Даерем , дарем, даэр, даер, . Очень может быть, что сочетание букв ае - длинный гласный мансийский звук , более пока фантазии не хватает.
Ох Вэйс (без тени упрёка или ещё чего-либо, наоборот, это свидетельствует, что направление мысли одинаковое). Я уже, на протяжении длительного времени, нисколько не преувеличивая пытался сопоставить ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ (наверное даже преуменьшаю) топонимов, ойконимов, гидронимов, и названий населенных пунктов, начиная с Северного Кавказа, где Семен родился и начинал заниматься туристической деятельностью, затем Западная Белоруссия, Польша, Восточная Пруссия... . В каких только значениях и переводах я их не изучал, предполагая, что наименование могло быть взято и на слух. Кавказские топонимы в адыгских, бжедугских, абадзинских, абхазских, черкеских, кабардинских, балкарских, карачаевских, осетинских звучаниях, переводах и местном произношении. Селения и реки, ручейки, горы и ледники, дороги, ущелья, горы, пещеры, колодцы и т.д. всё не перечислю. Белорусские, польские названия как ныне существующие, так и исчезнувшие. Как в старобелорусском, литвинском, литовском и т.п., так и в современном написании и звучании. Польские, белоруссккие наименования, где проходил путь 48-й и 70-й армий, 3-го гвардейского кавалерийского корпуса, 104-го понтонно-мостового батальона, 13 мотоинженерного понтонно-мостового полка. Восточнопрусские и померанские наименования в Россиийской империи, до ВОВ. и после, и за период гитлервской администрации.
Как только я не приближал, не сопоставлял известную надпись ко всему этому. Не ограничивался я только топонимами, другие характерные слова и смысловые выражения брал из этих языков.
Какие я только аббревиатуры ходившие в СССР в 20-30-40-х годов не изучал (официальные и неформальные).
Результат пока нулевой. Но поле поиска (по крайней мере для меня) сузилось, и поиск, думаю, еще там не закончен.
Если же поддерживать версию о надписи на мансийском, то наименований географических или местных мест, мало. Надо искать и мансийское смысловое выражение. И почему только на мансийском? Многие обско-угроведы (извините за такое грубое сокращение) изучают совместно мансийско-хантскую культуру (вогулов и остяков) и коми. Группа Дятлова двигалась в направлении границ Свердловской, Пермской (коми-пермяки) областей, Коми республики и Ханты-Масийского АО. Там такой языковой винегрет может быть.
В целом, я еще не закончил, даже по европейской части.
Всё это делал, чтобы как можно сузить поле поиска. И в конечном итоге, не исключаю, что всё это будет насмарку, по одной причине, которую я попытаюсь выяснить в ближайщее время. То есть, дальнейшее выявление смысла тату.