Послушайте, манси - не склоняется. Встретила группа не манси, а остяка (ханта). Кое-что было в реальном УД, какой-то манси рассказал, что вот якобы манси Куриков говорил, если я ничего не путаю... в общем депутат и тайный шаман манси Куриков, довольно лояльный властям, якобы говорил, что по местности той шарашатся некие остяки (ханты), люди подозрительные и с местными охотниками не дружные. А потом, когда его прямо спросили, Куриков сказал, что не утверждал такого.
Для сценаристов это вылилось в целую линию с остяком (не манси) - дедом-провидцем. И, мол, зря вы люди в мистические силы не верите, природа мистична (хотя просто слепа) и комсомольцев способна сгубить, и кольцо ещё до кучи...
Погодную версию не разделяю, как и криминальную, но у данного кино проблема не в этом. Не припоминается больше фильмов с историческим фоном, где капитана возит правительственный ЗИЛ, и прочие грандиозные ляпы, сравнимые с американскими.
Проблема в том, что к погодной версии приплели как бы вину Золотарёва. Он неверно оценил в своё время на войне обстановку, кольцо сомнительное от уставшего немца взял (оно было обережное, но с душком, точнее с "ценой" за свою оберегательную силу), в общем, Золотарев в кино духа войны жертвами не кормил, как бы жил у кольца в долг. А тут вот от кольца избавился, и "долг" с него вскоре взыскали. Опять же, Золотарев не мог предвидеть всё, это - в широком смысле - война виновата. Короче, ребят сгубило эхо войны, финиш, приехали. Это то, что неизвестно что курившие сценаристы, приплели к суровой природе, неподвластной человеку (которой поклоняется хантыйский дед, в этом кино - суеверный националист и религиозный мракробес, выгнавший, вопреки законам таёжного гостеприимства, группу на мороз).
Ну а мораль кино не хитрая и убогая: мол, молитесь только в лицензированных церквях, обереги не берите, верьте только в лицензированные официальные версии, а в нелицезированные не верьте. И материалисты, пошедшие в поход, там сплошь мистики...
Я думаю, сценаристы сразу прекрасно знали свой финал, но решили поиграть со зрителем в интригу. В сериале много вымученных ходов "вот это поворот", как детектив вообще беда, и тщательный "процедурал" (производственный фильм) по расследованию, как это порой умеют снимать англо-саксы, откровенно не удался. Гэбист летает туда-сюда между Москвой и горой, версии проговариваются скороговоркой и быстро отбрасываются.
А что кто-то плачет. Так и над сериалом "Секс в большом городе" находились люди, которые плакали, больше о том, на что настроились, говорит. "Художественной правдой", на мой взгляд, могла бы стать некоторая непонятность, недорасследованность, хотя бы частичная неоднозначность... Но не стала.
Операторские съёмки великолепны, кастинг не плох, остальное - редкостная лажа для меня, и даже не в связи с версиями. Я думаю, это не последний художественный фильм про дятловцев, а детище своего времени, с мистикой, клиповым мышлением, лёгкой антисоветчиной и по популярной в определенных кругах версии. Будут ещё фильмы, возможно, снимут и в эстетике реализма, со следствием, которое зашло в тупик.