Гибель антрополога Натальи Котовщиковой - стр. 2 - Непознанное - форум Тайна.ли
Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Гибель антрополога Натальи Котовщиковой  (Прочитано 22780 раз)

0 пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Karjalan Poika

  • Автор темы

  • Сообщений: 78
  • Благодарностей: 89

  • Был 22.05.20 15:46

Karjalalle kunnia nyt ja ikuisesti! - Славной будь, Карелия, ныне и вовеки!

mogar333


  • Сообщений: 545
  • Благодарностей: 454

  • Был сегодня в 14:15

Чернецов, автор некролога («Советский Север», 1930, № 1) писал: «В палатке лежала сумка с дневниками Навальи Александровны, а когда впоследствии растаял снег, мы нашли письмо, в котором она прощалась с нами, уже не надеясь вновь увидеться».
«Советский Север», 1930, № 1
Надо найти этот журнал!
Прочитал эту статью-некролог В.Н. Чернецова (повыдергивал ее частями из гугл-книги https://books.google.ru/books?hl=ru&id=14ASAAAAIAAJ ).
В ней изложена наверное самая подробная информация «из первых рук» о том, как развивалась эта трагическая ситуация.

Что показалось интересным, какие моменты хотелось бы отметить:
так, Чернецов обращает внимание на то, что при том, что Котовщиковой сильно нездоровилось, «в то же время она имела достаточно сил, чтобы 15 июня ехать самостоятельно на нарте, и от этого же дня у нее есть прекрасное описание тюленьего промысла, что говорит, в свою очередь, об интенсивности ее работы».

Также Чернецов отмечает: «Следует указать, что с наступлением полярного дня все мы сбились со счета дней, а потому и получились такие расхождения. Вообще все даты можно указать лишь приблизительно»  - имхо, это тоже могло сыграть роль в этой трагедии…

Обстоятельства, при которых Котовщикова осталась одна, и что из себя представляла «палатка»:  «Затем самоеды уехали и Наталия Александровна осталась одна, во временной палатке, сделанной из куска паруса, наброшенного на нарты… Она, очевидно, рассчитывала провести в одиночестве самое большее один день, так как при 25-верстном расстоянии Ратнера должны были привести очень скоро».

Одна из причин, почему задержался с приездом Ратнер: «По приезде Еволе выяснилось, что в результате теплой погоды и бурного таяния снега прямой дорогой ехать было уже невозможно. Пришлось ехать сушей, объезжая вершины рек, так что путь их вместо 25 клм стал много больше». Еволе – это самоед, который привез Ратнеру записку от Котовщиковой, прочитанную им 16 июня.

«Когда Ратнеру, наконец, удалось с самоедами добраться до мыса Хази-Сале они уже не нашли Наталию Александровну в живых.
Она лежала мертвая на снегу, шагах в 30 от палатки.
К этому месту вели ее следы, шедшие от палатки. Очевидно, смерть застала ее внезапно и, идя, она упала, чтобы больше уже не встать».


Поблагодарили за сообщение: Сергей В. | Karjalan Poika | Вероника

Alex1952


  • Сообщений: 1
  • Благодарностей: 2

  • Расположение: Брянск

  • Был 24.02.17 21:36

Про цингу,как источник смерти,очень сомнительно,ненцы не болеют цингой,таковы особенности местной гастрономии.А будучи продолжительное время в тундре, Наталья была просто вынуждена питаться как и аборигены.Женщинам на Семи Чумах действительно нельзя находится,без исключений,да и просто так туда не ездят,нужна веская причина.Я был в тех местах,видел и могилу Котовщиковой,и святилище Семь Чумов и святилище Белого Старика на о. Белом... В 1977-1978 годах работал там в составе ге
офизической партии,базировались в поселке Се-Яха.


Поблагодарили за сообщение: Вероника | Karjalan Poika

Palmer


  • Сообщений: 2 912
  • Благодарностей: 3 107

  • Был 09.02.24 17:21

Женщинам на Семи Чумах действительно нельзя находится,без исключений,да и просто так туда не ездят,нужна веская причина.
Ольга Кошманова в книге "Взгляд в спину" пишет о "заверованных местах" Кондинского района и отношения к таким местам местных:
 Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытый текст.

Если человек туда заходит без спроса, то местные духи природы его прогоняют. Нельзя заходить без разрешения в священные или "шайтанские" места, где живут боги или злые духи. Это просто для примера, у всех малых народов севера есть такие верования.
« Последнее редактирование: 24.02.17 20:37 »

Berg

  • Заблокирован

  • Сообщений: 4 803
  • Благодарностей: 3 448

  • Был 10.11.21 04:55

Синдром полярного напряжения,проявляется у некоренного населения Крайнего Севера расстройством практически всех функций организма вплоть до отека легких и мозга.На фоне недоедания и переохлаждения вполне может возникнуть быстрая смерть.

Gerda1

  • Заблокирован

  • Сообщений: 1 377
  • Благодарностей: 870

  • Была 23.07.20 19:47

Гибель студентки-этнографа Котовщиковой на Ямале в 1929 году остается все еще под вопросом. В 1928 году она была начальником этнографической экспедиции ЛГУ от профессора Богораза, которая состояла из 3 студентов - зоолога, этнографа и археолога. Подробнее об этом можно почитать в журнале Звезда за март 2017 г. Из сохранившихся писем и дневников известно, что Наталья хотела подойти к Северному берегу Ямала на лодке, п.ч. с берега шаманы не давали ей пройти в святые места. Женщинам нельзя было туда ходить. Очень интересно было бы почитать сами дневники Чернецова. Остальные дневники пропали.
Просьба к модераторам объединить эту тему с темой, уже существующей на форуме.

Комментарий модератора
Сделано.
« Последнее редактирование: 06.06.17 10:50 от Laura »


Поблагодарили за сообщение: Karjalan Poika

vetka


  • Сообщений: 1 510
  • Благодарностей: 1 200

  • Расположение: вне матрицы

  • Была 11.10.23 21:06

войны начинают неудачники


Поблагодарили за сообщение: Gerda1

Karjalan Poika

  • Автор темы

  • Сообщений: 78
  • Благодарностей: 89

  • Был 22.05.20 15:46

Статья в журнале "Звезда"
Наталья Котовщикова родилась 11 января 1906 года в г. Кашине Тверской губернии в трудовой интеллигентной семье. Елизавета Ивановна Котовщикова, ее мать, в начале 1920-х — ординатор психиатрической клиники в Симферополе и преподаватель Крымского университета, с 1925-го — врач 3-й Психиатрической больницы в Ленинграде. Наташа с детства была увлечена естественными науками и в 1923 году поступила на биологическое отделение физико-математического факультета Крымского университета. С переездом семьи в Ленинград она перевелась в ЛГУ на геофак, сразу на третий курс с учетом сданных в Крыму экзаменов. Просьбу о переводе она мотивировала так: «Я хотела бы расширить свое образование в области зоогеографии и получить возможность специализироваться и работать в выбранном мною уклоне».[4] Позже ее заинтересовала этнография, наука, связанная с историей, филологией и антропологией, неисчерпаемой наукой о человеке. Судя по ее делу в Архиве СПбГУ, еще в Крыму более всего ее привлекала полевая работа. В 1926—1927 годах она едет на Северный Урал для участия в переписи населения у вогулов, остяков и самоедов. Из обстоятельного ее письма В. Г. Богоразу от 2 октября 1926 года, в котором она сообщает ему о своих этнографических наблюдениях на южном Ямале, о желании изучить самоедский язык и просит прислать ей словари[5], напрашивается вывод, что инициатива экспедиции на север полуострова принадлежала, скорее всего, одержимой стремлением к полевой работе студентке. По возвращении в Ленинград она вошла в состав президиума секции финно-угорских народностей при геофаке и проявила массу энергии и инициативы для осуществления своего экспедиционного проекта. 20 июня 1928 года из рук профессора В. Г. Богораза она получила командировочное удостоверение за его подписью, действительное по 1 октября 1929 года.

https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=2958
Karjalalle kunnia nyt ja ikuisesti! - Славной будь, Карелия, ныне и вовеки!


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha | KUK