Ложное противопоставление ходульных образов.
Есенин был не крестьянин,а профессиональный поэт. Притом,очень расчетливый имиджмейкер и менеджер своей творческой продукции. Что отлично описывает Мариенгоф и что,конечно,в плюс Есенину. Богему Вы явно путаете с великосветским обществом,а какое ко всему этому имеет отношение Беркова для меня вообще загадка. Ну хотя бы пьяницей была что ли. . .
Я художник, я так вижу (с). Есенин со своим творчеством в то время был гениален, как в свое время Высоцкий. Если бы его стихи не имели бешеного спроса, никакой менеджмент бы его не спас. Я даже более скажу: в свое время он вряд ли нуждался в особом менеджменте, потому что его стихи передавались по сарафанному радио, попадая в нужные уши. Конечно, я приведу грубое сравнение, но аналогичным образом стала всесоюзно известной группа "Сектор газа": у них не было продюсера и менеджера, но тексты песен били в яблочко и их практически каждая собака знала и знает. Отсюда вытекает перманентный сбор больших аудиторий.
Понятие "Профессиональный поэт" я, если честно, слышу впервые. Поэт либо умеет обрамлять мысли рифмой, либо умеет, но не очень. И в любом случае его успех зависит только от того, попадут его стихи в уши имперетору, губернатору или певцу и понравятся ли они им. Больше его успех ни от чего не зависит и продать свой талант он сможет только, например, работая тамадой на свадьбах. Но, повторюсь, если его стихи не будут расходиться по сарафанному радио и не попадут в уши большим шишкам, то признанным поэт никогда не станет. Даже если он гениальный менеджер и пишет гениальные стихи. Мариенгоф тоже писал стихи, но императорская семья не приглашала его во дворец, чтобы их послушать. Потому что не нравились там его стихи. А Есенин нравился, и менеджмент тут совершенно не при чем, я считаю.