Конечно, автор кокетничает, когда заявляет, что роман "не является версией" . На самом деле, это художественная версия всем известных событий( операция КГБ+ Сорни- Най+ зачистка) . Несомненная заслуга Анна Кирьяновой состоит в том, что биографии десяти туристов она наполнила подробностями реальной бытовой жизни, показала, что они тоже были именно живыми людьми, а не гипсовыми скульптурами( на чем настаивают иные самозваные ревнители культа жертв той трагедии) . Другое дело, какими средствами писательница достигла своей цели. Мне произведение напомнило публикации журнала " Смена" перестроечных времен: литературное мастерство высокое, но содержание "чернушное" . Например, почти всем участникам похода мужского пола приписан эдипов комплекс разной степени тяжести( они что, по этому признаку в группу собирались? маловероятно вообще- то) . " Любовный многоугольник" просто поражает количеством старательно вычерченных " углов" : Золотарев( по книге Степан Зверев, он же Рашид Магомед- оглы) с дружеской симпатией смотрит на Колмогорову( очень некрасивую Раю Портнову) . Колмогорова по уши влюблена в Егора( так! ) Дятлова, а тот влюблен в ослепительно красивую Любу( так! ) Дубинину. У Дубининой роман с Юрой Славеком( рожденном в лагере сыне иностранного коммуниста- единственная общая с Тибо деталь) , ему- то она и отдается ночью в общей палатке. Расстроенный Егор немножко уделяет внимания Рае, а та обращает свое внимание на замечательные качества товарища Зверева . Сошедший, подобно Юдину, с маршрута Толик Углов вступает в интимную связь с великовозрастной мансийкой. А уж вовсе ни на кого не похожий Олег Вахлаков испытывает почти эротические чувства при совершении клептоманских поступков. Вот такая " картина маслом" . Читательские ощущения как от "желтой" газеты: вроде понимаешь, что напечатана вздорная сплетня об известных людях, а читать занятно, пожалуй что и не оторваться. Лично мне кажется, что Кирьянова удивительно точно угадала одну важную особенность спецоперации: недостаточную информированность ее участников( Егора Дятлова и Степана Зверева) , недостаточную для понимания обстановки в районе Перевала. Близка мне и версия сознательного ухода десятого туриста. Очень убедительны сцены получения " секретного задания" Егором и допросов Толика Углова. А вот для получения " задания" вряд ли стали бы Дятлова " палить" вызовом в областное управление КГБ. Скорее пригласили бы в соответствующий кабинет внутри ВУЗа. . . Кульминация романа, честно говоря, разочаровывает. Постепенно и мастерски нагнетаемая жуть заканчивается наскоро описанным побоищем. Воображения для создания художественного объяснения реальной диспозиции на месте трагедии у Кирьяновой не хватило( " Кошки- мышки" тут бы подошли идеально, и тогда бы Стивен Кинг просто отдыхал) . Сцены " зачистки" вообще никакие: голливудский кгб- шник командует военными, поспешно убирающими следы крови. . . Сионизма
, как я ни старался его обнаружить, в книге нет. Нет и какой- то специальной мысли о том, что " угро- финские народы заслуживают уважения" . Просто манси показаны по доброму, как и принято в нашей литературе показывать малые народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. С другой стороны, может мне показалось, но в романе содержится намек на магическое убийство: шаман намерен любыми средствами защитить от духов своего будущего сына. А перед смертью последние дятловцы слышат звон колокольчиков( от бубна? ) . . . В целом, книга очень увлекательная.