в общем случае помехозащищенность, а соответственно и помехоустойчивость автотранспортных средств
(АТС) ухудшаются в процессе эксплуатации, как правило, это или напряженность электрической составляющей
поля, или напряжение электростатического разряда, это может вести к неуправляемости АТС водителем.
наиболее часто в эксплуатации однозначно сопоставить проблему электромагнитной совместимости (ЭМС)
с электромагнитным воздействием удается, если источник является стационарным, например, ЛЭП или РЭС,
а нарушение работоспособности АТС происходит систематически вблизи таких источников.
напряжение и токи помех в виде наводок воздействия протекают не только по корпусу АТС, но и в бортовой сети,
выводя из строя даже хорошо помехозащищенное электронное оборудование, например, это система ABS,
электромеханический усилитель рулевого управления, контроллер системы управления двигателем, генератор
напряжения, и другие электронные узлы и компоненты, пробои в которых приводят к аварийным ситуациям.
систематизация имеющегося объема данных позволяет выделить три основных фактора, влияние которых
определяет наибольшее количество случаев нарушений работоспособности АТС, это отклонения от документации
при изготовлении продукции, процессы старения, но главное нерегламентированное вмешательство в конструкцию.
применение несертифицированных устройств нашло широкое распространение из-за их доступной цены, спектр
данной продукции достаточно широкий и охватывает категории мультимедиа, охраны, зарядки, парковки, аудио и
видеорегистрации и т.п., их низкая цена обусловлена применением производителем недорогой элементной базы
и технологий, в том числе минимизируются затраты на обеспечение ЭМС, кроме того, что несертифицированные
устройства, как правило, не соответствуют требованиям ЭМС автомобильной продукции, они создают высокий
уровень помех в бортовой сети АТС, в совокупности с внешними воздействиями, создаваемые помехи от таких
несертифицированных устройств могут вызывать нарушения работоспособности штатного электрооборудования.
чип-тюнинг является программным несанкционированным вмешательством в АТС с целью настройки специальных
режимов работы электрооборудования под конкретного пользователя, в измененных алгоритмах, которые
не проверяются всесторонне, появляются тупиковые ветви, при воздействии помех возникают неопределенности
в работе программы, что приводит к ее зависанию, появляются риски аварийности не зависящие от водителя.
повышается риск сбоев в электронике автомобиля - датчиках курсовой устойчивости, датчиках угловой скорости.
типовая ошибка допускается при подключении штатной мультимедийной системы к CAN шине для получения
данных с навигационного модуля, очень часто не применяется, регламентированная документацией, витая пара,
а длина проводов выбирается необоснованно длинной, соответственно данный участок цепи является слабо
защищенным, наведенные электромагнитные помехи искажают информацию в CAN шине, нарушая обмен данных
между бортовыми системами, что влияет на их работоспособность, например система ABS при переполнении
внутреннего счетчика количества «Error frame» отключалась от управления.
&
Помехоустойчивость автотранспортных средств в условиях эксплуатацииhttps://elibrary.ru/item.asp?id=44562827