слегка развлеку в ожидании
"...1, 3, 5, 7 серии
Нечетные эпизоды — это странная смесь сериальной фантастики и американского нуара. Дятловцы уже погибли, и на место трагедии приезжает таинственный и угрюмый следователь Костин из Москвы (Петр Федоров) — ветеран Великой Отечественной войны, любитель допросов и дедуктивного метода, владелец шикарных пальто и шляп. Перед ним тут же вытягиваются, как по струнке, свердловские партработники и милиционеры. А еще к нему проявляет интерес судмедэксперт (Мария Луговая), красивая вдова советского солдата и мать ершистого сына. Их знакомство поначалу напомнит союз разума и чувств, как дуэт главных героев из «Секретных материалов». Но художественный руководитель проекта Павел Костомаров сравнивает отношения героев, скорее, со сказкой о Снежной Королеве. Сыщик — Кай, врач — Герда; война — это зима, сковавшая их сердца и ранившая их глаза.
К этому магическому реализму нечетные серии пробираются через самые разные жанры, включая трэш. Расследование постоянно прерывается военными флэшбеками (по сути, это третий сериал внутри «Перевала Дятлова»), в которых появляется немыслимое: нацистские эксперименты над приматами, зачарованные солдаты, магические артефакты, оккультные практики «Аненербе», галлюцинации и фронтовые байки. Травмы — или настоящие призраки? — из прошлого влияют и на настоящее героя. Нечетные серии «Перевала Дятлова» можно интерпретировать и как драму про ПТСР, и как советский нуар, и как последовательное разрушение самых экзотических версий, связанных с гибелью дятловцев. И давние сторонники этих теорий, вероятно, откроют по сериалу ответный огонь..."
2, 4, 6, 8 серии
Осторожно: следующий абзац — один сплошной эстетический спойлер!
Чтобы примирить сторонников теорий заговора с сериалом — и заодно рассказать историю о советском идеализме, жертвенной дружбе и юношеском благородстве — придуманы четыре черно-белые четные серии. Их задача — реконструировать весь поход дятловцев и защитить ту версию событий, которая кажется самой убедительной авторам проекта. Эти эпизоды сняты так, что их легко можно принять за советское кино 1960-х — вроде «Девчат» и «Неотправленного письма». Все актеры, за исключением Егора Бероева, либо дилетанты, либо малоизвестные новички. Их лица никому не знакомы — но до мурашек напоминают лица не просто советских людей, а лица настоящих дятловцев. Детали похода воспроизводятся на экране с чуть ли не религиозным трепетом. Снаряжение, палатки, личные вещи, мягкие игрушки, одежда — все, что окружает в кадре героев — свозились на съемочную площадку со всех блошиных рынков бывшего СССР. Актерам приходилось замерзать в одежде небогатых советских туристов. В сериале есть кадры, которые дотошно воспроизводят настоящие фотоснимки дятловцев. Диалоги героев основаны на сохранившихся дневниковых записях, из-за которых зрителю остается только завидовать внутренней свободе и духу товарищества молодых альпинистов.
Редко киногероем становится коллектив настоящих людей. Для экранной драматургии удобнее, чтобы автор выдумал большую компанию персонажей — как, например, во «Властелине колец». Героям даже на морозе лучше бы не носить шапки, чтобы зритель мог их отличать (такие киноляпы мы готовы прощать даже «Игре престолов»). Идеальный экранный коллектив чаще всего встречается в реалити-шоу — и обычно это результат работы рекрутеров-психологов. Удача «Перевала Дятлова» состоит в том, что реальные характеры (описанные сценаристом, но все же) в нем образуют связи, ничем не уступающие постановочным. Молодые ребята спорят о любви и дружбе, о свободе и долге, о горах и городах. И приближаются к своей смерти, а зритель не может их остановить.
Четные серии — не только хроника человеческой гибели, но и киножурнал, посвященный советским фильмам. Главный ориентир «Перевала Дятлова» — «Неотправленное письмо» режиссера Михаила Калатозова и его оператора-новатора Сергея Урусевского (отсылки к работам этого признанного во всем мире дуэта можно найти даже в «Ла-Ла Ленде»). Это снятая в 1959 году и вышедшая в 1960-м, сразу после премьеры в Каннах, драма о гибели геологов в Сибири. Музыкальность и наивность этих эпизодов также напоминают о «Девчатах» — с честными улыбками их героинь и бесконечными рецептами блюд из картошки. Споры героев заставляют вспомнить оттепельный фильм «Девять дней одного года».
пардон, ссыль кривая/ поправил
https://meduza.io/feature/2020/11/14/pereval-dyatlova-pronzitelnyy-serial-v-kotorom-detektiv-s-bezumnymi-fleshbekami-sochetaetsya-s-sovetskim-kino-v-ego-luchshih-proyavleniyahтрейлер