совершенно удивительные сведения о сотне "пустынников", поселившихся в верховьях реки Унья и убивавших приходящих к ним людей
Пустынники - это старообрядцы.
https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:teVgBKbNFk4J:https://forum.vgd.ru/post/39/43921/p2283652.htm+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru"... ПУСТЫННИЧЕСТВО.
Одним из явлений, присущих глухому Чердынскому краю, осо
бенно верховьям горных р. р. Печоры, Уньи, Колвы и их притоков,
является пустынничество. Точное время его возникновения неизвестно,
но если верить рассказам местных жителей, то таковое относится
к началу XVIII столетия. Кто были первыми поселенцами в пустынях,
также неизвестно, но судя но теперешнему составу пустынников мож -
но предполагать, что они были из граждан близлежащих селений.
Первые поселения возникли на реке Колве в районе тепереш
него села Тулпана. Из названия деревни Монастырской можно заклю
чить, что тут когда то существовал старообрядческий скит. И до сих
пор все жители района придерживаются старообрядчества. При раз
витии колонизации пустынножителям пришлось отступить в более
глухие углы и в настоящее время пустыни располагаются только
в самых верховьях р. р. Колвы, Уньи и Печоры, куда, кроме реки,
никаких путей сообщения нет. Количество пустынножителей вначале
'достигало значительного числа и еще в 1909 году всех известных
пустынь было:
В 1912 году в связи е празднованием благовещения в один день
с пасхой что по убеждениям старообрядцев грозило „вторым при
шествием", количество пустынников возросло чуть не в три раза, и
большинство из жителей деревень Дии, Бердыша и Сурьи в то время
„спасались" по пустыням. Много курьезов рассказывают про них их
соседи.—„Как дурные начали все распродавать, а даром не отдавали,
хотя и ждали „второго пришествия11. А потом как вышли из пу
стыни, так ребят сколько привели. Нече было делать, так с бабами
хороводились. Спасенные души"—иронически говорили они. Знаю я
одного и-з таких бывших пустынножителей, который в течение десяти
лет спасался, и что же—теперь забыл и „древнее благочестие" и его
уставы. Как только приедешь в деревню, так первый посетитель он и
просит дать покурить. Интересно смотреть на этого взрослого „ди-
тятю" когда он как вор озирается, держа в руках запретный, но лю
бимый им „крючок с табаком.—Увидит баба—забранится"—оправды
вается он. Когда спрашиваешь его, зачем жил в пустыни, то он заяв
ляет, что был глуп. Большинство из спасающихся от „второго при
шествия" через несколько лет выехали в свои прежние местожитель
ства. ...
Из перечисленных выше пустынников двадцать человек жили с
семьями. Большинство семейных были или спасающиеся от „второго
пришествия" или просто любящие простор пустыни. Многие занима
лись земледелием и охотой, нарушая этим устав пустыни. Ясно, что
целью их проживания было не спасение, а чисто материальные при
чины. Принимая во внимание то обстоятельство, что вблизи сущест
вующих селений удобных для земледелия мест мало и имеющиеся за
няты, то ясно, что некоторые выезжали в леса для приискания удоб
ных угодий.
Весной 1924 года в означенном районе проживаии:
По р. Уйвожу—Чагин Федор Евстафьевич, Мисюрев Иван Ники
тич, Мисюрева Акулина и еще какая-то старуха.
По р. Колве—Пашин Анисим и Собянин Родион. Прежде про
живающего здесь поименованные в списке жители частью померли,
частью выехали в деревни, а молодые девицы большинство вышли
замуж. Желающих поселиться вновь не находится.
Казалось бы, что с приходом к власти трудящихся пустынни
чество, как пережиток фанатизма должно прекратиться, тем более
влияние на молодежь службы в Красной армии должно сильно по
дорвать престиж религии вообще и религиозного фанатизма в част
ности, но..
Годов двадцать тому наза?х среди темных жителей района нача
лась проповедь новых путей ко спасению души мужика и кармана
благочестивых „старцев*. Народ именует новых последователей этош
учения „скрытниками". Одним из главных пунктов учения—есть тре
бование полного отказа от собственности и передачи всего имущества
в „келью", где главным хозяйном является „старец". Весь народ,
согласно учения, делится на два разряда, странников и страннопри
имцев. Обязанность странноприимцев заключается в доставлении ма
териальных средств „странникам", а те в свою очередь должны обее-
печить странноприимцам „царствие небесцое*. Не правда ли, выгод
ная комбинация... Каждый вновь поступающий верующий должен
быть или тем или другим. Странник должен быть вновь окрещен, и.
чтобы не поганить свое „ангельское" имя, проживать в „келье“.
Странноприимцы же могут жить семьей и работать. На моленьях не
крещеные странноприимцы не могут молиться наравне с „рабами бо
жиими", как называют себя странники, и принадлежность их к секте
дает право „класть начал". При приближающейся смерти страннопри
имцев, несмотря на род болезни и погоду, крестят в реке. Выл слу
чай в деревне Гадье. Один из странноприимцев болел тифом, и поло
жение его признано „старцами" безнадежным, а потому приступили
к „крещению*. Дело было зимой. И вот вновь крещеный при помощи
крещения отправился на тот свет со скоростью радио-волны. Зато
спас себя от вечного огня.
До революции проповедь этого учения была сравнительно слабая,
так как руководитель секты Ильинский купец Рукавицын Василий
Иванович ловил более жирную рыбку и на такую мелочь, как мужики,
обращать внимания не приходилось. Но грянула революция, и на
житые этим учением заводы национализированы. „На безрыбьи и рак
рыба" и все силы были командированы на распространение учения в
более глухие углы. Интересно, что среди проповедников появились
люди из Пермского уезда и даже из г. Данилова Московской губ.
Началось забивание голов у темных мужиков. Организовалось особое
агитационное бюро и ораторы ,щтарцы“ не оставили в покое не один
даже самый темный глухой угол. В результате весь край покрылся
сетью „келий* с живущими в них „рабами божьими*. Есть деревни,
где все поголовно население „странноприимцы*, как например, дер.
Черепанова. Как живут „рабы божьи* можно судить из следующего
факта. Зимой 1924 года мне пришлось быть в упомянутой деревне.
Захожу в один дом—нет ни одной бабы, иду в другой—то же. Нако
нец, вижу, что из нижнего конца деревни толпой появился весь-
«дамский персонал». Спрашиваю хозяйку, куда они это ходили. „А в
келье пол мыть*.—А в „келье" до тридцати баб живут и оказывается,
некому., пола вымыть. „Да, ведь им грешно работать*—уверяла хо
зяйка. Против рожна не попрешь..."
П.С. Перечень всем известных по УД фамилий пустынников - я не цитатнула.
Но, думаю, "пустынники" - это выдумка, просто проводники не хотели по каким-то причинам вести Белоусова прямым путем с Уньи на Лозьву и рассказали легковерному студенту байку об ужасных людях, обитающих на этом пути.
Увы, баек не было. Были печальные будни секты. Сколь там случаев убиваний пришлых и иноверных было - история молчит. Но то что жесткие были порядки - это однозначно.
http://bushuew.ru/index.php/tur/131-k-sineyushchim-vershinam.html?start=2"... Проплываем мимо скалы из белоснежного известняка, скала буквально магнитит наши взоры, но рисунков не видать. За утёсом Первокаменным показались строения единственной на Унье деревни Усть-Бёрдыш. В четырёх избах живёт семья потомков старообрядцев.
В Печёрском крае раскольники появились в начале 18-го века. Так называемые «строгие пустынники» забирались в непролазные дебри по рекам Щугор, Илыч, Подчерем. За «верными» шли «менее строгие», они рубили избы, осваивали необжитые места. До появления староверов, в самых верховьях Уньи, близ гор, стояли юрты вогулов Минея и Алексея Укладовых. Вскоре вогулы ушли на Лозьву, почувствовав ущемление своих прав на лесные угодья.
В Усть-Бёрдыше, куда мы приплыли, патриарх местного семейства Чагин - этакий старичок-лесовичок, вертел головой, на вопросы загадочно улыбался, забавно посвистывал носом, словно охотничьим манком..."
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/21406/1/us1998-21.pdf"... В Печорском бассейне странничество получило
распространение только по Унье-реке. В ходе экспедиционной работы мы
узнали немало примеров, когда полемическая борьба завершалась уходом
поморце в во вновь образованные пустыни. Так, после 1912 г. по реке Патраковка, невдалеке от печорской деревни Курья, поселился Гаврил Пашин из
деревни Нюзим. Впоследствии к нему приехали три старушки из колвинской
деревни Гадьи. В пустыни было построено 7 домов. На втором этаже
большого дома находилась молельня. По праздникам здесь собирались
поморцы всех верхнепечорских деревень. Сюда же привозили детей крестить. Патраковская поморская пустынь сохранялась до середины 1930-х гг. ..."