Благодаря помощи Евгения Патрушева, у меня появилась возможность встретится с сыном Петра Гладырева, Анатолием.
Меня пригласили в тот самый легендарный «дом авиаторов», где проживали многие, кого упоминают в связи с этой историей. В нём жил и штурман Карпушин, и пилот Гладырев и даже авиатехник Петухов. В соседнем доме – жила семья Патрушевых.
Дети авиаторов (и наших героев) – дружили, ведь они были просто – ребята с нашего двора. Вырастая, многие выбирали профессии, связанные с небом – авиатехники, пилоты, бортпроводницы.
Теперь знаменитый дом постарел, его жильцы-ветераны Уктуса навсегда перебрались на небеса, и теперь это просто – очень старая и бедная хрущевка в окружении новых ярких домов. Оказалось, что небесная профессия – довольно жестокая штука: ушли в мир иной уже не только участники тех событий, но и их дети – кто-то погиб, кто-то получил тяжелые болезни, в т ч после ликвидации Чернобыльской катастрофы.
Мой собеседник, Анатолий Петрович – младший из троих детей Гладыревых, показывает документы отца: лётную книжку, увы – последняя запись там за 1955 год, это документ лейтенанта авиации, трудовую книжку со странной в своей бюрократической «простоте» записью – «исключен из сотрудников в связи со смертью».
Мы смотрим старенький альбом и фотоснимки удивительно красивого человека, которого даже война не смогла зацепить и слышим боль в голосе сына давно уже перегнавшего по возрасту своего не дожившего несколько дней до тридцати восьмилетия отца: «их вертолёт так и остался там, под Ивделем, на месте катастрофы… и сейчас там лежит.»
Потом говорим о следующей катастрофе, о гибели второго пилота из экипажа Ан2 борт номер 55-84 и он говорит, что механик Петухов жил «вот, тут - этажом выше» и что ходили слухи не только о его виновности "по халатности", но и о том, что это было намеренное действие, и что «ходили слухи, что тот был связан с известной организацией». На мой вопрос – когда появились эти разговоры, не в последнее ли время? – отвечает, что слышали они эти разговоры ещё мальчишками.
Про участие своего отца никаких особых подробностей он не знает, хотя о том, что его отец был на поисках - в семье не скрывали. «По рассказам старшего брата отец «грешил» на манси» – видимо, более солидные и взрослые лётчики Карпушин и Гладырев имели одинаковую версию, отличавшуюся от версии молодого пилота Патрушева, пытавшегося вести собственное расследование в направлении Огненных шаров, как сказал мой собеседник «на свою голову».
Что касалось деталей: почему-то мой собеседник был убеждён, что именно его отец вывозил трупы, однако – он в это время был КВС на Ан-2, хотя судя по всему – уже прошел обучение и имел удостоверение на право управления Ми-4, но приказ о переводе в вертолётчики был подписан только 13 марта и на поиски он однозначно мог быть командирован только в качестве КВС Ан-2.
Однако, если почитать описание его военных подвигов, понятно, что мастерство пилотирования у Перта Глыадырева было просто на уровне фантастики и ... возможно, что он действительно пилотировал Ми-4 в том печальном рейсе.
По словам моего собеседника – в Уктусском аэропорту обсуждать эту историю чурались: как только между его коллег-техников кто-то заводил эту тему – на него тут же шикали. Странная реакция для обычной поисковой работы...