Хорошо, что вопросов по использованию на агентурной и диверсионной работе несовершеннолетних не вызвало особых возражений или сомнений. У меня имелись ещё примеры из той же серии (из истории группы Зои Космодемьянской - там тоже были 17- и 16-летние ребята), но поскольку вопросов нет, то их можно опустить.
В конце-концов, тут не летопись войны пишется, а приводятся конкрентные примеры, подтверждающие использование тех или иных приёмов оперативной работы советским СМЕРШем (молодость агента - это один из методов его оперативной маскировки).
Сейчас я хочу немного о другом написать. Сразу оговорюсь, что тема довольно двусмысленна и написанное можно толковать двояко, поэтому я некоторое время раздумывал, надо ли затрагивать её? Но решил, что надо, ибо она - эта тема - очень хорошо подходит под заголовок данной ветки.
Речь идёт об использовании священников РПЦ в агентурной работе за линией фронта в годы Великой Отечественной войны.
Тому есть много интересных примеров, но я хочу коснуться истории Сергия Воскресенского, митрополита Виленского и Литовского, экзарха Латвии и Эстонии.
Родился Сергий Воскресенский в 1897 г., поступил послушником в Данилов монастырь в 1922 г., первый раз был арестован ОГПУ в 1923 г. Арестам подвергался пять раз, последний - в 1935 г. К 1939 г. остался одним из четырёх митрополитов Русской Православной церкви (ещё десять оставались живы на тот момент, но находились в ГУЛАГе). С февраля 1941 г. вёл работу в Прибалтике, присоединённой тогда к СССР.
При наступлении немцев, не стал эвакуироваться на Восток, остался на оккупированной территории. В июле 1942 г. направил поздравительную телеграмму Гитлеру, сделал заявление об отмежевании подчинённого ему экзархата от РПЦ.
Убит 29 апреля 1944 г. во время поездки из Вильнюса в Каунас неизвестными лицами. По решению немецкой оккупационной администрации торжественно похоронен на Покровском православном кладбище в Риге.
В общем-то, тривиального для православного священника биография - и аресты, и тайное убийство из-за угла. Сотрудничал с фашистким оккупационным режимом - открывал проавославные храмы, газеты на русском языке, церковно-приходские школы, выкупал из плена военнослужащих РККА, под честное слово гаранитруя, что они не станут воевать с вермахтом. Спас из немецкого плена тысячи русских людей - это не преувеличение. Лично слышал рассказы пожилых людей на псковщине и новгородчине, которые сводились к простой формуле: "мы никогда не жили в таком достаке, как в 42-м и 43-м годах под немцами".
В советское время о том, что "православные священники предали Родину" говорилось совершенно открыто. И не где-нибудь, а на философском факультете ЛГУ, где готовились идеологи в том числе и для борьбы с "религиозным мракобесием". Кстати, филфак был, пожалуй, единственным светским учреждением той поры, где всерьёз изучали историю религиозных учений, их догматику, а также разного рода сектантские отклонения от "истинной веры". Достаточно сказать, что на филфаке разбирали вопрос о ритуальных убийствах, что просто было невозможно представить, скажем, на юридическом факультете. Во второй половине 70-х гг. уже изучалось масонство, что для советских реалий было чем-то запредельным, совсем уж выходящим за рамки здравого смысла. Но главный упор, конечно, делался на идеологическую борьбу с Православием, поскольку это была единственная целостная идеологическая доктрина внутри страны, способная противостоять коммунистическому учению. Все прочие конфессии не являлись таковыми по определению. О "священниках-коллаборационистах" писали диссертации, делались доклады на тематических конференциях вплоть до 1990 г.
Не делалось тайны из того, что Сергий Воскресенский, как особо опасный и влиятельный православный коллаборационист, был "уничтожен советским партизанами". С целью "обезглавить" и т.п. - понятно, с какой целью.
Прошли годы, исчез СССР, отделилась Прибалтика... И уже в 21 столетии было фоициально признано, что Сергий Воскресенский являлся зафронтовым агентом НКВД. Многие детали его работы пока неизвестны - неясно, когда он был завербован (я лично думаю, что ещё в 20-х гг., а отнюдь не с началом Великой Отечественной войны, как озвучено), какие конкретно поручения выполнял... Много чего неясно. Славные советские партизаны стали резко открещиваться от его убийства, теперь официальная версия гибели Сергия Воскресенского такова, что его убили либо латышские сепаратисты, либо сами немцы. В последнее вообще трудно поверить, поскольку гестапо было бы много важнее допросить агента такого уровня и раскрыть всю цепочку его связей, нежели тупо расстрелять из автомата.
К чему вся эта преамбула? может спросить меня дотошный, как обычно, Легенда74.
Пример жизни и смерти о.Сергия Воскресенского интересен для нас тем, что позволяет сделать ещё один принципиально важный вывод о методах работы советской госбезопасности в годы Великой Отечественной войны и её отношении к собственной агентуре. А именно - не существует настолько ценного агента, которым нельзя пожертвовать во имя достижения высокой цели.
На протяжении десятилетий, вплоть до самого исчезновения СССР воистину жертвенный путь Сергия Воскресенского служил объектом всевозможных нападок на Русскую Православную церковь. Его имя не просто было втоптано в грязь, а явилось своего рода жупелом, которым будущих коммунистических идеологов учили колоть глаза всем православным верующим, доказывать им, какими же "подонками и сплошь коллаборационистами" являлись священники. Это был неубиваемый козырь в атеистической пропаганде. Вот, дескать, какие "сволочи" собрались под знаменем Православия - телеграммы приветствтенные Гитлеру слали!
И ведь были в КГБ люди, знавшие истинную цену жизни и смерти отца Сергия. И что же? А ничего... Молчали, как рыба об забор...
Легенда74, как водится, уже готов спросить меня: "А причём здесь Золотарёв?"
Будет вам и Золотарёв, мы-то тред ещё не окончили. Только подбираемся закоулками...