«Руководители знают, как обычно выглядят плохие подчиненные. У них низкие показатели, они не могут слаженно работать с другими и не отвечают требованиям компании. Однако больше всего проблем приносят другие сотрудники», — уверен редактор Inc Джефф Хейден.
И хотя они исправно выполняют свою работу, их поведение медленно убивает компанию словно «коварный рак», как это подметил один из друзей Хейдена. По мнению автора, вычислить таких людей помогут восемь признаков.
1. Они распускают сплетни
«Однажды у нас в компании появился новый руководитель. Перед совещанием мы решили перемыть кости отсутствовавшим менеджерам из другого отдела, а он посмотрел на нас и велел прекратить. Тогда у нас появилось новое правило: никаких обсуждений за спиной, все соображения высказываются человеку лично», — рассказывает Хейден.
До тех пор я не видел в сплетнях чего-то плохого. Для меня они были частью корпоративной культуры, ведь сплетничали-то все. И зря. Быть объектом сплетен — это отвратительно. И люди, которые распускают слухи — не менее отвратительны.
По мнению Хейдена, если человек открыто расскажет другому, в чем заключаются его ошибки, вместо того, чтобы сплетничать о его промахах, от этого выиграет вся компания. «Многие люди думают: "Кто я такой, чтобы указывать Джону?". Если так, то кто вы такой, чтобы обсуждать Джона за его спиной?», — утверждает он.
Те, кто любит посплетничать, не просто теряют рабочее время, которое они могли бы потратить на обсуждение связанных с работой вещей, они поощряют других не уважать своих коллег, пишет Хейден: «То, что принижает достоинство других, ни в коем случае не заслуживает оправдания».
2. Они любят проводить дополнительные совещания
«Вы провели совещание. Обозначили проблемы, выслушали соображения, приняли решение и убедились, что его разделяют все участники дискуссии. Настало время воплотить его в жизнь», — пишет Хейден.
Однако вскоре один из сотрудников настаивает на проведении дополнительного совещания. «И тогда он сообщает о проблемах, о которых не сказал раньше. И теперь некоторые отказываются следовать принятым ранее решениям».
Потом такие сотрудники говорят своим подчиненным: «Послушайте, я понимаю, что это ужасная идея, но нам так приказали. Поэтому, давайте все-таки попробуем».
Когда в команде существуют люди, которые сперва поддерживают мнение большинства, а затем «дают заднюю», уверен Хейден, это затрудняет реализацию принятых решений. «Таким сотрудникам стоит работать в другом месте», — пишет он.
3. Они обычно говорят: «Это меня не касается»
Чем меньше компания, тем важнее, чтобы сотрудники принимали решения самостоятельно, быстрее адаптировались к изменениям задач и делали все возможное, независимо от должности или позиции, чтобы добиться результата, уверен Хейден.
«Даже если менеджеру нужно помочь разгрузить фуру, или механику предотвратить утечку растворителя, или бухгалтеру собрать срочный заказ, если продавцы не справляются, или руководителю компании общаться с клиентами во время кризисной ситуации», — поясняет он.
Если поручение находится «ниже» его должности, но не противоречит этике, морали или закону, пишет Хейден, ответственный подчиненный будет стремиться его выполнить. «Отличного сотрудника отличает то, что он быстро понимает суть проблемы и принимается за ее решение без лишних слов».
Если кто-то говорит «Это не моя работа», то он на самом деле считает, что это касается кого угодно, только не его. Такой подход убивает производительность, потому что превращает сплоченную команду в кучку разобщенных индивидуалистов.
4. Они думают, что былых заслуг достаточно — и ведут себя соответствующим образом
«Ценность сотрудника определяется не прошлыми заслугами, а ежедневными результатами, — уверен Хейден. — Когда человек говорит, что его былых заслуг достаточно, он считает, что ему больше не нужно напрягаться. Постепенно такая установка распространится на его коллег, и они тоже начнут халтурить».
5. Они считают, что опыт — это самоцель
Опыт ценен только в том случае, если сотрудник конвертирует его в развитие навыков, производительности или новые достижения, а опыт ради опыта бесполезен, пишет редактор Inс.
«Один мой старший коллега любил повторять: "Мое предназначение — быть ресурсом". Он сидел у себя в кабинете весь день и ждал, пока мы придем к нему, чтобы подобрать крупицы мудрости», — рассказывает Хейден.
Ни он, ни другие сотрудники никогда не посещали своего более опытного коллегу. «Мы были очень заняты и думали про себя: "Лучше бы твоим предназначением было делать свою работу"», — пишет Хейден.
Важно не то, сколько лет вы посвятили работе, а то, чего вы достигли
Человек никогда не должен апеллировать к своему многолетнему опыту в спорах, уверен Хейден. «Когда один из сотрудников утверждает, что у него больше опыта, он словно говорит: «Мне не нужно оправдание для своих решений или действий». Но в споре всегда нужно прислушиваться к логике и мудрости».
6. Они используют коллектив, чтобы осадить тех, кто старается
Обычно новый сотрудник работает усердно. Он задерживается на работе, ставит цели и превосходит ожидания. Постепенно находится более «опытный» коллега, который говорит: «Перестань так пахать, на твоем фоне мы выглядим бездельниками», — пишет редактор Inc.
Хорошие сотрудники не смотрят на других. Они стараются для себя, чтобы сегодня быть лучше, чем вчера. Плохие сотрудники не хотят делать больше. Они хотят, чтобы все остальные делали меньше.
7. Они торопятся присвоить все лавры себе
Возможно, этот сотрудник сделал почти всю работу и в одиночку преодолел почти все трудности. Возможно, он незаменим и без него команда действительно не справилась бы, пишет Хейден. «Но скорее всего, это не так, потому что ни одну по-настоящему важную задачу невозможно выполнить в одиночку». Хороший сотрудник всегда разделит успех с командой, уверен Хейден: «Он отметит коллег, будет благодарен им за помощь, оценит их заслуги. Это в первую очередь касается начальников: чем больше успехов добивается команда, тем компетентнее они смотрятся в качестве руководителей.
Когда кто-то говорит «Всю работу сделал я» или «Это была моя идея», он хочет заявить, что весь мир вращается вокруг него, и окружающие должны об этом знать. И если другие не примут эту точку зрения, они начнут биться за признание.
8. И возложить вину за провал на других
«Поставщики жалуются. Клиенты чувствуют, что их обсчитали. Коллега сердится. Чтобы ни произошло — "вредители" постараются переложить ответственность на других, — пишет Хейден. — Вне зависимости от того, насколько сложна проблема и кто виноват на самом деле, иногда находятся люди, которые готовы взять ответственность на себя и попасть под незаслуженную критику или обвинения. Они знают, что справятся с этим, а истинный виновник, скорее всего, — нет».
Если в компании случается происшествие, то это общая беда. И если кто-то говорит: «Это произошло не из-за меня», то он ошибается.
Работа в команде предполагает коллективную ответственность за результат. Если кто-то перекладывает ее на плечи других, значит в команде ему не место» уверен Хейден.