1.2.2 Достоверность упоминания обрядовых действийОстановимся подробно на публикации:
А. АРХИПОВ Высота 1079 - «АиФ-Урал» №2,3, 2004 г.
http://urbibl.ru/Stat/Pereval_Dyatlova/visota_1079.htmКорреспондент цитирует воспоминания старшего штурмана 123-го летного отряда Уральского управления гражданской авиации Карпушина Г.А.
со слов Г.А.Карпушина:
«А в районе перевала Дятлова есть небольшая гора-вулкан Хой-Эква. Там в августе 1949 года, производя съемку местности с воздуха, мы заметили просто огромное число манси на оленьих упряжках, которые съехались сюда из окрестных поселков. Вспомнив рассказы, которые я слышал ранее, предполагаю, что именно здесь расположено языческое капище.»У этого рассказа информанта есть очень интересный контекст, который позволяет понять, что сведения, содержащиеся в его воспоминаниях, могут быть очень далеки от достоверных:
- на момент свидетельства Г.А.Карпушину уже исполнился 81 год
( ««Мне 81 год. Теперь вы понимаете, почему я хочу рассказать то немногое, что знаю?» - спрашивает Георгий Карпушин»);
- он сообщает ряд сведений, которые далеки от действительности и расходятся с материалами УД)
(«Последняя информация о их передвижении была такова: доехав на лесовозе до поселка Бурмантово, студенты отправились дальше по зимнику.»
«Примерно за 25-30 км до горы, - вспоминает штурман Карпушин, - мы очень четко разглядели палатку, которая прилепилась к восточному склону горы…Чтобы избежать скопления самолетов, я дал команду остальным бортам возвращаться в Ивдель. Помню, мы сделали много заходов над палаткой. Было отчетливо видно, что она разрезана с северной стороны. Прямо у палатки, головой к ней лежал труп, судя по длинным волосам – женский. Чуть в отдалении лежало еще одно тело.»);
- он плохо разбирается в обычаях манси и говорит только на основании слухов и домыслов ( «Слышал, что в лесу, в потаенных местах, стояли деревянные фигуры, которым поклонялись вогулы (манси), делали подношения в виде пушнины, денег,мазали губы медвежьим жиром. (Прим. манси/ханты никогда не используют медвежий жир/мясо/кровь в жертвоприношениях, поскольку медведь/медведица сын/дочь Нуми-Торума, верховного Бога) ».
Сообщаемые Карпушиным сведения относительно, вроде как виденного им праздника около Хой-Эквы также достаточно спорны:
- в
августе месяцы манси «съезжаются» в большом количестве на
«оленьих упряжках»*, причем речь идет не о высокогорной тундре, где существует практика использования оленьих упряжек летом, а о тайге на равнинной местности с пересеченным рельефом, заросшей подлеском и кустарником, где ручьи и реки завалены упавшими деревьями. Осуществить технически такое передвижение в тайге в августе больших групп людей конечно возможно чисто теоретически, но достаточно маловероятно;
- если бы даже
«просто огромное число манси на оленьих упряжках, которые съехались сюда» имело место быть, то на долгие годы образовалась бы пробитая дорога к сакральному месту, что в принципе невозможно, поскольку святые места манси тщательно скрываются. На них приходят крайне редко, пешком и потайными тропами, который несведущий человек не отличит от звериных.
- на Уральском хребте в начале августа, то есть времени празднования
Илья Хōтал уже достаточно обычно выпадение снега, движение на нартах становится удобным и комфортным (см.например
А.К.Матвеев в Материалах IV Мансийской экспедиции (3 июля – 22 августа 1971г.))
Вот как описывает И.Абрамов подобное действие во время празднования почитание Эква-Сяхл осуществляется раз в год, в
августе, при праздновании
Илья Хōтал на Молебном хребте, недалеко рядом с Эква-Сяхл. (
Абрамов И.В. Молебный камень [Сакральный ландшафт манси] – 2012)
«На перевал допускались только мужчины. В дни праздника пастухи съезжались с окрестных гор, а не занятые в оленеводстве мужчины специально поднимались в горы из селений.»Возникает вполне естественный вопрос: Не перепутал ли уважаемый ветеран в своем рассказе два разных объекта со схожими названиями за давностью лет, как он перепутал остальные факты и можно ли доверять таким воспоминаниям?
*сам факт использования нарт и оленьих упряжек летом не является чем-то уникальным. Такая практика существовала и продолжает существовать до настоящего времени. Однако подъезд большого количества упряжек к сакральному месту одновременно летом существенно затруднен и приведет к образованию пробитой дороги.