Выкладываю свои новые наработки по теме:
Сначала приведу речь Согрина из «Перевал Дятлова. Как на самом деле погибала группа Дятлова. Часть 15», видео от 10 ноября 2022г.:
…А вечером произошла трагедия. Что-то так их испугало, что они молниеносно покинули своё убежище, не успев даже одеться. И без обуви в мороз убежали на полтора километра вниз, в долину Лозьвы, преследуемые этим страхом неминуемой гибели.
Так главный вопрос и загадка в чём? Что за причина их панического исхода из палатки? Всё остальное, что случилось потом – их борьба за выживание и гибель – является следствием этой первопричины. Это говорит только об их отчаянной и героической борьбе за выживание, вплоть до самопожертвования. Во имя спасения товарищей.
Однако в последние годы развелось огромное количество исследователей и знатоков, конечно в кавычках, я их называю. Их совершенно не интересует вот эта первопричина исхода группы. Если они это поймут, то это значит, что тема будет для них закрыта. А им это не надо. Они годами пытается что-то придумывать новое, что-то изобретать, что случилось с группой? Тут же такое раздолье для этих фантазий. «Что произошло потом, после бегства?»
И некоторые вот эти исследователи эту тему уже оседлали несколько лет, и практически еженедельно что-то выдумывает новое. При этом их трактовка событий говорит об отсутствии знаний и представлений. Что такое спортивный туризм тех лет и какой была та эпоха? Чем люди жили? Каковы были принципы морально-этические. И своими вот этими абсолютно безграмотными рассуждениями вводят в заблуждение десятки тысяч своих слушателей. А свидетельство очевидцев, неоспоримые факты – имя игнорируются и только мешает им в этом. А для нас, тех самых очевидцев тех событий, с первых дней поисковых работ была понятна нам причина трагедии.
Как бы итог вот этим всем нашим наблюдением в то время подвёл следователь Лев Никитич Иванов где-то на второй третий день. Мы это всё обсуждали в палатке, всё совместно, он тоже слушал, сам принимал участие. И где-то примерно на второй или третий день он во всеуслышание заявил… «Беда пришла сверху, с воздуха!» Это подлинно его слова, сказанные тогда. Мы тогда заподозрили какие-то военные испытания и связанную с этим какое-то аварийную ракету, которая послужила причиной гибели туристов. Нашу советскую ракету. В последующие годы это наша позиция только получала подтверждение. (…) Так вот, изъятие в 1959 году химических экспертиз органов погибших – привело к мысли, что туристы в результате аварии ракеты отравились от компонентов топлива и были, естественно, обречены на гибель. Их изъяли, чтобы это не было обнародовано. Ну, конечно, это было не нужно.
Итак, судя по приведённой мною тираде Согрина, идея с фонариками объясняет многое, но не всё. История появления ЭТОЙ недостающей версии у меня очень интересная. В выходные 8 января я решил с матерью фильм «Золотая симфония» производства Австрии 1955г. Смотрели часа полтора, до 8 вечера. Я знаю, что фильмы, по крайней мере раньше, состояли из нескольких катушек, и когда на одном киноаппарате плёнка заканчивалась, то запускался второй киноаппарат со второй заряженной плёнкой, и так поочерёдно.
По длительности фильм «Золотая симфония» похож на «Заклятие долины змей», который я когда-то перематывал 10 штук, кажется на 100 минут. И тут я захотел понять, сколько же в там могло было частей, и как сейчас. Полез уточнять длительность одной плёнки, и где-то в глубине текста нашёл вот что:
Первые несколько десятилетий 35-мм киноплёнка выпускалась на прочной, но горючей основе из нитроцеллюлозы. Материал был исключительно износоустойчив, но чрезвычайно пожаро– и даже взрывоопасен: киноплёнка легко воспламенялась и горела даже без доступа кислорода, выделяя токсичные газы. Один из первых пожаров по её вине, погубивший 124 человека, произошёл в 1897г на благотворительном базаре в Париже. В 1907г число жертв возгорания в парижском кинотеатре также превысило сотню. Спустя четыре года аналогичная трагедия случилась в городе Бологое Российской Империи. Эта особенность киноплёнки наложила отпечаток на все технологии кинематографа. Кинотеатры начали строить по специальным проектам, обеспечивавшим надёжное разделение аппаратной с кинопроекторами и зрительного зала. Проекционные окна снабжались аварийными металлическими шторками, а киноплёнка размещалась в специальных кожухах проекторов с герметичным лентопротяжным трактом. Противопожарная заслонка, автоматически опускающаяся перед источником света при обрыве плёнки и остановке механизма, дожила до сегодняшнего дня, как обязательный атрибут 35-мм кинопроекторов. Использование 35-мм киноплёнки в любительском кинематографе было ограничено вплоть до появления безопасной подложки в 1948 году.
Несмотря на все меры предосторожности, крупные пожары, виновником которых была киноплёнка из нитроцеллюлозы, случались регулярно. В 1948 году пожар на теплоходе «Победа», случившийся по той же причине, унёс жизни 42 человек, в том числе китайского маршала Фэн Юйсяна.
В 1952 году Kodak, а за ним и все остальные производители, полностью прекратили выпуск горючей киноплёнки, заменив материал подложки на триацетат целлюлозы. В отличие от 35-мм киноплёнки, большинство остальных форматов, появившихся позднее, сразу выпускались на безопасной основе. В начале материалом был диацетат целлюлозы, уступающий нитратной подложке в прочности и износостойкости. Он использовался для любительских 16-мм, 9,5-мм и 8-мм киноплёнок, подверженных износу в меньшей степени из-за небольших скоростей и нагрузок. С появлением триацетата целлюлозы, сопоставимого по важнейшим параметрам с нитроцеллюлозой, он стал стандартным материалом для подложки большинства киноплёнок, получивших обозначение «Безопасная» или Safety Film.
Это меня очень заинтересовало. У матери на последней работе были киноаппараты, и я любил перематывать на ручной перемотке большие фильмы, а большие кинокатушки более инертные и лучше раскручиваются. Ещё у меня остался обрывок киноплёнки с каким-то морем, кадры волн. Я приложил сейчас его к китайскому фонарику – ширина как у фотоплёнки, ровно сходится с его диаметром, Ширина 3,5 см, но диаметр катушки 25-30 см.
Вообще я читал, что размеры ракет зависят от размера ж-д колеи, которые могут эту ракету доставлять. А ширина колеи зависит от размера задниц двух лошадей, которые когда-то возили колесницы (2 аршина). Так вот, тут размеры техногенных факторов оказались 1/20 этого аршина, можете представить?
Также уточнил про Париж: В мае 1897 года во время демонстрации синематографа на благотворительном базаре в Париже воспламенились пары эфира лампы кинопроектора. В пожаре погибло более 130 человек, в том числе представители высших слоёв парижского общества, 250 получили ожоги различной тяжести. После этого кошмарного происшествия интерес к кинематографу заметно угас, это сыграло с Люмьером злую шутку.
Тут ещё хочу вспомнить гораздо более опасный бытовой случай «Хромой лошади», когда были воздействия других химических веществ. Как многие помнят, там на 5 декабря 2009 года было назначено празднование 8-летия со дня открытия пермского клуба «Хромая Лошадь» – около 250 человек наряжались и собирали друзей, чтобы посетить мероприятие. В ту роковую ночь жертвами стали 156 человек – 96 из них погибли на месте, остальные скончались в больницах. В живых остались 82 человека – все они долго лечились от ожогов, отравлений и других заболеваний. Некоторые стали инвалидами.
Бóльшая часть погибших в пермском клубе «Хромая лошадь» отравилась газом. Меньше чем за пять минут не стало сотни людей.
Мы поинтересовались у специалистов-химиков: какое ядовитое вещество могло вызвать смертельное отравление за считанные минуты?
Оказалось, именно то, которое применялось для умерщвления людей в газовых камерах.
– Строительные материалы из дешёвого пластика крайне опасны. При их горении выделяется газ фосген, который в Первую мировую войну применялся в качестве боевого отравляющего вещества удушающего действия. Подобным газом людей травили в газовых камерах, – поведали нам сотрудники РХТУ им. Менделеева. – Также горящий предмет из ПВХ выделяет диоксины, а они страшнее цианистого калия и синильной кислоты, вместе взятых. Диоксины несут мгновенную смерть, возможно, именно поэтому гости пермского клуба умирали от одного вдоха. Здесь всё зависит от иммунитета человека. Но достаточно один раз глотнуть чёрного дыма – и здоровье подорвано навсегда. Если удалось выжить после такого пожара, то в организме человека всё равно останутся канцерогенные вещества.
– Мы слышали, что в пермском клубе стены были отделаны пенопленом, который при горении выделяет отравляющее вещество – цианистый водород, первый вдох которого вызывает наркоз и острую кислородную недостаточность. Многие пластмассы при горении выделяют полный набор отравляющих газов. Они моментально выжигают кислород в помещении, и человек задыхается.
Сами по себе оксиды азота раздражают слизистые оболочки, а диоксид азота в концентрациях ниже пороговых может вызывать отёк лёгких.
При любых авариях с выбросом оксидов азота нельзя пользоваться открытым огнём. Если авария произошла в помещении, нужно проветрить его.
Оксид азота токсичен. Он раздражает глаза, кожу и слизистые оболочки, а при вдыхании вызывает серьёзное отравление. Первые его признаки – головная боль и боль в животе, кашель, сонливость, тошнота и головокружение. При серьёзных отравлениях у пострадавших отмечается помутнение сознания, а также посинение губ и ногтей, состояние, сходное с отравлением угарным газом. Это происходит потому, что и угарный газ, и оксиды азота, соединяясь с гемоглобином крови, способствуют образованию метгемоглобина, который в отличие от гемоглобина не может переносить кислород.
Такое отравление может произойти только при очень высокой концентрации оксидов азота, либо в закрытом помещении. В тяжёлых случаях могут наступить потеря сознания и судороги. Вдыхание оксида азота даже в концентрациях ниже пороговых может привести к отёку лёгких. Симптомы отравления диоксидом азота отличаются от таковых при отравлении оксидом азота. Однако следует учитывать, что в некоторых случаях люди могут оказаться под воздействие одновременно обоих этих веществ. Диоксид азота также раздражает кожу и слизистые оболочки. Может наблюдаться боль в глазах. При его вдыхании начинается кашель, дыхание у пострадавших затруднено даже при небольших концентрациях диоксида. Для отравления характерны головная боль, потливость, слабость, одышка, тошнота и рвота.
Вот какие аргументы выдвигали в версии с ракетой на азотном топливе:
Ю.Рашевский, сын сестры Ю.Дорошенко, химик, высказывался:
«…Самое необычное, что бабушка рассказывала, что цвет кожи ярко-оранжевый. …Воздействие азотной кислоты – кожа сразу получается оранжевого цвета».
Операционная сестра Чуркина упоминает о странном «фиолетовом» оттенке на одежде последних четверых. После того, как одежду сняли с трупов и развесили, через какое-то время она приобрела фиолетовый оттенок, хотя была разных цветов. Чуркина обратила внимание судмедэксперта Бориса Возрождённого на этот факт. Выводов никаких сделано не было, хотя подобная реакция при высыхании одежды – явный признак предшествующего химического воздействия.
Итак (согласно ilo.org, карточка 1709): НИТРОЦЕЛЛЮЛОЗА (сухая, более 12.6% азота) – формула C12H16(ONO2)6O6.
• Очень взрывоопасно. Может взорваться при трении при нагревании при ударе.
• НЕ использовать открытый огонь, НЕ допускать образование искр, НЕ курить.
• НЕ подвергать воздействию тепла, трения или удара.
• НЕ ДОПУСКАТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЫЛИ. Предотвращать образование электростатического заряда.
(!) Данные о влиянии этого вещества на здоровье человека являются недостаточными, поэтому необходимо соблюдать предельную осторожность.
Моё соображение: вот кстати пыль могла возникнуть при переодевании и перетряхивании одеял. (Верхняя одежда туристов была в палатке скомканная и смёрзшаяся. В том числе одеяла.) Или ещё от чего-то…