, совпавшие по времени. Стечение фатальных обстоятельств.
Поиск одной, единственной причины, запустившей в действие трагедию при таком раскладе всегда приведет к неверным результатам. Да, одновременное нападение йети, и падение на палатку сбитого НЛО,- эта вероятность имеет значение очень близкое к нулю ( как и каждое из них в отдельности), но обрушение палатки, под воздействием наметенного на скаты снега, и еще что-то , равнозначное по воздействию — вполне возможно.
Мы живем в мире, почти полностью лишенном чудес и тайн, и нам чертовски не хочется терять еще одну загадку, поэтому мозг противится простым объяснениям кажущимися сложными вещам.