Воспоминания радиста Владимира Любимова - Воспоминания - форум Тайна.ли
Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Воспоминания радиста Владимира Любимова  (Прочитано 8006 раз)

0 пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

От пользователей форума 

Laura

  • Автор темы

  • Сообщений: 10 457
  • Благодарностей: 12 145

  • Расположение: Симбирск

  • Была 17.05.20 07:59

Чтобы не потерялось:

Записки радиста Владимира Любимова
Денис Мильков

Памяти группы Игоря Дятлова посвящается...

                                                Зимовка.
А , примерно, через 30-40 минут я переступил порог  зимовки.
Первое, после «здравствуйте», взглядом обхожу больного. А он сидел на раскладушке, установленной вдоль печки,  и перебирал руками полотенце с пятнами крови.
«Да ведь он не доедет на нартах. Что же делать?» - мелькнула у меня мысль.
Включаю рацию. Нас ждут. Первый вопрос подбазы – «Как больной?»  виброплексом передаю обстановку. Китаев не может принять такую скорость.  Получаю инструктаж по перемещению.
Пришли каюры. Быстро перекусив, собираются уходить.
«Володя!» - обращается старший из них, - «олень голодный, снег очень большой, мох достать не может, да и волки здесь шалят. Завтра рано – рано едем обратно»
Подхожу к больному, успокаиваю его, а он меня жалеет, что из-за него мне приходится прижимать зимовку.
Договорились, что утром приём-передача зимовки. На зимовке нас с Китаевым трое.
Двое рабочих и завхоз (его супруга). Рабочие оставаться отказываются.
Что делать? Приказ – это не выход из положения. После ужина засыпаю чуть ли не на ходу. Сон был тяжёлый. Я, то засыпал, то просыпался. На соседних нарах постанывал во сне мой спутник. И хотя она не в первый раз в экспедиции, такой маршрут перенесла впервые. Я не ошибся, назвав спутника «она». Да это была женщина – моя супруга. С завтрашнего дня завхоз зимовки.
Захотелось курить. Спички под койкой с часами. И словно кто-то вышвырнул меня из мешка. Время 8.25. Связь в 8.00.
Включаюсь. Меня ждут. Имеют срочную радиограмму
«Любимову – Китаеву.
При восходе солнца к Вам вылетает вертолёт. Колеватых»
Первое мгновение показалось, что я ещё сплю или это шутка радиста подбазы?
Выскакиваю на улицу в одних трусах, а небо – небушко всё в звёздах. А с западной стороны горизонта своим нижним рогом месяц, словно зацепился за выступ скалы.
Сколько простоял я у двери не помню. Помню только одно – я стоял у двери и плакал.
Второй раз во взрослой жизни. Успокоился. Умылся снегом. Вхожу, и толи проговорил, то ли промычал - «Ребята, к нам летит вертолёт…»
Подхожу к больному, но он опередил меня – «Не надо, Володя. Я всё слышал. Мой совет тебе – будешь делать обход, или бегать на охоту берегись погоды. Особенно ветра на горе.»
Включаю рацию, передаю фактическую погоду. Принимаю радио.
«Подготовьте площадку. Выключаться не смогу. Нужны нет носилки?  Возьму троих. Больного в сопровождении двоих. Рычик»
Ответ – « Носилки не нужны. Тяжёлый подход. Больного поднесём на себе. Любимов»
Если летит Рычик – задание будет выполнено.
1046 Подбаза. Вылет.
1310 Зимовка.   Вылет погрузка корма.
14.30 Упряжки выехали. Один рабочий. Возьмите на вертолёте одежду.
Итак : впереди почти 7 месяцев среди скал и снегов.
Хорошая погода простояла более недели. Успеваем выполнить наследство от уехавших зимовщиков.  Дважды бегал к месту выработок.
Обстановка и погода.
На приполярном Урале. Конец октября 1958 года. На склонах Яруты.
Снег вперемешку с курумником. При спуске покров снега увеличивается очень резко. У кромки леса до 2-2,5 метров. На зеркале реки Щугор всего 1-1,5 метра. В долине, где располагалась зимовка,  до 3 метров. В долине тишина. На склонах ветер сбивает с ног. К началу календарной зимы небо закрылось и начались сильные снегопады. Все силы отнимала позёмка.  Но кого сейчас это может интересовать?
Конец февраля 1959 года.
«Прогуливаясь»  по эфиру я отметил в диапазоне 3800-4500 не зарегистрированную рабочую радиостанцию. В те времена имел ли я право прослушивать работу других корреспондентов? Да, имел.
В 1947 году я закончил В.М.Школу связи спецназначения, получив специальность радиотехника и радиста – международника. При службе в ВМС имел допуск с грифом «СС».
При выходе в полевые условия от нач. связи экспедиции получил указания прослеживать эфир. Таких, как я, были дестяки. И что это давало? Отвечу – порядок. Каждый знал своё время выхода на связь. Частоту. Ни в лево ни в право.
Сообщаю своему нач.связи ( по инструкции ) . На второй день ответ – «Наблюдения прекратить!»
Но меня заинтересовали переговоры корреспондентов – «Ничего нового. Ищем»
Я не могу оперировать числами и часами хода событий, ибо это мои воспоминания давно прошедших лет. Но я хорошо помню этот день. В это день на неизвестных мне станциях шли интенсивные переговоры. Нашли двоих. Появились сообщения о вертолётах. И так – весь световой день. Рация, видимо, была включена постоянно. Радиограммы, которые передавались с места происшествия, т.е. не только с подписью отправителя, но и кто передал и принял.
В одной из радиограмм были пометки – «Передал Неволин. Принял Темников»
Знакомые радисты Северной экспедиции. Саша Темников – начальник связи. Значит Ч.П. в Северной. И тут мне помогли одни переговоры. Был использован позывной – «Каемка».
Это был позывной ивдельского аэропорта. На другой день слежу за связью диспетчера – «Да. Борт вылетел. Находится в квадрате «Посадка».
Так впоследствии узнаю место катастрофы.
Северная экспедиция в этих квадратах не работает, значит место авиакатастрофы – в горах.
Март – не зима, но и не весна. Бывает снег подтаивает днём, ночью мороз до минус 25. Снежный покров покрывается настом – не на лыжах, ни пешком. Работы на зимовках – хоть отбавляй. В конце марта заболел напарник. Закон подлости – закрываются горы.
Все силы на поддержание площадки для вертолёта.
1 апреля – точно помню. Прилетел вертолёт с начальником партии.
Пока шла погрузка – выгрузка Китаев даёт указание : В районе горы Отортен погибли туристы – студенты. Что случилось, пока никто не знает, подозревают мансийцев и беглую группу зеков. Картина страшная. Пятерых нашли, говорят на склоне, ещё четырёх ищут.
Володя, твоя задача – выйти на западный склон и обследовать его, затем пересечь восточный. Всё, что заметишь – сообщай!»
После выполнения задания я направил радиограмму –
«Ваше указание выполнил. Предложите придуркам версии уголовников переодеться в зековское и выйти в маршрут Вижай – Ушма – Отортен»
Рация поисковиков передавала  - «Ничего не обнаружено. Продолжаем поиск»
Я уже знал, что ищут их десятки людей. Знал, что среди пропавших девушка.
Вот тут мне пришла мысль – есть ли среди поисковиков туристы?
Вспомнилась встреча геологов со студентами – туристами из Перми в августе 1958 года.
С подбазы Тольи вышел трактор с-100 по руслу реки, в то время лёд ещё держался, через перевал по мансийской оленьей дороге.
9 мая прибыл первый отряд работников штольни, во второй половине дня прибыло руководство на МИ-4.
Через два дня я сдал зимовку и по приказу был назначен просто радистом партии 2. До сентября.
Я несколько раз пытался услышать «незнакомцев», но они молчали. Да я и так уже всё знал от прилетевших. Всё то, что они могли знать.
На этом можно было бы и закончить описание зимовки «Ярута» на самом истоке реки Щугор, если бы не два случая.

1. В июне месяце, примерно 15-17 числа, ровно в 05.36 над Ярутой, со стороны Верхщугорской метеостанции появился вертолёт МИ-1. По подлёту на посадочную площадку, было видно, что вертолётчик здесь впервые.
Первым у вертолёта оказался я. Вышел пассажир. Идём друг другу навстречу. Он показывает книжечку красного цвета – Капитан КГБ, тюменского УГБ.
(ф.и.о. не запомнил)
Вопрос – «Где можно видеть радиста?»
Отвечаю – «Я  - радист»
Просит пройти на рацию. Вопросы самые простые, но замечаю, что не за этим он прилетел. Заходит Китаев. Знакомится.
Капитан Китаеву – «Вы посидите здесь, а вы Владимир Алексеевич, выйдете со мной».
На улице вопрос – «Владимир Алексеевич, с какой стороны летели огненные шары и что они из себя представляют?»
Ответ – «Простите, но кроме луны и северного сияния, я ничего не видел».
 Капитан – «Вы уверены, что видели естественную луну?»
Ответ – «Двойников не видел. Правда, солнышко на сильном морозе бывает двойное».
Капитан – «Ну что же, подписку, я думаю, брать не надо».
Ответ – «Думаю, не надо. У меня, товарищ капитан, неразглашение на 25 лет и допуск два «С».
Не простившись с начальником партии, капитан улетел.

2. В рабочий сезон нас было человек 30-35. Естественно, нам нужен был туалет. И он был установлен в 100-150 метрах от жилого фонда. Старый шурф под 4 местной палаткой. Думая, что скоро прилетит вертолёт бывший начальник партии спустил с выработки часть бочкотары. Не из под ГСМ, а очень ценную – из под сыпучих материалов и сложили её в туалет.
Получив известие, что из-за непогоды я прибуду на оленях, он принял все меры на случай бурана. Все хоз.палатки были укреплены, а задние глухие стенки имели защиту – «Снежная стена».
Всё было бы хорошо, но перед новым 1959 годом, примерно с полудня, подошёл фронт, поднялся сильный ветер. Начался буран..
Два дня мы не выходили на улицу. На третий день, выйдя на улицу, я не обнаружил задней части палатки – туалета. Почти весь день ушёл на освобождение её от снега. Вся задняя стенка лежала на ней. Укрепив стенки и войдя в палатку, я был сражён. Бочки лежали, но это были уже не те бочки. Это была груда металлолома. Приёмщик потом всё удивлялся – «Чем это вы их?»
                                     Без хлеба.
Вот такой случай произошёл в середине января 1959 года.
Рабочая база на Яруте строилась опытными людьми с расчётом на 2-3 года. Два жилых помещения – землянки.
В общей жилой землянке была оборудована русская печь. В ней пекли хлеб, пироги (Щугор в то время называли «аквариумом хариуса»).
Проходчики работали по 12-15 часов в сутки, и им нужна была настоящая пища, а не американские консервы и галеты.
Сама печь была сделана с хитростью – кирпичная труба была широкой и выходила над крышей примерно метр. В случае завала землянки снегом эта труба являлась запасным выходом.
Но и тут не всё. Прораб, он же зам. Начальника Китаева Г.Г. придумал для подстраховки и вставил в кирпичную трубу – металлическую трубу, чтобы в случае полного завала в землянку поступал воздух.
Ничего не предвещало опасности, но внезапно завыли собаки.
Схватив ружьё, я бросился к двери – она открывалась внутрь, но не смог сдвинуть задвижку.
Послышался свист ветра, загремела заслонка трубы.
До утра не спали. Передал случившееся на подбазу. Вой в трубе прекратился, собаки молчали.
Утром выхожу – от трубы осталось несколько кирпичиков. Такие случаи не были редкостью. Вот так гуляет северный ветер.
                         
                                      Зина.
«Вот мы и в поезде. Перепели много песен. Интересно, что ждёт нас в этом походе, что будет нового?»
Поверь, Зина, как бы хотелось, чтобы что-то случилось с поездом, или в Серове не хватило бы билетов на ивдельский поезд. В конце концов, чтобы вас никто не подвозил, не брал ваши вещи.
Мне кажется, нужна была всего одна ночь или один день и, возможно, вы в эту страшную ночь не добрались до Холатчахля.
А там? Кто знает?
Объединив последние стоянки, можно сказать одно -  ничего, кроме инцидента с милицией, не случилось. Да мне кажется и милиционер просто прогнал вас на улицу, чтобы самому душевно влиться в вашу группу, побыть среди вашего смеха и песен, что очень редко случается в его «угодьях».
А сейчас вы уставшие и довольные своей судьбой сидите у жаркого костра, кто-то перебирает струны мандолины, кто-то затягивает, а может,  подпевает свою знаменитую «Бригантину»…
Не знаете вы – ребята, что это ваш последний вечер, последний день.
Усталые, но счастливые и радостные вы вырываетесь из тайги, с предгорного мелколесья на простор загадочного перевала. А там, совсем невдалеке, возвышается ваша мечта – покорённый Отортен, и вы уверены в том, что он покорится вам.
В свои двадцать с небольшим лет вы повидали много горных вершин. Сотни километров оставлены позади лыжных троп – прямых и извилистых.
Десятки костров горели под ваши песни и смех. В тридцати градусные морозы и небольшие февральские оттепели вы пробовали на вкус славу студенческого туризма.
Простите, может это не правда, а может просто мансийское поверье, но на это раз вы бросили вызов горе царского сословия, красавцу – Отортену, отцу Печоре – реке и Вишере.
Нет, не пустил вас к себе Отортен, преградив дорогу снегом и ураганным ветром. И перевал Холатчахля не пускал вас, предостерегая своим постоянным ветром.
Но вы пошли вперёд, укрывшись склоном, в последствии вырыв снежный ложок стали устраиваться на свою последнюю ночёвку.

http://www.proza.ru/2013/11/24/1777
http://taina.li/forum/index.php?msg=120553
Профиль разлогинен.


Поблагодарили за сообщение: Palmer | Соната | jack79 | serg2500 | KAMA | KUK | ivanes | Никанор Босой | netreader | kola64 | Александр Горбунов

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 9 989
  • Благодарностей: 6 527

  • Заходил на днях

http://taina.li/forum/index.php?msg=120553
Оттуда:
Нашел интервью с Любимовым КП.
Вот ссылка на саму статью: http://taina.li/forum/index.php?msg=10300
Раздел общественного фонда "Памяти группы Дятлова": https://taina.li/forum/index.php?board=16.0

За участие в жизни форума 

Никанор Босой


  • Сообщений: 5 936
  • Благодарностей: 6 186

  • Был вчера в 17:17

На приполярном Урале. Конец октября 1958 года. На склонах Яруты.
1 апреля – точно помню. Прилетел вертолёт с начальником партии.
Пока шла погрузка – выгрузка Китаев даёт указание : В районе горы Отортен погибли туристы – студенты. Что случилось, пока никто не знает, подозревают мансийцев и беглую группу зеков. Картина страшная. Пятерых нашли, говорят на склоне, ещё четырёх ищут.
Володя, твоя задача – выйти на западный склон и обследовать его, затем пересечь восточный. Всё, что заметишь – сообщай!»
Ярута - это 170 км на север от Перевала по прямой. И в конце марта - начале апреля кто-то озабочен возможным наличием там каких-то следов..


Поблагодарили за сообщение: Александр Горбунов

netreader


  • Сообщений: 386
  • Благодарностей: 109

  • Расположение: Москва

  • Был 08.05.21 00:47

В июне месяце, примерно 15-17 числа, ровно в 05.36 над Ярутой, со стороны Верхщугорской метеостанции появился вертолёт МИ-1. По подлёту на посадочную площадку, было видно, что вертолётчик здесь впервые.
Первым у вертолёта оказался я. Вышел пассажир. Идём друг другу навстречу. Он показывает книжечку красного цвета – Капитан КГБ, тюменского УГБ.
(ф.и.о. не запомнил)
Вопрос – «Где можно видеть радиста?»
Отвечаю – «Я  - радист»
Просит пройти на рацию. Вопросы самые простые, но замечаю, что не за этим он прилетел. Заходит Китаев. Знакомится.
Капитан Китаеву – «Вы посидите здесь, а вы Владимир Алексеевич, выйдете со мной».
На улице вопрос – «Владимир Алексеевич, с какой стороны летели огненные шары и что они из себя представляют?»
Вот оно как  =-O Выходит,  не только тов Иванову были интересны "огненные шары" зимой 58-59гг  8-) Однако, почему тюменское УКГБ интересуется, Ярута же в Коми?

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 9 989
  • Благодарностей: 6 527

  • Заходил на днях

Ярута же в Коми?
ХМНО (с 1948 до 1970 г. округ имел название "национальный") был на 1959 год в составе Тюменской области.

P.S. Хотя стоп, да, Ярута в Коми, не в ХМАО.
« Последнее редактирование: 29.03.19 15:05 »
Раздел общественного фонда "Памяти группы Дятлова": https://taina.li/forum/index.php?board=16.0


Поблагодарили за сообщение: netreader

Tsygankova Galina

  • Заблокирован

  • Сообщений: 10 654
  • Благодарностей: 3 291

  • Расположение: Днепр (Украина)

  • Была 02.01.24 13:17

    • Гипотезы
На улице вопрос – «Владимир Алексеевич, с какой стороны летели огненные шары и что они из себя представляют
Ответ – «Простите, но кроме луны и северного сияния, я ничего не видел».
 Капитан – «Вы уверены, что видели естественную луну?»
Ответ – «Двойников не видел. Правда, солнышко на сильном морозе бывает двойное».
Капитан – «Ну что же, подписку, я думаю, брать не надо».
Ответ – «Думаю, не надо. У меня, товарищ капитан, неразглашение на 25 лет и допуск два «С».
Не простившись с начальником партии, капитан улетел.
Вопрос капитана, конечно, интересный.:)
"Огненные шары" летали и севернее Отортена.
Главное, что интересовало капитана - знает ли радист откуда летели шары и что они из себя представляют.

netreader


  • Сообщений: 386
  • Благодарностей: 109

  • Расположение: Москва

  • Был 08.05.21 00:47

Ярута в Коми, не в ХМАО
Ярута на самой границе. Если на 59г ХМАО относился к Тюменской области, к явлению тюменского гостя вопросов нет - соседи ж.


Поблагодарили за сообщение: KUK

Юрий Б.


  • Сообщений: 127
  • Благодарностей: 186

  • Был 01.02.23 22:02

Вопрос капитана, конечно, интересный.
Вы поняли, что в беседе радиста и капитана КГБ речь идет о недавних событиях?
Дата не уточняется. Капитан удовлетворяется ответом про луну, не спрашивая, когда именно радист на луну смотрел. Так  разговор может идти только о событиях минувшей ночи.
Это июнь и дело Дятлова уже в архиве.
Сразу вспоминается полковник Куприянов.


Поблагодарили за сообщение: Tsygankova Galina

Хирург


  • Сообщений: 1 160
  • Благодарностей: 379

  • Расположение: Москва

  • Был 17.09.21 02:27

Был ли этот разговор на самом деле - мы не знаем. Но факт всплытия данной информации говорит о том, насколько качественно тогда поработали органы, чтобы как одну из версий прочно вложить в головы обывателей ракетную версию. С другой стороны, затраты на это дело мизерные: пара публикаций в газетах, показания "свидетелей" - и дело в шляпе.
— Вы должны были привлечь её внимание простым естественным вопросом. А вы что спросили? — «Как пройти (в библиотеку) на Перевал Дятлова?» — В три часа ночи?! Идиот! "Операция Ы"


Поблагодарили за сообщение: Tsygankova Galina

За активное участие в жизни форума 

arhelon


  • Сообщений: 7 291
  • Благодарностей: 8 236

  • Расположение: Подмосковье

  • Была 17.03.24 20:20

Но факт всплытия данной информации говорит о том, насколько качественно тогда поработали органы
Да, органы тогда работали качественно:
Цитирование
При выходе в полевые условия от нач. связи экспедиции получил указания прослеживать эфир. Таких, как я, были дестяки. И что это давало? Отвечу – порядок. Каждый знал своё время выхода на связь. Частоту. Ни в лево ни в право.
Сообщаю своему нач.связи ( по инструкции ) . На второй день ответ – «Наблюдения прекратить!»
Жизнь без кошек была бы скучна и безрадостна. Альф  - мохнатый гость с планеты Мелмак.

Tsygankova Galina

  • Заблокирован

  • Сообщений: 10 654
  • Благодарностей: 3 291

  • Расположение: Днепр (Украина)

  • Была 02.01.24 13:17

    • Гипотезы
Но факт всплытия данной информации говорит о том, насколько качественно тогда поработали органы, чтобы как одну из версий прочно вложить в головы обывателей ракетную версию.
Сейчас ничего не изменилось.
Народу в уши вкладывают "ракеты", "лавины", ... а огненные шары над головами людей как летали так и летают...

Юрий Б.


  • Сообщений: 127
  • Благодарностей: 186

  • Был 01.02.23 22:02

огненные шары над головами людей
Второй инцидент засвидетельствован у туриста Михаила Владимирова:
Новый, 1960, год мы, туристы встречали в доме полковника Куприянова, отца нашей сокурсницы Риты Куприяновой. Разговор невольно опять зашел о погибших политехниках. Был тут и Слава Карелин - участник поисков. Полковник сказал нам по секрету: когда все поисковики уехали с места трагедии, туда прибыли солдаты его полка. Вечером по рации сержант докладывает:
- Вижу, с горы катится огненный шар. Он делится на несколько шаров. Все это катится на нас. Что делать?
-Действуйте по обстановке.
-Принимаю решение: остаемся в палатке. Живы остались. Но - нервное потрясение.

https://taina.li/forum/index.php?msg=92649

В живой речи видеозаписи Владимиров рассказывал примерно так же, ничего не меняя по существу, но добавил немного подробностей про само новогоднее чаепитие и крутую квартиру Куприянова. С Ритой Куприяновой он был знаком хорошо. Если это выдумка, то выдумка самого полковника Куприянова. Владимиров выдумку исключает по причине статуса полковника. Я выделяю фразу «делится на несколько шаров», весьма возможную в современных уфологических текстах, но невероятную в выдумке 1959 года. Если ложь, то ложь со слов очевидца реального события – слишком хорошее знание матчасти.

Полнолуние было 20 июня. Любимов датирует события в интервале 15-17 июня. Луну он точно видеть в эти дни мог. Все правдоподобно.

Куприянов употребил слово «вечер». То есть, его не разбудили посреди ночи.
Любимов констатирует точное время 05:36. Не прошло и десяти часов после инцидента на наблюдательном посту, оставленном после завершения поисков на Холат-чакле, как КГБ уже опрашивает свидетелей на маршруте ОШ. Начеку они были, однако.

Любимов не первый опрошенный свидетель, поскольку капитан не спрашивает: «не видели ли вы…?», а сразу: «откуда ОШ летели, и как они выглядели?». Значит, ОШ на метеостанции Верхний Щугор (85 км. к северу от Яруты) реально наблюдали

Маршрут весьма знаковый. Гора Ярута и Верхний Щугор очень близки к линии Отортен – Южный Пайер.


Поблагодарили за сообщение: Tsygankova Galina | KUK

samara


  • Сообщений: 15
  • Благодарностей: 3

  • Расположение: Самара

  • Был 21.12.19 16:51

Ярута на самой границе. Если на 59г ХМАО относился к Тюменской области, к явлению тюменского гостя вопросов нет - соседи ж.
ХМАО и ЯНАО входили в качестве автономных округов в состав Тюменской области и были подчинены областному центру Тюмень.


Поблагодарили за сообщение: KUK

SHS

  • Заблокирован

  • Сообщений: 2 857
  • Благодарностей: 2 289

  • Расположение: планета Земля

  • Был 09.03.24 01:20

Капитан – «Вы уверены, что видели естественную луну?»
Ответ – «Двойников не видел. Правда, солнышко на сильном морозе бывает двойное».
Капитан – «Ну что же, подписку, я думаю, брать не надо».
А вот в УД полным-полно показаний людей, которые видели именно ОШ - и при этом были уверены, что это не луна, а "небесное явление".
Про подписку там вообще речь не шла, сколько помню.
Не знаю как кто, но вывод у меня из всех этих фактов, изложенных выше про конторского кэпа, извините, самый естественный - КГБ в деле Дятлова, скорее всего, играло лишь вспомогательную роль - были на подхвате, что называется, что тогда, что сейчас.
Ниже полнолуние на Перевале - ностальгия, хочу со всеми, но не получается.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к галерее изображений.

Пoчемучка

  • Заблокирован

  • Сообщений: 6 982
  • Благодарностей: 2 526

  • Была вчера в 10:55

1 апреля – точно помню. Прилетел вертолёт с начальником партии.
Пока шла погрузка – выгрузка Китаев даёт указание : В районе горы Отортен погибли туристы – студенты. Что случилось, пока никто не знает, подозревают мансийцев и беглую группу зеков. Картина страшная. Пятерых нашли, говорят на склоне, ещё четырёх ищут.
Володя, твоя задача – выйти на западный склон и обследовать его, затем пересечь восточный. Всё, что заметишь – сообщай!»
После выполнения задания я направил радиограмму –
«Ваше указание выполнил. Предложите придуркам версии уголовников переодеться в зековское и выйти в маршрут Вижай – Ушма – Отортен»

Я нашла подробностей про Китаева
http://samlib.ru/w/winogradow_aleksandr_wiktorowich/zapiskigeologorazwedchikakniga2.shtml
Цитирование
... п. Толья..., в этом посёлке до 1957 года располагалась Тольинская геологоразведочная партия Северной экспедиции , Уральского геологического управления. Занималась она разведкой угольных месторождений. Когда в 1957 году уральские геологи ушли, а тюменские ещё не пришли, весь посёлок на баланс взяла экспедиция N101 из п.Ново-Алексеевка, рядом с г.Первоуральск, которая занималась разведкой и добычей пьезооптического сырья в районах Среднего и Южного Урала. Там, на хребте, в районе горы Тельпос-Из они добывали пьезокварц, но запасы оказались маленькими. От Тольи это было около 60 км. и ближе никакого жилья не было. В 1962 году работы они свернули и предложили всё отдать тюменским геологам. Наши согласились.


Это
https://kzlager.net/personnel/kitaev-georgij-grigorevich/
Цитирование
Китаев Георгий Григорьевич

Родился в г. Екатеринбурге 23 сентября 1915 года в семье потомственного уральского горщика Китаева Григория Георгиевича. В 1930 в Кыштыме, где в то время работал его отец, Георгий закончил школу семилетку ФЗО (фабрично-заводского обучения). По окончанию школы фабрично-заводского обучения Георгий Китаев получил профессию формовщика. С 1932 по 1936 год обучался в Алапаевском геолого – гидро-геодезическом техникуме. С 1936 – 1937 год работал в УФАНЕ (Уральский филиал академии наук СССР) техником-геологом по вольфраму и золоту. С 1937 по 1940 год служил на Дальнем Востоке водителем штабной машины в 7-ом бомбардировочно-штурмовом полку. В 1939 году участвовал в боях Халхин-Голе. В 1940 году после возвращения в Свердловск Китаев работал инструктором физкультуры в спортобществе «Строитель Востока».
В 1941 году за месяц до начала Великой Отечественной войны Китаев был повторно призван в армию. Война застала его в пути к Великим Лукам, на станции Кунья. Он служил связным штаба 317-го отдельного линейного батальона 22-й армии.
В одном из ожесточенных сражении в июле 1942 года их часть попала в окружение. После долгих боев и скитаний бойцы и командиры остались без боеприпасов и продовольствия. Тогда было решено пробиваться к своим мелкими группами, одну из которых возглавил Георгий Китаев. Часть бойцов прорвались, а самому Георгию не удалось – попал в плен.
Судьба бросала солдата из одного концлагеря в другой. Но, ни голод, ни изнурительный труд, ни издевательства фашистов не сломили волю патриота.
В 1943 году Китаев попал во Францию на побережье Атлантического океана, в город Ландерно. Вместе с другими военнопленными – русскими, поляками, чехами, французами – его направили на строительные работы. Здесь он познакомился с французской девушкой Августиной Трегер, которая в лагере помогала пленным в освоении французского языка. Георгию удалось связаться с партизанами. С этого момента началось его участие в движении Французского Сопротивления. Вскоре с фашистского склада стали пропадать боеприпасы, их прятали в пустые бочки, в которых отец Августины Трегер возил воду для столовой лагеря.
В июне 1944 года был подготовлен массовый побег. Когда большую колонну пленных перегоняли в другой лагерь, по сигналу Китаева они напали на конвоиров, перебили их, захватили обоз с оружием и продовольствием. Более двухсот человек привёл Китаев в партизанский отряд и до Победы воевал во Франции.
За мужество и самоотверженность в боях при освобождении городов Поспадер, Ланильдю, Аржентан, Ланривуаре, Портсаль, Пуант де Гаршин, Георгий Китаев награждён Боевым крестом с серебряной звездой и другими орденами и медалями Франции.
После возращения на родину Китаева обвинили в государственной измене и отправили в исправительно-трудовой лагерь на 5 лет на Колыму. Был реабилитирован в 1956-м году.
После освобождения осваивал месторождения кыштымских пьезокварцев. Был начальником Уфалейской партии располагавшейся в посёлке Слюдорудник (1957–1958). Осенью 1958-го года Георгий Григорьевич попал снова под подозрение КГБ (Комитет государственной безопасности CCCP) и выслан из Кыштыма из-за соображений секретности, поскольку Кыштым находился по соседству с секретным атомным предприятием (ныне Федеральное Государственное Унитарное Предприятие «Производственное Объединение «МАЯК»). Работал на Северном Урале в Тюменских краях в составе Средне – Уральской Экспедиции № 101.
В 60-е годы прошлого века во Франции стали интересоваться судьбой своего героя Георгия Китаева. После запроса французских властей Китаева срочно нашли и вернули в Свердловск, дали работу и квартиру. В Свердловске Китаев работал аппаратчиком завода пластмассовых изделий.
Георгий Китаев с детства увлекался лыжным спортом.
После выхода на пенсию он вернулся в Кыштым. В 1983 году, он стал чемпионом Челябинской области среди ветеранов спорта. Имел звание и знак «Ветеран спорта РСФСР».
Умер 25 мая 1997 года в г. Кыштыме. Похоронен на кладбище в г. Кыштыме.
Награды:
1. Орден Отечественной войны I степени.
2. Орден Военный крест с серебряной звездой. (Croix de Guerre) Франция.
3. Орден. Военный крест. Франция.
4. Почётный крест «Комбатан волонтёр». Франция.
Медали:
1. Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
2. Медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
3. Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
4. Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
5. Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
6. Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
7. Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
8. Юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
9. Юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
10. Ветеран труда.
Знаки:
1. Отличник Социалистического соревнования РСФСР.
2. 50 лет в лыжном спорте.
3. Мастер спорта СССР по лыжным гонкам 1938 год.
4. Знак участника Французского Сопротивления 1995 год Франция.

Источник: Кыштымский историко-революционный музей


Вот такие люди были причастны как бы к поисковым работам по гр. Дятлова.
Не биография, а кино на 17 серий мгновений.
« Последнее редактирование: 09.01.22 12:27 »


Поблагодарили за сообщение: Sergei_VL | a.fet

Frida


  • Сообщений: 168
  • Благодарностей: 132

  • Был 22.02.22 02:22

«Предложите придуркам версии уголовников переодеться в зековское и выйти в маршрут Вижай – Ушма – Отортен»
т.е. радист Любимов этой фразой категорически отметает любые версии удачного прохода предполагаемыми зеками предполагаемого маршрута Вижай – Ушма – Отортен по причине погодных условий, так?
Записки радиста Владимира Любимова
Конец февраля 1959 года.
«Прогуливаясь»  по эфиру я отметил в диапазоне 3800-4500 не зарегистрированную рабочую радиостанцию. В те времена имел ли я право прослушивать работу других корреспондентов? Да, имел.
В 1947 году я закончил В.М.Школу связи спецназначения, получив специальность радиотехника и радиста – международника. При службе в ВМС имел допуск с грифом «СС».
При выходе в полевые условия от нач. связи экспедиции получил указания прослеживать эфир. Таких, как я, были дестяки. И что это давало? Отвечу – порядок. Каждый знал своё время выхода на связь. Частоту. Ни в лево ни в право.
Сообщаю своему нач.связи ( по инструкции ) . На второй день ответ – «Наблюдения прекратить!»
Но меня заинтересовали переговоры корреспондентов – «Ничего нового. Ищем»
Я не могу оперировать числами и часами хода событий, ибо это мои воспоминания давно прошедших лет. Но я хорошо помню этот день. В это день на неизвестных мне станциях шли интенсивные переговоры. Нашли двоих. Появились сообщения о вертолётах. И так – весь световой день. Рация, видимо, была включена постоянно. Радиограммы, которые передавались с места происшествия, т.е. не только с подписью отправителя, но и кто передал и принял.
В одной из радиограмм были пометки – «Передал Неволин. Принял Темников»
Знакомые радисты Северной экспедиции. Саша Темников – начальник связи. Значит Ч.П. в Северной. И тут мне помогли одни переговоры. Был использован позывной – «Каемка».
Это был позывной ивдельского аэропорта. На другой день слежу за связью диспетчера – «Да. Борт вылетел. Находится в квадрате «Посадка».
Так впоследствии узнаю место катастрофы.
Северная экспедиция в этих квадратах не работает, значит место авиакатастрофы – в горах.
Март – не зима, но и не весна. Бывает снег подтаивает днём, ночью мороз до минус 25. Снежный покров покрывается настом – не на лыжах, ни пешком. Работы на зимовках – хоть отбавляй. В конце марта заболел напарник. Закон подлости – закрываются горы.
Все силы на поддержание площадки для вертолёта.
1 апреля – точно помню. Прилетел вертолёт с начальником партии.
Пока шла погрузка – выгрузка Китаев даёт указание : В районе горы Отортен погибли туристы – студенты. Что случилось, пока никто не знает, подозревают мансийцев и беглую группу зеков. Картина страшная. Пятерых нашли, говорят на склоне, ещё четырёх ищут.
Володя, твоя задача – выйти на западный склон и обследовать его, затем пересечь восточный. Всё, что заметишь – сообщай!»
После выполнения задания я направил радиограмму –
«Ваше указание выполнил. Предложите придуркам версии уголовников переодеться в зековское и выйти в маршрут Вижай – Ушма – Отортен»

Пoчемучка

  • Заблокирован

  • Сообщений: 6 982
  • Благодарностей: 2 526

  • Была вчера в 10:55

«Предложите придуркам версии уголовников переодеться в зековское и выйти в маршрут Вижай – Ушма – Отортен»
т.е. радист Любимов этой фразой категорически отметает любые версии удачного прохода предполагаемыми зеками предполагаемого маршрута Вижай – Ушма – Отортен по причине погодных условий, так?
Скорее всего этой фразою Любимов дает понять, что он мало понимает в технологии побегов. Побегушники готовились к побегам.
Это были люди которые точно представляли что за погода и обстоятельства их ожидают. Они ведь "на природе" находились не один год.
Владимиров описывает в "В страну Югорию" эпизод когда туристов из их группы приняли на беглых зеков.

Я ж в данном контексте - опиралась на иное именно содержание воспоминаний Любимова.
1) Любимов охранял оставшиеся запасы взрывчатки
2) на 1 апреля еще вполне так рассматривалась версия беглых зеков
3) Китаев был тем человеком которому КГБ выставляло бы задачи.

https://www.kp.ru/daily/25947/2890877/
Цитирование
В Ивделе познакомились мы с Любимовым Владимиром Алексеевичем, работавшим в те времена радистом. В конце 1958 года Владимира Алексеевича вдвоем с женой отправили зимовать под гору Ярута. Это в 200 км на север от перевала Дятлова. Летом геологи под Ярутой искали полезные ископаемые и оставили на зиму несколько тонн взрывчатки. Владимир Алексеевич должен был до тепла охранять это добро и сообщать по рации о своих делах.
« Последнее редактирование: 16.01.22 17:38 »

Олег Таймень

  • Заблокирован

  • Сообщений: 148
  • Благодарностей: 87

  • Расположение: Новокузнецк

  • Был 28.02.23 11:48

    • YouTube - канал
«Предложите придуркам версии уголовников переодеться в зековское и выйти в маршрут Вижай – Ушма – Отортен»
т.е. радист Любимов этой фразой категорически отметает любые версии удачного прохода предполагаемыми зеками предполагаемого маршрута Вижай – Ушма – Отортен по причине погодных условий, так?
При благоприятных погодных условиях, зэкам это сделать невозможно без туристического снаряжения, хорошей подробной карты и туристического опыта зимних походов..