Литература о Северном Урале - стр. 4 - Краеведение - форум Тайна.ли
Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Литература о Северном Урале  (Прочитано 35212 раз)

0 пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Пoчемучка


  • Сообщений: 8 241
  • Благодарностей: 3 260

  • На форуме

Литература о Северном Урале
« Ответ #90 : 23.04.20 15:02 »
Пoчемучка,  каким боком индейцы?
Обеими. Это Вам - не пятиногая лошадь... Это история человечества...
https://usagif.com/wp-content/uploads/gifs/black-cat-19.gif

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

Литература о Северном Урале
« Ответ #91 : 23.04.20 15:10 »
Обеими. Это Вам - не пятиногая лошадь... Это история человечества...
В смысле? Продолжайте

Пoчемучка


  • Сообщений: 8 241
  • Благодарностей: 3 260

  • На форуме

Литература о Северном Урале
« Ответ #92 : 23.04.20 15:36 »
В смысле? Продолжайте
О чем? О смысле типа споров с  Вами? Я тут что ли как С.А. Золотарев член общества по распространению научных и политических знаний?
Не. Я б с  bestiarys чего-нить пообсуждала. Там действительно знания за спиною. Есть чего узнать.
« Последнее редактирование: 23.04.20 15:38 »
https://usagif.com/wp-content/uploads/gifs/black-cat-19.gif

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

Литература о Северном Урале
« Ответ #93 : 23.04.20 21:18 »
О чем? О смысле типа споров с  Вами? Я тут что ли как С.А. Золотарев член общества по распространению научных и политических знаний?
Не. Я б с  bestiarys чего-нить пообсуждала. Там действительно знания за спиною. Есть чего узнать.
Пoчемучка,  о чём Вы собрались спорить? У нас обсуждение в форме диалога. Вы определяете манси как индейцев, я спрашиваю - почему? т.к. до Вашего определения манси относились к финно-угорской группе, с " по данным В. Н. Харькова, у манси и хантов преобладает Y-хромосомная гаплогруппа N1b — 57%, на втором месте находится гаплогруппа Q1a3 — 21%. Затем идут гаплогруппы R1a — 14% и N1c1 — 7,1%, R1b — 0,9%."...

Среди индейцев представлены следующие гаплогруппы:
гаплогруппа C (Y-ДНК)
гаплогруппа Q (Y-ДНК)
гаплогруппа R1 (Y-ДНК)
гаплогруппа A (мтДНК)
гаплогруппа B (мтДНК)
гаплогруппа C (мтДНК)
гаплогруппа D (мтДНК)
гаплогруппа X2a (мтДНК)
некоторые другие крайне редкие гаплогруппы Y-ДНК и мтДНК


Поблагодарили за сообщение: odnokam

Пoчемучка


  • Сообщений: 8 241
  • Благодарностей: 3 260

  • На форуме

Литература о Северном Урале
« Ответ #94 : 23.04.20 21:28 »
Пoчемучка,  о чём Вы собрались спорить?
Манси владели техникой левитации?
« Последнее редактирование: 23.04.20 21:29 »
https://usagif.com/wp-content/uploads/gifs/black-cat-19.gif

За активное участие в жизни форума 

Дмитрий Карягин


  • Сообщений: 35 796
  • Благодарностей: 27 588

  • Расположение: Петербург

  • Был 27.07.22 20:15

Литература о Северном Урале
« Ответ #95 : 06.05.20 23:24 »
Пoчемучка,  о чём Вы собрались спорить? У нас обсуждение в форме диалога. Вы определяете манси как индейцев, я спрашиваю - почему? т.к. до Вашего определения манси относились к финно-угорской группе, с " по данным В. Н. Харькова, у манси и хантов преобладает Y-хромосомная гаплогруппа N1b — 57%, на втором месте находится гаплогруппа Q1a3 — 21%. Затем идут гаплогруппы R1a — 14% и N1c1 — 7,1%, R1b — 0,9%."...

Среди индейцев представлены следующие гаплогруппы:
гаплогруппа C (Y-ДНК)
гаплогруппа Q (Y-ДНК)
гаплогруппа R1 (Y-ДНК)
гаплогруппа A (мтДНК)
гаплогруппа B (мтДНК)
гаплогруппа C (мтДНК)
гаплогруппа D (мтДНК)
гаплогруппа X2a (мтДНК)
некоторые другие крайне редкие гаплогруппы Y-ДНК и мтДНК
Среди индейцев-делаваров есть племенная группа под названием "манси".
Вообще, этот этноним распространен достаточно широко, он не является монопольным достоянием одного, интересующего нас народа. По мнению Л. Гумилева, "манси" , "мишари" , "мещера", "мокша" , "мадьяры" это разные варианты одного и того же слова. Конечно, делавары-манси тут стоят особняком. Уж слишком они удалены от своих "тезок". Возможно, это просто казус. Но может это и отзвук каких-то древнейших миграций в праистории человечества. Все знают о родстве обских и дунайских угров. Но откуда взялось слово "манси", со всеми его вариациями? Не исключено, что оно появилось намного ранее формирования угро-финской лингвистической общности.
Министерство Пространства и Времени


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

Литература о Северном Урале
« Ответ #96 : 06.05.20 23:39 »
Дмитрий Карягин,  интересная мысль. А если соотнести с санскритом или древнеарийским?

Тамара Орлова


  • Сообщений: 1 120
  • Благодарностей: 1 282

  • Расположение: Новочебоксарск

  • Была вчера в 22:57

Литература о Северном Урале
« Ответ #97 : 06.05.20 23:49 »
Дмитрий Карягин,  интересная мысль. А если соотнести с санскритом или древнеарийским?
Недавно попалась  такая вот информация. На языке ацтеков слово КОЛОТЛ означает скорпион и имеет значение смертельной опасности. Имеется в виду астрономия ацтеков. А не мансийский ХОЛАТ...
« Последнее редактирование: 06.05.20 23:58 »

За активное участие в жизни форума 

Дмитрий Карягин


  • Сообщений: 35 796
  • Благодарностей: 27 588

  • Расположение: Петербург

  • Был 27.07.22 20:15

Литература о Северном Урале
« Ответ #98 : 06.05.20 23:52 »
Дмитрий Карягин,  интересная мысль. А если соотнести с санскритом или древнеарийским?
В угро-финских языках целый пласт лексики имеет иранское происхождение. "Мокшу" заманчиво, конечно соотнести с известным, тождественным по звучанию, индуистским термином,но это будет притягивание за уши. Вот соседство с иранцами это бесспорный исторический факт. Возможно, "манси" происходит от иранского "муж", "мужчина". Не знаю, как это слово звучало у кочевых иранцев,но видимо очень близко к звучанию у других индоевропейских народов.
Министерство Пространства и Времени


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

Литература о Северном Урале
« Ответ #99 : 07.05.20 00:05 »
Манси произносят своё родовое обозначение как "мэнэси", гласные проглатываются, корень "ман" "мэн". 


Поблагодарили за сообщение: Дмитрий Карягин | odnokam | KUK

За активное участие в жизни форума 

Дмитрий Карягин


  • Сообщений: 35 796
  • Благодарностей: 27 588

  • Расположение: Петербург

  • Был 27.07.22 20:15

Министерство Пространства и Времени

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

Литература о Северном Урале
« Ответ #101 : 07.05.20 00:15 »
Дмитрий Карягин,  спасибо за ссылку.
Я бы "munsee" прочла как "мунсии"   :)

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 022
  • Благодарностей: 2 582

  • Был 22.11.24 22:22

Литература о Северном Урале
« Ответ #102 : 02.06.20 22:25 »
Уважаемые форумчане!
Насколько все-таки богата история "нашего" маленького и далекого Ивдельского района! Оказывается, там был даже научный стационар! И, видимо, имел немалое значение. Вот отрывок из книги о В.И. Патрушеве, первом директоре Института биологии Уральского Филиала Академии Наук (УФАН). Страница 77 - "по распоряжению Президиума УФАН СССР от 13 ноября 1944 года, не успев демобилизоваться, Василий Иванович становится директором Института. Уже 16 ноября он уехал в Ивдельский стационар УФАН". На третий день директорства отправился товарищ Патрушев "к нам", в Ивдельский район!
Чем занимался Стационар, непонятно. Но в книге есть справка под грифом "СЕКРЕТНО' Подлежит возврату в Особый сектор", там такие сведения:
"Оказана помощь Полуночному рудоуправлению в освоении Юркинского болота, а также аналогичная помощь Ивдельлагу в освоении Ивдельского болота."
В.И. Патрушев - видный генетик, ученик Н.И. Вавилова. Родился в Вятской губернии и летчику Патрушеву, видимо, не родственник.

Книга называется так: Колосова Е. Н. Василий Иванович Патрушев: известный и неизвестный. Документальная повесть. - Екатеринбург-Сургут: издательство «Магеллан», 2008 - 208 с.
Висит здесь: https://ipae.uran.ru/sites/default/files/publications/ipae/0359_2008_Kolosova_Patruschev.pdf
« Последнее редактирование: 02.06.20 22:27 »


Поблагодарили за сообщение: KUK

За участие в жизни форума 

Никанор Босой


  • Сообщений: 6 010
  • Благодарностей: 6 262

  • Был 08.11.24 12:37

Литература о Северном Урале
« Ответ #103 : 03.06.20 17:57 »
летчику Патрушеву, видимо, не родственник
Тесна, тесна Свердловская губерния.

Цитирование
В числе важнейших достижений Уральской академической науки этих лет следует назвать работы ученых химического и электрохимического профиля.
Сотрудникам лаборатории электрохимии расплавленных солей под руководством С.В.Карпачева были найдены пути увеличения производства алюминия и магния. С.В.Карпачев и С.И.Ремпель предложили добавлять в электролизные ванны при получении алюминия небольшое количество соединений кальция, что позволило увеличить выход металла (Al) на 4%.
[А.С. №4934 И А.С. №7249]. При крупных масштабах алюминиевого производства это было огромным, значительным достижением. Так, из алюминия дополнительно полученного в течение года, можно было изготовить более ста самолетов. Кроме того, используя изобретение ученых, удавалось сэкономить электроэнергии столько, что ее хватило бы на освещение двух таких городов, как Свердловск тех лет.
*                https://monographies.ru/ru/book/section?id=3206

Чем занимался Стационар, непонятно.
Занимался всем.

Цитирование
Тюменское руководство продолжало настаивать на увеличении масштабов нефтепоисковых работ в регионе, комплексном научном обеспечении поиска. В мае 1954 г. Ф.С. Горячев обращается в ЦК с просьбой поручить АН СССР перевести Ивдельский стационар Уральского филиала АН, созданный для изучения Севера, в район г. Салехарда со всем штатом и оборудованием,
передав ему базу Полярно-Уральской экспедиции АН, размещенную в пос. Лабытнанги (Ханты-Мансийский округ). Тюмень предлагала возложить на стационар организацию комплексного всестороннего изучения территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого национальных округов.
*               Карпов В.П. Анатомия подвига. стр.21.


Поблагодарили за сообщение: odnokam | KUK

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 022
  • Благодарностей: 2 582

  • Был 22.11.24 22:22

Литература о Северном Урале
« Ответ #104 : 14.07.20 17:05 »
Уважаемые форумчане!
Перед новой поездкой в Химки решил почистить фотоаппарат. Нашлись еще несколько страниц из диссертации, где описан район, прилегающий к Холат-Чахлю с запада. Интересно, что автор проводил работы в 1959 году, то есть этот район не был "закрыт" для посещения после гибели Группы.

Надо сказать еще, что в Химках, где хранятся ВСЕ защищенные в СССР диссертации, нет и следов двух весьма интересных для нас:

Бызова С.Л. Геология и геоморфология бассейна верхнего течения р. Колвы и Уньи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук. Москва, 1953. ВНИГРИ.

Ястребов Е.В. Геоморфология бассейна Верхней Лозьвы. Свердловск. 1953

Я даже ходил в Спецхран библиотеки - там клянутся, что и у них этих диссертаций нет! Может, кто-то из форумчан вхож в библиотеки ВНИГРИ и Уральского университета, где защищались эти диссертации?


Поблагодарили за сообщение: KUK | Никанор Босой

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

Литература о Северном Урале
« Ответ #105 : 15.07.20 15:54 »
odnokam,  здравствуйте.
 На нижней карте помечено "Маньские Болваны",  что это может быть?
« Последнее редактирование: 15.07.20 19:00 »


Поблагодарили за сообщение: odnokam

За участие в жизни форума 

Никанор Босой


  • Сообщений: 6 010
  • Благодарностей: 6 262

  • Был 08.11.24 12:37

Литература о Северном Урале
« Ответ #106 : 15.07.20 16:55 »
Нашлись еще несколько страниц из диссертации, где описан район, прилегающий к Холат-Чахлю с запада. Интересно, что автор проводил работы в 1959 году, то есть этот район не был "закрыт" для посещения после гибели Группы.
Что характерно, у Гуслицера Отортен и Лунт-Хусап-сяхл названы и указаны правильно, т.е. согласно мансийской оронимике, а не последующим  картографическим ошибкам. Ибо названия гор сообщены ему самой Варсонофьевой..

на нижней карте помечено "Маньские Болваны",  что это может быть?
Возвышенность Манзские Болваны, лист карты Р-40-69,70, внизу справа.


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha | odnokam | KUK

Пoчемучка


  • Сообщений: 8 241
  • Благодарностей: 3 260

  • На форуме

Литература о Северном Урале
« Ответ #107 : 15.07.20 18:36 »
Бызова С.Л. Геология и геоморфология бассейна верхнего течения р. Колвы и Уньи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук. Москва, 1953. ВНИГРИ.
Есть эта диссертация в природе. Поскольку в списке литературы есть даже страница этой диссертации.

http://geo.mfvsegei.ru/200k/Zap/Zap_P-40-XXIX.pdf

"... Бызова С. Л. Геология и геоморфология бассейна верхнего течения р. Колва и р. Унья. Диссертация
на соискание ученой степени кандидата геол.-мин. наук. ВНИГРИ, 1953. 336 с..."

По идее - секретность мог бы объяснить год соискания - 1953. Ни о чем не напоминает?

Автор этой диссертации - Бызова Софья Леонтьевна

http://www.geokniga.org/bookfiles/geokniga-geologi-moskovskogo-universiteta.pdf

« Последнее редактирование: 15.07.20 18:56 »
https://usagif.com/wp-content/uploads/gifs/black-cat-19.gif


Поблагодарили за сообщение: odnokam | KUK

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 022
  • Благодарностей: 2 582

  • Был 22.11.24 22:22

Литература о Северном Урале
« Ответ #108 : 16.07.20 12:49 »
odnokam,  здравствуйте.
 На нижней карте помечено "Маньские Болваны",  что это может быть?
adelauda_glasha, добрый день!
"Маньские" - это "мансийские", "болван" - "идол". Как объясняет М. Заплатин, имелись в виду каменные останцы, похожие на окаменевших людей.

Есть эта диссертация в природе. Поскольку в списке литературы есть даже страница этой диссертации.

http://geo.mfvsegei.ru/200k/Zap/Zap_P-40-XXIX.pdf

"... Бызова С. Л. Геология и геоморфология бассейна верхнего течения р. Колва и р. Унья. Диссертация
на соискание ученой степени кандидата геол.-мин. наук. ВНИГРИ, 1953. 336 с..."

По идее - секретность мог бы объяснить год соискания - 1953. Ни о чем не напоминает?

Автор этой диссертации - Бызова Софья Леонтьевна

http://www.geokniga.org/bookfiles/geokniga-geologi-moskovskogo-universiteta.pdf

Уважаемая Пoчемучка!
По идее, даже секретные диссертации поступали в "Ленинку", но хранились в Спецхране, их можно было посмотреть по особому разрешению. Дама из Спецхрана удалялась за большую железную дверь, искала, но этой диссертации не нашла. Не нашла даже автореферата (это краткий вариант диссертации). Скорее всего, С.Л. Бызова по какой-то причине не стала защищать эту диссертацию, и через год защитила другую, о которой говорится в Вашем сообщении - "Область максимального оледенения на Северном Урале". Но и эту, вторую, диссертацию я в картотеке библиотеки не видел.


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha

Пoчемучка


  • Сообщений: 8 241
  • Благодарностей: 3 260

  • На форуме

Литература о Северном Урале
« Ответ #109 : 20.07.20 15:16 »
Уважаемая Пoчемучка!
По идее...
Ответом на вопрос может и должен быть институт, который она заканчивала. Я так считаю. Специалист учился одному и профиль был понятный и перспективный.
Всесоюзный нефтяной геологоразведочный институт в Ленинграде.

"... Соз­дан в 1929 году (Постановление ВСНХ СССР от 21.10.29 г. № 92) на ба­зе неф­тя­ной сек­ции Гео­ло­гического комитета[2], после его роспуска.

Основное предназначение - обеспечение научного сопровождения геологоразведочных работ на нефть и газ в системе народного хозяйства СССР., прогноз нефтегазоносности, методическое и информационное обеспечение государственных органов управления отраслью.

В 1930 году был передан в трест Союзнефть.

Официальные названия:

1929 — Геологоразведочный институт по нефти
1929 — Нефтяной геологоразведочный институт (НГРИ)
1945 — Всесоюзный нефтяной научно-исследовательский геологоразведочный институт (ВНИГРИ)
1991 — Всероссийский нефтяной научно-исследовательский геологоразведочный институт (ВНИГРИ).
Периоды развития:

с 1929 года — геолого-съемочные работы с охватом крупных территорий в новых районах. В тематике института появляются специальные нефтегеологические работы и теоретические исследования.
с 1941 года — институт расширяет действующей фонда эксплуатационных скважин, разработки рациональных методов поисков и разведки месторождений, повышения эффективности разведочных и буровых работ.
с 1946 года — расширение объёма исследовательских работ, обоснованием новых научных направлений в нефтегеологических исследованиях, а также усилением научно-технической базы института и его финансовых возможностей. Положительно сказалось предоставление ему нового здания (Литейный, 39) и помещения для лабораторий и подсобных мастерских (Васильевский остров, Тучков переулок, 2).
с 1961 года — институт направлял свои усилия для решения задач повышения добычи нефти в условиях интенсивно развивающейся промышленности страны. Ведущие специалисты института активно включились в исследования фундаментальных проблем — основы дальнейших практических разработок в области нефтяной геологии..."(с) ВИКИ

Так что никаких тайн. Нефть искали там в близлежащих районах и находили и нефть и газ. Поэтому и строили планировали дорогу Ивдель-Обь.

О Бызовой С.Л. Хронологически. Все еще проще - семья и дети. Рождение малыша. А я цитатну начала этой истории для диссертации
https://proza.ru/2015/04/02/2164

"...27 мая 1950 г.
Милая Катя!
Я очень надеюсь, что мое предыдущее письмо до тебя не дошло. Если же оно все-таки дошло, то постарайся про него забыть. Со мною ничего не случилось страшного и тяжелого – все это результат моей фантазии.
Я уже добралась до Красновишерска, и сегодня же надеюсь отправиться дальше, почти до самого места работы. Но при этом я буду не только первым геологом из нашей партии, но даже вообще первым представителем экспедиции в том поселке, который предполагается быть нашей базой.
Геологи вообще, кажется, еще не выехали из Ленинграда. Хозяйственники сидят здесь и ждут грузов из Молотова, чтобы отправить их дальше, но при этом уровень Вишеры быстро па дает, и через несколько дней вместо предполагаемых барж и катеров наш груз должны будут тащить самые примитивные лодки.
Я не хочу слишком сильно зависеть от партии. Поеду знакомиться с районом в одиночестве (даже пока без молотка, анероида и горного компаса) На время нашелся спутник – метеоролог из Свердловска. Вчера поздно вечером мы с ним отправились на местную вершину – Камень Полюдов (525 м), где расположена метеостанция. На горе лиственный лес еще совсем голый и цветут самые ранние цветы вроде медуницы. У самой вершины все искривляется, и исчезает; на запад круто  обрывается 100-метровая стена конгломератов – на востоке видны уральские вершины. И стоит одиноко на камнях избушка с семьей метеоролога (5 человек детей).
Утром спустились вниз. Сегодня вечером по Вишере должен отправиться пароходик. Вместо шикарной каюты на верхней палубе будем ютиться или под открытым небом, или где-нибудь в трюме. И при этом нужно обязательно желать дождя, так как только при дожде мы не рискуем застрять где-нибудь на перекате.
Как нескоро я узнаю что-нибудь из дома и о тебе!
Пиши на Усть-Улс.
Соня..."
« Последнее редактирование: 20.07.20 15:44 »
https://usagif.com/wp-content/uploads/gifs/black-cat-19.gif


Поблагодарили за сообщение: odnokam

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 022
  • Благодарностей: 2 582

  • Был 22.11.24 22:22

Литература о Северном Урале
« Ответ #110 : 21.07.20 23:38 »
Уважаемые форумчане!
Нашел книжечку 1915 года про соболиный промысел как раз в районе Перевала - в Чердынском и на севере Верхотурского уездов. Схема верхней Лозьвы из книги и титульный лист здесь: https://taina.li/forum/index.php?topic=141.msg1140147#msg1140147

Оказывается, междуречье Ауспии и Лозьвы (Матвеевская парма) - знаменито как место, очень богатое соболями, и там охотились многие русские с западного Урала, из Чердынского уезда. Переходили зимой Урал и охотились (приложенные страницы 46-47 из книги). Автор предлагает устроить там соболиный заповедник (страницы 52-54). А я удивлялся - почему известный нам лесник Пашин переселился с западного склона Урала на восточный? Двинулся, видимо, поближе к соболям!

На странице 54 еще рассказывается, что Павел Собянин из Шайтановки "пролесовал" (то есть охотился) целую зиму в районе горы Хой-Эква. А ведь некоторые форумчане "располагают" на этой горе языческое святилище! За зиму бы нашел его сто раз энергичный и наблюдательный мужик Павел!

На странице 49 есть сведения о местных жителях - хантах (остяках) и манси (вогулах), и есть их фото на отдельной вкладке.
« Последнее редактирование: 21.07.20 23:46 »


Поблагодарили за сообщение: Нэнси | adelauda_glasha | Никанор Босой | KUK | Helga

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 022
  • Благодарностей: 2 582

  • Был 22.11.24 22:22

Литература о Северном Урале
« Ответ #111 : 27.07.20 11:41 »
Уважаемые форумчане!
Оказывается, книжечка Белоусова есть в Интернете, на этом сайте: http://ashipunov.info/shipunov/school/sch-ru Теперь смог прочесть ее полностью и нашел еще два интересных места.

Первое - на странице 7 говорится, что лет 10 назад (Белоусов путешествовал в 1912-м году) в самых верховьях Лозьвы, в 4 верстах ниже впадения реки Сальты, был прииск купца Кокарина. Судя по всему, Сальта - это нынешняя Сульпа. Прииск есть на схеме, составленной Белоусовым (https://taina.li/forum/index.php?topic=141.msg1140147#msg1140147).

А на странице 22 - вообще совершенно удивительные сведения о сотне "пустынников", поселившихся в верховьях реки Унья и убивавших приходящих к ним людей (прилагаю скан)! Верховья Уньи - это район к западу от Холат-чахля. Но, думаю, "пустынники" - это выдумка, просто проводники не хотели по каким-то причинам вести Белоусова прямым путем с Уньи на Лозьву и рассказали легковерному студенту байку об ужасных людях, обитающих на этом пути. Но я все равно решил вывесить эти сведения, хотя в них и не верю. Стараюсь по мере душевных сил не утаивать информацию, которая лично мне кажется сомнительной или не соответствует моем представлениям о мире.
« Последнее редактирование: 27.07.20 11:44 »


Поблагодарили за сообщение: ВэйС | Дмитриевская | San4es | mogar333 | KUK | Helga | Никанор Босой | adelauda_glasha

За уникальные материалы 

ВэйС


  • Сообщений: 4 024
  • Благодарностей: 3 695

  • Был 24.11.23 15:55

Литература о Северном Урале
« Ответ #112 : 27.07.20 11:54 »
odnokam. Видимо о пустынниках что - то просочилось в популярную литературу . Давненько мне попадалось похожее описание , но ни автора, ни название книги я спустя много лет не упомню. Бежавший каторжник - политический попадает к староверам. Как - то так. Ну и описания , что чужаков тут убивают , ровно как и детей имеющих врожденные аномалии  вместе с матерью.
В следующий раз зайду лет через семь.


Поблагодарили за сообщение: odnokam

За активное участие в жизни форума 

San4es


  • Сообщений: 11 462
  • Благодарностей: 14 775

  • Расположение: РБ,Минск

  • Был 29.07.22 13:04

Литература о Северном Урале
« Ответ #113 : 27.07.20 13:54 »
Первое - на странице 7 говорится, что лет 10 назад (Белоусов путешествовал в 1912-м году) в самых верховьях Лозьвы, в 4 верстах ниже впадения реки Сальты, был прииск купца Кокарина. Судя по всему, Сальта - это нынешняя Сульпа. Прииск есть на схеме, составленной Белоусовым
Ото ж... я как-то в своей версии бандито-золотодобытчиков район Сульпы и предлагал.
У России,как известно,две беды.И если одну из них можно исправить с помощью асфальтоукладчика,то что делать с дорогами-я не знаю...


Поблагодарили за сообщение: odnokam

Пoчемучка


  • Сообщений: 8 241
  • Благодарностей: 3 260

  • На форуме

Литература о Северном Урале
« Ответ #114 : 27.07.20 16:29 »
совершенно удивительные сведения о сотне "пустынников", поселившихся в верховьях реки Унья и убивавших приходящих к ним людей
Пустынники - это старообрядцы.

https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:teVgBKbNFk4J:https://forum.vgd.ru/post/39/43921/p2283652.htm+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru

"... ПУСТЫННИЧЕСТВО.
Одним из явлений, присущих глухому Чердынскому краю, осо­
бенно верховьям горных р. р. Печоры, Уньи, Колвы и их притоков,
является пустынничество. Точное время его возникновения неизвестно,
но если верить рассказам местных жителей, то таковое относится
к началу XVIII столетия. Кто были первыми поселенцами в пустынях,
также неизвестно, но судя но теперешнему составу пустынников мож -
но предполагать, что они были из граждан близлежащих селений.
Первые поселения возникли на реке Колве в районе тепереш­
него села Тулпана. Из названия деревни Монастырской можно заклю­
чить, что тут когда то существовал старообрядческий скит. И до сих
пор все жители района придерживаются старообрядчества. При раз­
витии колонизации пустынножителям пришлось отступить в более
глухие углы и в настоящее время пустыни располагаются только
в самых верховьях р. р. Колвы, Уньи и Печоры, куда, кроме реки,
никаких путей сообщения нет. Количество пустынножителей вначале
'достигало значительного числа и еще в 1909 году всех известных
пустынь было:
В 1912 году в связи е празднованием благовещения в один день
с пасхой что по убеждениям старообрядцев грозило „вторым при
шествием", количество пустынников возросло чуть не в три раза, и
большинство из жителей деревень Дии, Бердыша и Сурьи в то время
„спасались" по пустыням. Много курьезов рассказывают про них их
соседи.—„Как дурные начали все распродавать, а даром не отдавали,
хотя и ждали „второго пришествия11. А потом как вышли из пу­
стыни, так ребят сколько привели. Нече было делать, так с бабами
хороводились. Спасенные души"—иронически говорили они. Знаю я
одного и-з таких бывших пустынножителей, который в течение десяти
лет спасался, и что же—теперь забыл и „древнее благочестие" и его
уставы. Как только приедешь в деревню, так первый посетитель он и
просит дать покурить. Интересно смотреть на этого взрослого „ди-
тятю" когда он как вор озирается, держа в руках запретный, но лю­
бимый им „крючок с табаком.—Увидит баба—забранится"—оправды
вается он. Когда спрашиваешь его, зачем жил в пустыни, то он заяв­
ляет, что был глуп. Большинство из спасающихся от „второго при­
шествия" через несколько лет выехали в свои прежние местожитель­
ства. ...
Из перечисленных выше пустынников двадцать человек жили с
семьями. Большинство семейных были или спасающиеся от „второго
пришествия" или просто любящие простор пустыни. Многие занима­
лись земледелием и охотой, нарушая этим устав пустыни. Ясно, что
целью их проживания было не спасение, а чисто материальные при­
чины. Принимая во внимание то обстоятельство, что вблизи сущест­
вующих селений удобных для земледелия мест мало и имеющиеся за­
няты, то ясно, что некоторые выезжали в леса для приискания удоб­
ных угодий.
Весной 1924 года в означенном районе проживаии:
По р. Уйвожу—Чагин Федор Евстафьевич, Мисюрев Иван Ники­
тич, Мисюрева Акулина и еще какая-то старуха.
По р. Колве—Пашин Анисим и Собянин Родион. Прежде про­
живающего здесь поименованные в списке жители частью померли,
частью выехали в деревни, а молодые девицы большинство вышли
замуж. Желающих поселиться вновь не находится.
Казалось бы, что с приходом к власти трудящихся пустынни­
чество, как пережиток фанатизма должно прекратиться, тем более
влияние на молодежь службы в Красной армии должно сильно по­
дорвать престиж религии вообще и религиозного фанатизма в част­
ности, но..
Годов двадцать тому наза?х среди темных жителей района нача­
лась проповедь новых путей ко спасению души мужика и кармана
благочестивых „старцев*. Народ именует новых последователей этош
учения „скрытниками". Одним из главных пунктов учения—есть тре­
бование полного отказа от собственности и передачи всего имущества
в „келью", где главным хозяйном является „старец". Весь народ,
согласно учения, делится на два разряда, странников и страннопри­
имцев. Обязанность странноприимцев заключается в доставлении ма­
териальных средств „странникам", а те в свою очередь должны обее-
печить странноприимцам „царствие небесцое*. Не правда ли, выгод­
ная комбинация... Каждый вновь поступающий верующий должен
быть или тем или другим. Странник должен быть вновь окрещен, и.
чтобы не поганить свое „ангельское" имя, проживать в „келье“.
Странноприимцы же могут жить семьей и работать. На моленьях не­
крещеные странноприимцы не могут молиться наравне с „рабами бо­
жиими", как называют себя странники, и принадлежность их к секте
дает право „класть начал". При приближающейся смерти страннопри­
имцев, несмотря на род болезни и погоду, крестят в реке. Выл слу­
чай в деревне Гадье. Один из странноприимцев болел тифом, и поло­
жение его признано „старцами" безнадежным, а потому приступили
к „крещению*. Дело было зимой. И вот вновь крещеный при помощи
крещения отправился на тот свет со скоростью радио-волны. Зато
спас себя от вечного огня.
До революции проповедь этого учения была сравнительно слабая,
так как руководитель секты Ильинский купец Рукавицын Василий
Иванович ловил более жирную рыбку и на такую мелочь, как мужики,
обращать внимания не приходилось. Но грянула революция, и на­
житые этим учением заводы национализированы. „На безрыбьи и рак
рыба" и все силы были командированы на распространение учения в
более глухие углы. Интересно, что среди проповедников появились
люди из Пермского уезда и даже из г. Данилова Московской губ.
Началось забивание голов у темных мужиков. Организовалось особое
агитационное бюро и ораторы ,щтарцы“ не оставили в покое не один
даже самый темный глухой угол. В результате весь край покрылся
сетью „келий* с живущими в них „рабами божьими*. Есть деревни,
где все поголовно население „странноприимцы*, как например, дер.
Черепанова. Как живут „рабы божьи* можно судить из следующего
факта. Зимой 1924 года мне пришлось быть в упомянутой деревне.
Захожу в один дом—нет ни одной бабы, иду в другой—то же. Нако­
нец, вижу, что из нижнего конца деревни толпой появился весь-
«дамский персонал». Спрашиваю хозяйку, куда они это ходили. „А в
келье пол мыть*.—А в „келье" до тридцати баб живут и оказывается,
некому., пола вымыть. „Да, ведь им грешно работать*—уверяла хо­
зяйка. Против рожна не попрешь..."

П.С. Перечень всем известных по УД фамилий пустынников - я не цитатнула.

Но, думаю, "пустынники" - это выдумка, просто проводники не хотели по каким-то причинам вести Белоусова прямым путем с Уньи на Лозьву и рассказали легковерному студенту байку об ужасных людях, обитающих на этом пути.
Увы, баек не было. Были печальные будни секты. Сколь там случаев убиваний пришлых и иноверных было - история молчит. Но то что жесткие были порядки - это однозначно.

http://bushuew.ru/index.php/tur/131-k-sineyushchim-vershinam.html?start=2

"... Проплываем мимо скалы из белоснежного известняка, скала буквально магнитит наши взоры, но рисунков не видать. За утёсом Первокаменным показались строения единственной на Унье деревни Усть-Бёрдыш. В четырёх избах живёт семья потомков старообрядцев.

В Печёрском крае раскольники появились в начале 18-го века. Так называемые «строгие пустынники» забирались в непролазные дебри по рекам Щугор, Илыч, Подчерем. За «верными» шли «менее строгие», они рубили избы, осваивали необжитые места. До появления староверов, в самых верховьях Уньи, близ гор, стояли юрты вогулов Минея и Алексея Укладовых. Вскоре вогулы ушли на Лозьву, почувствовав ущемление своих прав на лесные угодья.

В Усть-Бёрдыше, куда мы приплыли, патриарх местного семейства Чагин - этакий старичок-лесовичок, вертел головой, на вопросы загадочно улыбался, забавно посвистывал носом, словно охотничьим манком..."

http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/21406/1/us1998-21.pdf

"... В Печорском бассейне странничество получило
распространение только по Унье-реке. В ходе экспедиционной работы мы
узнали немало примеров, когда полемическая борьба завершалась уходом
поморце в во вновь образованные пустыни. Так, после 1912 г. по реке Патраковка, невдалеке от печорской деревни Курья, поселился Гаврил Пашин из
деревни Нюзим. Впоследствии к нему приехали три старушки из колвинской
деревни Гадьи. В пустыни было построено 7 домов. На втором этаже
большого дома находилась молельня. По праздникам здесь собирались
поморцы всех верхнепечорских деревень. Сюда же привозили детей крестить. Патраковская поморская пустынь сохранялась до середины 1930-х гг. ..."
« Последнее редактирование: 27.07.20 17:03 »
https://usagif.com/wp-content/uploads/gifs/black-cat-19.gif


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha | odnokam | KUK

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 022
  • Благодарностей: 2 582

  • Был 22.11.24 22:22

Литература о Северном Урале
« Ответ #115 : 28.07.20 21:51 »
Уважаемая Почемучка!
Большое спасибо за сведения о С.Л. Бызовой! Действительно, защита ее первой диссертации "сорвалась" из-за рождения сына. Попробую найти следы второй диссертации ... Жалко, что она не пишет про экспедицию на Унью (кроме того, что ее коллеге разрубили там большой палец на ноге). Но она окончила не Всесоюзный нефтяной геологоразведочный институт в Ленинграде, а географический факультет МГУ.

Прочел также собранные Вами материалы про "пустынников". Интересно весьма, но ведь там ничего нет ни про какие убийства! Жили люди в лесах, собирали и переписывали святые книги. Я много читал о староверах из других районов Русского Севера - тоже никто о них ничего плохого не говорит. Они были способны на самосожжение, но не на убийство. Читал даже дореволюционные "Пермские епархиальные ведомости", когда искал материалы про манси. Официальная церковь очень не любила старообрядцев, но им вменяли только "совращение в раскол" (до 1905 года это было уголовное преступление), ничего другого не находили, как ни искали.

odnokam. Видимо о пустынниках что - то просочилось в популярную литературу . Давненько мне попадалось похожее описание , но ни автора, ни название книги я спустя много лет не упомню. Бежавший каторжник - политический попадает к староверам. Как - то так. Ну и описания , что чужаков тут убивают , ровно как и детей имеющих врожденные аномалии  вместе с матерью.
Уважаемый ВэйС!
Может, от книжки Белоусова это и идет?

Ото ж... я как-то в своей версии бандито-золотодобытчиков район Сульпы и предлагал.
Уважаемый San4es!
А можно ссылку на Вашу версию?

Кстати, только на днях узнал, что золото добывали в районе Ивделя не только летом, но и зимой. Вот что писал господин Кривощеков в "Словаре Верхотурского уезда" 1910-го года (с. 604-605) (http://arch.permculture.ru/handle/permculture/1272):
"Старательскія работы въ поискахъ на золото производятся круглый годъ; въ теплое время года золото добывается и промывается обыкновеннымъ способомъ, а зимой добывается со дна рѣки Ивделя выморозками. Это оригинальный способъ добычи золота утилизируетъ даже самый морозъ и человѣкъ заставляетъ служить эту стихію себѣ, чѣмъ морозы сильнѣе, тѣмъ для золотоискателя такое состояніе погоды болѣе способствуетъ успѣху работъ. Намѣченное и облюбованное мѣсто, гдѣ должно находиться золото, съ установленіемъ достаточной толщины льда, золотоискатель начинаетъ долбить его, выдѣлывая яму во льду требуемыхъ размѣровъ, эта ледяная яма—шурфъ долбится и углубляется постепенно, съ такимъ разсчетомъ, чтобы черезъ стѣнки не проникла вода изъ рѣки. Такимъ образомъ вымораживаются стѣнки шурфа до дна рѣки и чѣмъ морозы сильнѣе, тѣмъ это больше способствуетъ успѣху работы золотоискателя, при мягкой погодѣ работа двигается медленнѣе. Доморозивъ стѣнки до дна рѣки, промышленникъ приступаетъ къ добычѣ золотоноснаго песка съ рѣки, для чего разводится небольшой костеръ огня и дно оттаиваетъ, и полученный такимъ способомъ песокъ промывается на вашгердахъ въ особыхъ помѣщеніяхъ."
« Последнее редактирование: 28.07.20 21:56 »


Поблагодарили за сообщение: KUK | adelauda_glasha

За уникальные материалы 

ВэйС


  • Сообщений: 4 024
  • Благодарностей: 3 695

  • Был 24.11.23 15:55

Литература о Северном Урале
« Ответ #116 : 28.07.20 21:56 »
Уважаемый odnokam, вероятно книга Белоусова и есть первоисточник подобного рода сведений. Удивительно, что сведения из нее ( хоть сам автор и выражает сомнения в их правдивости ) перекочевали в художественную литературу. А что до описанного способа добычи золота из придонных отложений , то он применялся в Сибири - а вот про Урал - впервые слышу , очень интересно, спасибо !
В следующий раз зайду лет через семь.

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 022
  • Благодарностей: 2 582

  • Был 22.11.24 22:22

Литература о Северном Урале
« Ответ #117 : 23.08.20 16:48 »
Уважаемые форумчане!
Нашлись последователи у Белоусова, тоже мечтавшие об организации охотничьего хозяйства в междуречьи Лозьвы и Ауспии! Оказывается, в 1958 году была по этому поводу экспедиция на север Ивдельского района. Причем участники поднимались на Хой-Экву, но никакого языческого святилища не обнаружили, а только "кедровники со стволами уродливой формы". Прилагаю рассказ об экспедиции, журнал полностью висит здесь: https://www.booksite.ru/hant/index.htm


Поблагодарили за сообщение: ВэйС | adelauda_glasha | KUK | Helga | arfaxad

greencat

  • Заблокирован

  • Сообщений: 946
  • Благодарностей: 710

  • Расположение: Екатеринбург

  • Был 28.04.22 10:06

Литература о Северном Урале
« Ответ #118 : 28.08.20 20:54 »
                                                              Записи о " старых людях " в период 2010 - 2013 годов .

 Записи к сожалению имеют несколько фрагментарный характер , поскольку записывались на Бог знает чем и Блог знает чем. Мое изложение " по памяти " будет выделено зеленым цветом. Деревня Кенчурка Полевского района Свердловской области 2010Бабушка Настя.  ... " когда истинно верующие бежали от Никоновской прелести за Большой пояс, осели они на землях добрых, да только и до них здесь народ жил , на уге - башкирцы , на севере и восходе - вогуличи , а в нашенских местах по горам стары люди жили . Мой вопрос : " А какие они из себя  были ? Соранилась о них какая память ? ... Были они высоки и лицом и волосом белы , волос и бороду ( броду ) имели долгую и сильны были , где у русского сулица на сорок шагов летела , у старого человека - одвусорок. Да подольше и пошире русских то будут , не нам чета . Лопотали не по нашему , да и башкирцы с вогуличами их понимали Жили они больше на заход, к горам ближе , кто в балагане, кто в землянке, а кто и в пещере . Продолжение будет, ну если тема кого заинтересует, а то мне собственные записи еще переводить на русский язык.


Поблагодарили за сообщение: odnokam | adelauda_glasha | KUK | Дмитриевская

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

Литература о Северном Урале
« Ответ #119 : 29.08.20 00:20 »
greencat, продолжение!!!


Поблагодарили за сообщение: greencat | odnokam